Слайд 2Люди всегда хотели выглядеть привлекательно, украшая себя самым удивительным образом, но
нередко это стремление выливалось в причудливые и абсурдные формы. То, что сегодня считается стильным и красивым, завтра может оказаться смешным и нелепым. На протяжении веков одни модные причуды сменялись другими. Порою, складывается ощущение, что история моды – это скорее история юмора, чем красоты.
Слайд 3Дом на голове или мыши в волосах
Франция, законодательница мод, в конце
XVII – начале XVIII века подарила всему миру моду на огромные прически и парики.
Людовику XIV приписывают введение моды на мужские парики. Хотя на самом деле модники полюбили парики задолго до того, как Король-солнце взошел на престол. А Людовик, рано начавший лысеть, в один прекрасный день своим королевским указом обязал носить парики поголовно всех. Мода на парики, которые со временем меняли цвет и форму, продержалась несколько веков.
Слайд 4
Женская прическа в 18 веке отличалась пышными и необычными формами, замысловатыми
конструкциями и часто держалась только за счет специальных каркасов. Волосы начесывались на подушечку, дополнялись шиньонами и могли достигать метра в высоту. Носили такую прическу по нескольку недель, меняя только украшения. На головах женщин красовались вазы, башни, корабли и картины морских сражений, корзины с фруктами, фигурки детей, и даже клетки с живыми птицами, причем, чем более редкой и экзотичной была птица, тем больше она была популярна. Чем экстравагантнее было сооружение на макушке, тем большей кокеткой считалась женщина.
Слайд 5Для украшения подобных произведений парикмахерского искусства использовались также ленты, перья, драгоценные
камни, жемчужные нити и все, что под руку попадалось. Для прочности прически смазывались салом, а на ночь эти конструкции покрывались металлической сеткой, служившей защитой от грызунов. Но от насекомых никакие сетки не спасали. Вши, заводившие в таких уютных для них гнездах, в то время считались нормой.
Слайд 6
Лопаточка для чесания головы.
Поскольку столь сложные архитектурные сооружения на голове требовали
многих часов упорной и очень дорогой работы куафера, то, естественно, женщины причесывались не ежедневно. Даже аристократки делали это раз в 1-2 недели. Мещанки же причесывались и того реже — раз в месяц, а прически сохраняли как можно дольше нетронутыми. Волосы дам кишели насекомыми (вшами и блохами) и пахли прогорклой помадой (в среднем ее на прическу уходило до 1 кг!). Иногда там даже заводились мыши, привлеченные запахом пшеничной или рисовой муки, из которой готовили пудру.
Чтобы отбить дурной запах, волосы сильно душили всевозможными благовониями, так что от дамы пахло за 50 шагов. Модницы постоянно носили с собой флакончики с резкими духами. Существовала специальная костяная или металлическая спица - трость (grattoirs), с помощью которой можно было, просунув ее сквозь валики, подкладки и прочие «примочки» и «прибамбасы», почесать голову, потому что зуд был постоянно, не портя прически. Эти палочки для чесания обычно имели наконечник в форме человеческой кисти.
Во время сна пользовались специальными, обтянутыми шелком деревянными подставками-подголовниками, которые давали возможность держать прическу на весу. Некоторые модницы вообще спали сидя в креслах
Слайд 7Главный сюжет карикатур в журналах того времени – парикмахер, чтобы соорудить
прическу клиенту, взбирается на лестницу. В Париже было около 1200 мужских парикмахеров, каждый имел своего собственного. На ночь многие модники надевали специальный воротник с приманкой для крыс – чтобы те не покусились на напомаженную и напудренную прическу.
Слайд 8
Прически могли изображать эпизоды охоты, натюрморты, пейзажи, ветряные мельницы, крепости, мосты,
корабли, сады, корзинки с фруктами, рога изобилия, сцены из модных пьес, казни и даже моменты интимной близости.
Торжественный спуск на воду королевского фрегата «Адмирал» привел к появлению прически «адмиральская» с корабликом под парусами на макушке.
Промчавшаяся по парижскому небу комета породила прическу «комета» с длинным хвостом из хлопчатобумажного газа.
