Слайд 1 Методы
творчества в рамках образовательной области «Технология»
Подготовила: учитель
технологии Жаворонкова Т.А.
г. Иркутск
Слайд 2Что такое творчество?
Творчество- это процесс, присущий деятельности человека. В той или
иной степени творчество доступно каждому.
«Творчество есть созидание нового…»
С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом.
Слайд 3ТВОРЧЕСТВО
МЫСЛИТЕЛЬНАЯ
АКТИВНОСТЬ
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
ВОЛЕВЫЕ
ЧЕРТЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
Слайд 4Творческое мышление - один
из видов мышления, характерный созданием субъективно нового
продукта .
Способность человека к творческому мышлению, а значит, к творчеству называют КРЕАТИВНОСТЬЮ
Креативность - характеристика полноценно функционирующего человека, способность продуцировать уникальные идеи, результаты, способы решения проблем
Слайд 5 Креативность- это те самые творческие способности человека, которые
могут проявляться в мышлении, чувствах, общении.
Креативность связана с особенностями мышления:
-беглость
-гибкость
-оригинальность
-точность
Эти особенности, по сути, и составляют основу креативности, без которой невозможно никакое творчество.
Слайд 6Зачем развивать креативность?
Креативность является серьёзным фактором, движущей силой развития личности, она
обеспечивает такие качества человека, как уверенность в себе, открытость новому опыту, критичность и самостоятельность восприятия и мышления
Слайд 8Творчество на уроке
Изучение «Технологии» позволяет учащимся получить представления о широко распространенных
технологиях преобразования материалов, освоить элементарные трудовые приемы, развить творческие способности в процессе разнообразных видов трудовой деятельности с доступными для обработки материалами.
На уроках технологии ребенок создает целостную вещь, а не компьютерный образ и не математическую модель или иную теоретическую абстракцию, затопившую сегодня школьный мир. В процессе создания вещи развивается чувство прекрасного, воображение, ритм, композиция, что важно для любого вида человеческой деятельности. Кроме того, развивается мелкая мускулатура рук, точность движений, глазомер. Человек, у которого это не развито, не сможет достичь высокого уровня ни в одной профессии.
Слайд 12Элективный курс
Содержание программы должно быть направлено на:
Создание условий для развития личности
ребёнка;
Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.
Слайд 13Проектная деятельность
Основа метода проекта- креативность- умение ориентироваться в информационном пространстве и
самостоятельно конструировать свои знания.
Проектная деятельность организуется в рамках одного предмета или носит межпредметный характер.
Исходный лозунг-
«Всё из жизни, всё для жизни»
Слайд 14Виды проектов
Исследовательские
Творческие
Приключенческие
Информационные
Практико - информационные
Слайд 15Условия применения метода проекта
Существование некой значимой проблемы,требующей
решения путем исследовательского(творческого) поиска
и применения интегрированного знания
Значимость предполагаемых результатов
(практическая, теоретическая, познавательная)
Применение исследовательских (творческих)
Методов при проектировании
Структурирование этапов выполнения проекта
Самостоятельная деятельность учащихся
в ситуации выбора
Слайд 16Методы творчества, применяемые при проектировании
Творческие методы проектирования: аналогии, ассоциации, неологии, антропотехника
Методы, дающие новые парадоксальные решения: инверсия, «мозговая атака», «мозговая осада», бионический метод.
Методы, связанные с пересмотром постановки задачи: наводящая задача-аналог, изменение формулировки задачи, наводящие вопросы, перечень недостатков, свободное выражение функции.
Слайд 17
Аналогии - метод решения поставленной задачи, при котором используются уже существующие
решения в других областях (биоформа, архитектура, инженерные решения и т.п.). Интерпретация творческого источника и превращение его путем трансформации в проектное решение собственной задачи - суть этого метода. Первоначальная идея, заимствованная по аналогии, постепенно доводится до решения, адекватного замыслу. Такое проектирование имеет отношение к функциональному проектированию, т. е. проектированию не предмета (вещи), а способа (функции). Проектируем не печь, способ обогрева помещения, не чайник, а способ кипячения воды, не проигрыватель, а способ воспроизведения звука.
Слайд 18
Ассоциации - метод формирования идеи. Творческое воображение обращается к разным
идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления учащегося, приведение его мыслительного аппарата в постоянную «боевую готовность» - одна из важнейших задач в обучении творческой личности, способной мобильно реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации. Кроме того, в современном дизайне яркое образное мышление понимается как принципиально новый способ самого проектирования.
Слайд 19
Неологии — метод использования чужих идей. Например, можно осуществлять поиск формы
на основе пространственной перекомпоновки некоего прототипа. Но в процессе заимствования необходимо ответить на вопросы: Что нужно изменить в прототипе? Что можно изменить в прототипе? Каким образом лучше это сделать? Решает ли это поставленную задачу? Заимствование идеи без изменений может привести к обвинению в плагиате.
Слайд 20
Антропотехника - метод, предполагающий привязку свойств проектируемого объекта к удобству человека,
к его физическим возможностям. Например, при проектировании сумок есть правило: замок должен быть удобен для открывания его одной рукой; зонт должен раскрываться нажатием на кнопку тоже одной рукой. Вспомните, как сейчас хозяева открывают машину - нажатием одной кнопки на брелке. Все это - антропотехника.
