Слайд 1Тема 2. Организация продовольственного и материально-технического снабжения.
Источники снабжения п.о.п. Формы и
способы доставки продуктов.
Слайд 2Задачи снабжения в условиях рынка.
К организации продовольственного снабжения предприятий общественного питания
предъявляются следующие требования:
обеспечение широкого ассортимента товаров в достаточном количестве и надлежащего качества в течение года;
своевременность и ритмичность завоза товаров при соблюдении графика завоза;
сокращение звенности продвижении товаров;
оптимальный выбор поставщиков и своевременное заключение с ними договоров на поставку товаров.
Слайд 3Основными источниками продовольствия являются предприятия-изготовители.
Предприятия-изготовители продовольственных товаров различных форм собственности: государственные
предприятия пищевой промышленности, акционерные общества, объединения, частные фирмы, изготовляющие продукты питания. Большой вклад в организацию продуктового снабжения вносят производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, многие из которых преобразовались в акционерные общества; фермерские хозяйства, частники, предлагающие излишки сельскохозяйственной продукции. Предприятия общественного питания могут закупать продукты на рынках, оптовых рынках, в магазинах, у частников; в сезон овощей, фруктов многие предприятия для расширения ассортимента выпускаемой продукции занимаются самозаготовкой (соление, квашение, консервирование и т. п.). Крупные фирмы, предприятия, заводы могут организовывать подсобные хозяйства (парники, небольшие свинооткормочные пункты и др.).
Слайд 4Многие виды продуктов поступают на предприятия через посредников - оптовые базы:
оптовые
базы и холодильники, снабжающие мясом, маслом, рыбными и гастрономическими продуктами;
оптовые базы, снабжающие бакалейной продукцией;
оптовые плодоовощные базы.
Слайд 5Оптовые базы закупают товары у предприятий-изготовителей для последующей их продажи розничным
торговым предприятиям и предприятиям общественного питания.
Выходные базы размещаются непосредственно при крупных предприятиях.
Торговые базы находятся в местах потребления. Они закупают товары у изготовителей, выходных и торгово-закупочных баз и других посредников и продают их розничным предприятиям и предприятиям общественного питания.
Слайд 6В качестве посредников между изготовителем и потребителем могут выступать брокеры, торговые
агенты.
Деятельность этих посредников отличается от функций оптовых баз следующим:
они не берут на себя право собственности на товар;
выполняют ограниченное число функций.
Главная их функция — содействие купле-продаже.
Слайд 7Договор поставки является основным документом, определяющим права и обязанности сторон по
поставкам всех видов продукции.
Договор, как правило, имеет четыре раздела:
Преамбула (или вводная часть).
Предмет договора.
Дополнительные условия договора.
Прочие условия договора.
Слайд 8Логистика — это планирование, организация и контролирование всех видов деятельности по
перемещению материального потока от пункта закупки сырья до пункта конечного потребителя. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом.
Слайд 9Для обеспечения предприятия продовольственными продуктами необходимо решить следующие задачи:
что закупить;
сколько закупить;
у
кого закупить;
на каких условиях закупить.
Слайд 10Кроме того, необходимо:
заключить договор;
проконтролировать исполнение договора;
организовать доставку;
организовать складирование и хранение.
На предприятиях
общественного питания должен формироваться список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
Составленный перечень поставщиков анализируется на основании специальных критериев. Зачастую при выборе поставщиков ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок.
Слайд 11К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:
удаленность
поставщика от потребителя;
сроки выполнения заказов;
организацию управления качеством у поставщика;
финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.
Слайд 12Формы и способы товародвижения.
Товародвижение — транспортировка товаров от места их производства
до места потребления.
Основные принципы товародвижения:
оптимальная звенность товародвижения;
эффективность использования транспортных средств;
эффективность использования торгово-технологического оборудования;
сокращение количества операций с товаром.
Слайд 13Товар со склада изготовителя транспортируется на склады выходных баз, потом на
торгово-закупочные базы, затем товар транспортируется на склады торговых баз, после этого на склады потребителя.
При такой схеме товар проходит не менее чем через четыре склада, что может привести к ухудшению качества товара. Такая форма снабжения называется складской. При складской форме поставок обеспечивается лучшая комплектность поступающего сырья и товаров.
Слайд 14Транзитная форма снабжения предполагает прямые связи поставщик-предприятие, минуя промежуточные оптовые базы.
Для
скоропортящихся товаров используется транзитная форма, для нескоропортящихся - складская, а в большинстве случаев применяется смешанная форма снабжения.
Слайд 15Доставка продуктов ведется централизованным и децентрализованным способами.
Централизованная доставка товаров на
предприятия осуществляется силами и средствами поставщиков. При централизованной доставке предприятие освобождается от необходимости иметь свои транспорт.
Слайд 16При децентрализованной доставке вывоз товаров от поставщиков обеспечивает непосредственно само предприятие,
используя свой транспорт.
