Слайд 1Проектная деятельность учащихся на уроках технологии
Черепанова Ольга Петровна
учитель технологии
высшей категории
МБОУ г. Иркутска СОШ №80
Слайд 2
«Будущее отныне принадлежит двум типам людей: человеку мысли и труда. В
сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить – значит трудиться».
В. Гюго
Слайд 3
Приоритетным направлением реформирования российского образования является развитие учащихся, а не только
передача им определенных знаний и навыков во всех предметных областях.
Проектный метод обучения на современном этапе выступает основным звеном в организации творческой самостоятельной работы учащихся.
Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю:
значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал,
разнообразить формы проведения занятий;
развивать мотивационную сферу школьников.
Слайд 4
Метод учебного проекта – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на
решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и другие.
Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.
Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося.
Проектная деятельность содержит:
анализ проблемы;
постановка цели;
выбор средств ее достижения;
поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
оценка полученных результатов и выводов.
Слайд 5
Проектный метод обучения технологии – это интегрированный вид деятельности по созданию
изделий, имеющих личную и общественную значимость.
Выполнение творческого проекта – одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала жизни.
При выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную профессиональную подготовку.
Слайд 6
Цель проектной деятельности - способствовать развитию творческой, активно действующей личности и
формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.
Задачи проектной деятельности:
обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
умение анализировать (креативность и критическое мышление);
умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию);
формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок, качественно, в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Слайд 7
Творческий проект с точки зрения учащегося –
это возможность делать что-то
интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачей, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Слайд 8
Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство
развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
целеполаганию и планированию деятельности;
самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Слайд 9
Успешность выполнения творческого проекта окончательно выясняется на его защите, где учащиеся:
делают
сообщения о ходе выполнения проекта;
представляют наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению);
автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя;
подводится итог обсуждению и ставится отметка.
Слайд 10
Варианты проектов могут быть самыми различными. Необязательно, чтобы весь проект (особенно
сложный) выполнялся самостоятельно. Часть проекта может быть уже готовой или выполнена совместно несколькими одноклассниками, при этом работа каждого
должна быть четко оговорена.
Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен.
Учителям технологии необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.