Слайд 21
Инверсия (от латинского inversio - перестановка) - метод проектирования «от противного».
Это кажущаяся абсурдная перестановка - «переворот». Такой подход к проектированию основан на развитии гибкости мышления, поэтому он позволяет получить совершенно новые, порой парадоксальные решения (например, одежда швами наружу и т.п.). Интересно использование декора по методу инверсии: детали, выхваченные из другого изделия, укрупнение декора, смешение видов и стилей декоративных элементов, применение их в самых неожиданных местах и т.д.
Слайд 22
Мозговая атака - коллективное генерирование идей в очень сжатые сроки. Метод
основан на интуитивном мышлении. Главное предположение: среди большого числа идей может оказаться несколько удачных. Главные условия: коллектив должен быть небольшой; каждый участник «атаки» по очереди выдает идеи в очень быстром темпе; всякая критика запрещена; процесс записывается на магнитофон. Затем идеи анализируются.
Слайд 23
Бионический метод заключается в анализе конкретных объектов бионики. Например, механика работы
крыльев у насекомых может дать свежие идеи решения задач по проектированию объектов со створками, наслоением или трансформацией деталей. Свечение некоторых насекомых натолкнуло на идею разработки обуви и одежды со встроенными светящимися в темноте элементами (спортивная одежда: куртки, кроссовки). Бионический подход в дизайне позволяет получить неординарные решения конструктивных узлов, новых свойств поверхностей и фактур.
Слайд 24
Изменение формулировки задачи. Изменение формулировки расширяет границы поиска решения. Если дано
задание спроектировать, например, пляжную сумку, то возможны следующие формулировки:
1) придумать сумку, трансформирующуюся в пляжную подстилку-коврик;
2)придумать сумку, материал которой не пачкается и не промокает;
3) придумать сумку, в которой могут поместиться не только пляжные принадлежности, но и маленький ребенок и которую можно легко катать по песку и камням пляжа;
4)придумать сумку из тончайшей пленки, которая может легко трансформироваться в тент и т.д.
Хотя при изменении формулировки ставятся нетривиальные, порой абстрактные условия, но этим, тем не менее, может быть достигнуто неожиданное решение прагматично поставленной задачи. Применение этого метода развивает мобильность мышления учащегося.
Слайд 25
Наводящие вопросы помогают уменьшить психологическую инерцию и упорядочить поиск вариантов. Ставятся
вопросы следующего характера: что можно в объекте уменьшить, увеличить, разъединить, объединить, добавить, минимизировать и т.д. Например, при решении предыдущей задачи (разработка пляжной сумки) можно поставить следующие наводящие вопросы:
1. Для кого предназначена сумка (для всех, для ребенка, женщины, мужчины)?
2.Будет ли сумка трансформируема и каким образом (в коврик, в тент, на колесиках...)?
3.Каким будет материал сумки (из лоскутков в технике пэчворк, из клеенки, из прозрачной пленки, из плотной ткани, из других материалов)?
4.Сколько карманов и какого размера будет в сумке (для мелочей - расческа,очки, тюбик с кремом; для бутылки с водой, для теннисной ракетки и т.п.)?
5. Какая застежка будет у сумки (молния, магнит, кнопки, завязки)?
Слайд 26
Перечень недостатков - метод заключается в составлении полного развернутого перечня недостатков
изделия. Перечень недостатков дает ясную картину, какие из недостатков подлежат изменению. Здесь учащийся (он же проектировщик) должен перевоплотиться в потребителя объекта.
Слайд 27
Свободное выражение функции - метод поиска «идеальной» вещи. Основная цель метода
состоит в такой постановке задачи, при которой основное внимание уделяется назначению объекта. Функциональность является маяком поиска решения. Например, если проектируется идеальная игрушка для малыша, то она должна удовлетворять ряду условий: быть занимательной, яркой и выполнять развивающую функцию; быть из экологически чистого материала; быть безопасной для малыша: ею нельзя пораниться и ее нельзя проглотить - это самое главное. В русле «функции» и пойдет поиск решения.
Слайд 28Представление творческого проекта- важнейший этап, позволяющий выявить уровень развития творческих способностей
и технологической культуры учащихся.
Постепенно в защите проектов активнее стала использоваться современная техника: аудио- и видеотехника, синтезатор, народные музыкальные инструменты, компьютер.
Слайд 29Представление творческого проекта в форме презентации
Требования:
Титульный слайд с заголовком;
Использование дополнительных эффектов
(смена слайдов, звук)
Полнота изложения материала
Указание целей, хода работы;
Библиография
Логическая последовательность слайдов
Красивое оформление презентации
Слайд 30Когда речь идет о развитии творческих способностей ребенка, то человеком, принимающим
и поддерживающим его эмоциональные проявления, выступает взрослый, неважно кто это будет- педагог или родители. Именно взрослые своей реакцией на творческую деятельность ребенка и его эмоциональное состояние закладывают основы его творческого потенциала.
При работе с ребенком должна быть исключена всякая критика личности и деятельности детей, вы просто обязаны принимать и выслушивать все, что делается и говорится ими.
Чаще хвалите ребенка, говорите, что «умница», «молодец», «все сделал хорошо», «замечательно».
Будьте терпеливы и помогайте ребенку учиться творить.