Слайд 17Со способами доставки тесно связаны и маршруты завоза продуктов.
При децентрализованной
доставке продукты завозятся на предприятия только линейными (маятниковыми) маршрутами, а при централизованной завоз продуктов осуществляется преимущественно по кольцевым маршрутам, т. с. на одной машине товар доставляется на несколько предприятий по кольцу в соответствии с графиком и разработанным маршрутом.
Слайд 18Важную роль в товародвижении выполняет транспорт. Транспортные организации в процессе передвижения
товаров должны обеспечить:
сохранность груза при транспортировке;
своевременную доставку груза;
соблюдение правил загрузки и транспортирование груза;
эффективное использование транспортных средств.
Слайд 19Приемка продовольственных товаров. Материально-техническое снабжение п.о.п.
Слайд 20Приемка продовольственных товаров.
Приемка товаров в столовой является важной составной частью технологического
процесса. Приемку проводят в два этапа.
Продукты получают по количеству и качеству. Первый этап – предварительный. Приемка продукции по количеству производится по товарно-транспортным накладным, счетам- фактурам, путем перерасчета тарных мест, взвешивания и т.п. Второй этап – окончательная приемка.
Масса нетто и количество товарных единиц проверяются одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции — не позднее 24 ч с момента приемки товаров. Масса тары проверяется одновременно с приемкой товара. В случае расхождения фактического веса тары результаты проверки оформляются актом на завес тары, который должен быть составлен не позднее 10 дней после ее освобождения. На каждом тарном месте (ящике, фляге, коробке) должен быть маркировочный ярлык с указанием даты, часа изготовления и конечного срока реализации.
При обнаружении недостачи составляется односторонний акт о выявленной недостаче. Этот товар хранится отдельно, обеспечивается его сохранность и вызывается поставщик по скоропортящимся товарам немедленно после обнаружения недостачи, по остальным - не позднее 24 ч. Поставщик по скоропортящимся товарам обязан явиться в течение 4 ч после вызова, по остальным - не позднее чем на следующий день. После завершения окончательной приемки составляется акт в 3 экземплярах.
Слайд 21Одновременно с приемкой товаров по количеству товар принимается также и по
качеству. Срок проверки качества для скоропортящихся товаров - 24 ч, для нескоропортящихся - 10 дней.
Приемка товаров по качеству производится органолептически (по виду, цвету, запаху, вкусу). При этом проверяют соответствие стандартам, ТУ. К транспортным документам прилагаются сертификаты или удостоверения качества, где указаны дата изготовления, срок реализации, название фирмы; гигиенические сертификаты (с указанием допустимых и фактических уровней тяжелых металлов).
Слайд 22В соответствии с законом «О защите прав потребителей» и санитарным нормами
и правилами товар должен быть безопасным для здоровья потребителей. Запрещается принимать:
мясо всех видов с/х животных без клейма и ветеринарного свидетельства;
яйца без ветеринарного свидетельства;
овощи и плоды с признаками гнили;
грибы соленые, маринованные без наличия документа о качестве;
продукции растениеводства без качественного удостоверения.
Слайд 23Товарные запасы.
Для обеспечения бесперебойной работы производств и реализации продукции в достаточном
ассортименте с учетом спроса потребителей необходимы товарные запасы.
Товарные запасы должны быть минимальными, но достаточными для ритмичной работы предприятия. Для предприятий общественного питания рекомендуются следующие нормы товарных запасов при нормальных условиях хранения:
нескоропортящиеся продукты (мука, сахар, крупа) - 8-10 дней;
скоропортящиеся продукты (мясо, рыба, птица и др.) - 2-5 дней;
запасы хлеба, молока не должны превышать однодневную реализацию.
Слайд 24Материально-техническое снабжение и требования предъявляемые к нему.
К организации материально-технического снабжения предъявляются
следующие требования:
своевременность и комплектность поставок;
бесперебойность, так как перебои в снабжении нарушают четкий ритм предприятий, ухудшают обслуживание, поэтому особенно важно определить потребность в материально-технических средствах и размеры товарных запасов;
надежность и высокое качество поставок, т. е. все материальные средства должны поставляться в соответствии с действующими стандартами и техническими условиями;
правильный выбор формы снабжения.
Слайд 25Нормы оснащения.
Количество материальных средств определяется на основе норм расхода, оснащения, эксплуатационных
норм.
Нормы расхода устанавливаются для определения потребности в предметах одноразового использования, например, одноразовая посуда, моющие средства и другие материалы, целиком потребляемые в процессе торгово-производственной деятельности.
Нормы оснащения устанавливаются для определения потребности в предметах многократного использования (оборудование, мебель, столовая посуда и приборы, кухонный инвентарь и др.). Нормы оснащения зависят от типа предприятия, его мощности.
Спецодежду рассчитывают с учетом эксплуатационных норм — два комплекта для каждого работника в год. Для повара в комплект входят куртка белая, фартук, белый колпак.