Слайд 1
Презентация
Методические рекомендации по
организации работы учащихся,
имеющими низкую творческую мотивацию
(декоративно-прикладное творчество
6-7 класс)
Учитель технологии, преподаватель ДПИ: Моисеева Светлана Николаевна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новоярковская средняя общеобразовательная школа»
Каменского района Алтайского края
2013 г.
Слайд 2 Психологи выделяют в развитии ребенка несколько возрастных периодов, каждый
из которых характеризуется специфическими особенностями — внутренней позицией ребенка, его отношением к окружающему. Учащиеся младшего школьного возраста (6-10 лет) активны во внеурочное время (в группе продленного дня) и испытывают интерес выполнить самостоятельно, что-то новое, их легко вовлечь в процесс создания изделия. Но в подростковом возрасте (11-15 лет) часть детей теряет мотивацию к творчеству, и уже в 6-8 классах педагогу приходится прилагать много усилий, чтобы поддержать их интерес.
Взяв за основу опыт учителей технологии школ Северо-Западного округа Москвы, разработала ряд объектов труда, главной особенностью которых является простота изготовления, технологичность, яркое оформление, метод - коллективное творчество, проектную деятельность.
Данные объекты могут быть предложены для изготовления на уроках технологии и в декоративно-прикладном творчестве учащимся 5-8 классов, С учащимися имеющими низкий уровень мотивации к творчеству, а также учащимся надомного обучения (по степени сложности). Более сложные изделия выполняются детьми с высокой мотивацией с использованием часов дополнительного образования, внеурочной деятельности.
Слайд 31. Композиции с использованием сухоцветов, засушенных сорных растений, опавших листьев
деревьев, веток, цветной бумаги, лучше всего предложить нерешительным, скованным детям. Вначале некоторым ученикам трудно составить даже самую простую композицию, часто звучит вопрос: «Здесь нужно приклеивать лист или нет?» В процессе работы у них развивается фантазия, появляется творческий подход, формируется умение самостоятельно принимать решение. Учитель предлагает темы, например:
Слайд 4Рис.1«Нежность» Рис.2 «Одиночество»
Рис.3 «Дружба»
Слайд 52. Коллаж могут выполнить ученики, более уверенные в себе. Этот
объект дает возможность развить фантазию при минимальных затратах труда и отсутствии сложных приспособлений и оборудования, требующих длительного освоения. При выполнении коллажей дети учатся использовать универсальный клей, пластилин, способ печатания, трафарет, шаблон, текстильные волокна, что значительно сокращает время изготовления изделия (Рис. 4) «Весеннее настроение».
Слайд 6Рис. 4 «Весеннее настроение»
Слайд 73. Композиции из соленого теста (Рис. 5) «Аквариум», (Рис. 6) «Ожидание
Нового года». При подготовке к уроку, учителю необходимо приобрести все необходимые материалы (соленое тесто, природный материал, стаканчики, краски, кисти, основу из картона, цветные ленты и др.) в расчете на каждого учащегося. Создание разных условий для работы особенно важно для детей. Кроме того, преподаватель заранее продумывает варианты композиций, отрабатывает технологию и ненавязчиво предлагает образцы ученикам.
Слайд 8Рис. 5 «Аквариум» Рис. 6 «Ожидание Нового года»
Слайд 94. Наиболее сложное изделие - мягкая игрушка - кукла. Преимущества этого
объекта труда заключаются в применении ручных швов, стачных (ручная работа, швейная машина). Изделие можно выполнить из хлопчатобумажных и ворсовых тканей, ткани с металлической нитью, трикотажа, бархата, парчи. Дети могут проявить максимум фантазии при оформлении изделия, проявить стилизацию образа, украсить вышивкой или аппликацией, накладными бантиками, искусственными цветами, елочной мишурой, раскрасить ткань фломастером или красками оформить прическу, личико куклы (Рис. 7) «Барышни в народном костюме».
Слайд 10Рис. 7 «Барышни в народном костюме»
Слайд 11При выполнении мягкой игрушки учащиеся используют знания и умения, полученные на
уроках математики, изобразительного искусства. Например, перед построением выкройки юбки в форме окружности можно повторить тему по математике - построение окружности и сегмента. Демонстрация межпредметных связей особенно важна для учащихся, а также актуальна в образовании.
В каждом из выше предложенных вариантов изготовления изделий преподавателю можно применить методы работы в группах, парах или коллективное творчество, проектную деятельность, а работу разделить на этапы.
Слайд 12Например:
1. Информационно - теоретический этап: На начальном этапе выполнения работы
учащиеся коллективно обсуждают какое изделие они представляют в готовом варианте, какие материалы будут использовать в работе, цветовое решение и другие вопросы касающиеся непосредственно задания.
2. Поисковый этап: Учащиеся объединяются в группы и приступают к поиску, сбору материала будущего изделия (краски, карандаши, текстиль, природный материал, картон, пуговицы и др.).
Слайд 133. Практический этап: Дети делятся на пары и приступают к
выполнению различных деталей изделия (вяжут крючком, лепят, сшивают текстиль, склеивают, вырезают и т.д.). Здесь потребуется помощь друга, если не все хорошо получается при выполнении мелких и крупных деталей.
4. Заключительный этап – где учащиеся вновь объединяются в группы и приступают к сборке готового изделия. Каждый из учащихся вносит свою посильную лепту, свой труд в изготовление заданной темы, работы.
Слайд 142. Коллективный поиск и сбор информации, материала для работы (печатная литература,
Интернет)
Проектная деятельность
«НАТЮРМОРТ»
(коллективная работа 6-7 класс)
Первый день:
Постановка цели, задачи учащимся.
1. Выполнение композиции «НАТЮРМОРТ»
Слайд 153. Определение наилучшего варианта для работы, увеличение рисунка «Натюрморт»
Слайд 164. Деление на группы:
*вязание крючком «цепочек»
*раскрашивание изображения
Слайд 17Второй день:
5. Работа в группах, парах:
* Сборка изделия (приклеивание по контуру
деталей - вязанными цепочками);
* Доработка изделия цветными маркерами;
* Оформление в вязанную рамочку.
Работа готова!