Когда в моду вошли живые цветы, в прически стали прятать флаконы с водой, чтобы цветы не увядали.
Слайд 9
Затем пришла мода на овощи и фрукты: артишоки, кочаны капусты, морковь,
редис и т. п. Их сменили птичьи гнезда с яйцами и клетки с птицами.
В прическу вставлялось множество драгоценностей. Случалось, что голова знатной дамы была так усеяна золотом и драгоценными камнями, что ее вес превышал вес всего тела. В украшении причесок использовали почти всё, что только могли найти - ленты, драгоценности, ткани, цветы, плоды, вплоть до статуэток и и настоящих композиций из макетов.
Слайд 10Блохоловки
До XVIII века регулярно стирать было не принято, да и
описанные выше прически не соответствовали санитарным нормам, в результате просвещенная Европа кишела блохами. Чтобы избавиться от этой напасти, французы придумали блохоловку – драгоценную брошку-ловушку, внутри которой находилась капля крови и капля меда. Считалось, что блоха сама должна была залезать в ловушку, чувствуя запахи, прилипать там, однако не все блохи были настолько любопытны. Среди версальских кавалеров было модно носить в ловушке блоху, пойманную на теле дамы сердца.
Слайд 11Блошиная охота в картинах и графике.1510-1870.
На протяжении веков люди не могли
избавиться от блох.
Тем менее, эти кровососущие паразиты породили жанр специфической эротики- картины на сюжет блошиной охоты.
Слайд 12
Образ молодой женщины в неглиже, с открытой грудью, ловящей блох в
одиночку или при помощи мужчин, встречается на многих картинах и рисунках с 1500-х годов вплоть до 19-го века.
Слайд 13Каблуки
Людовик XIV носил красные каблуки
Слайд 14Художник Иван Билибин изобразил Стеньку Разина на каблуках, чтобы подчеркнуть его
высокое положение
.
Оказывается, каблуки изобрели и долгое время носили исключительно мужчины. Появились они как приспособление для верховой езды (каблук не давал пятке при плохой посадке проскользнуть в стремя и застрять там. В противном случае всадник, упавший с лошади, волочился бы за ней по земле). Своего расцвета мода на мужские каблуки достигла в XVII веке благодаря французскому королю Людовику XIV. Модники тогда щеголяли на каблуках высотой 7-8 сантиметров. Людовик носил красные каблуки и платформу – как пишут историки, высотой около 2 сантиметров. Но некоторые франты умудрялись взгромоздиться и на 11-сантиметровые платформы. Колодки тогдашней обуви были куда менее удобными, чем сейчас, чтобы хоть как-то передвигаться в таких туфлях, пришлось ввести моду на трости. Своего расцвета каблук достиг в XVIII веке, но в России обувь на каблуках мужчины носили вплоть до конца XIX века.
Слайд 15Пулены и чопины
В XIV веке в Европе распространилась так называемая
бургундская мода, одним из характерных элементов которой были длинноносые туфли – пулены.
Моду на остроносую обувь - пулены (poulaines — нос корабля), в 14 веке ввели рыцари, подчеркивая тем самым свою непричастность к труду. Длина носов была строго регламентирована: принцам крови разрешалось носить обувь с носами в 2,5 ступни, родовитым дворянам - в 2 ступни, рыцарям - в 1,5 ступни, горожанам - в 1 ступню, простолюдинам - в 0,5 ступни.
Пустой носок забивали паклей. Пулены были символом флирта.
Церковь видела в этой обуви угрозу благопристойности. Кроме того в пуленах было неудобно вставать на колени во время молитвы. Обувь была названа когтем Сатаны и проклята Ватиканом. Черную чуму объявили наказанием за пулены.
Слайд 16
Господин Пулен выдумал очень странный фасон обуви, которая, впрочем, получила широкой
признание. Ее называли пуленами или пулинами.
Это была обувь с более или менее динными носами, в зависимости от того, кто ее носил: в соответствии с королевским эдиктом тут же утвердилась иерархий костюмов, которую все признавали. Так, принцы и могущественные феодалы носили пулены в два фута длиной, богачи - в один фут, простой люд – в полфута.
(Отсюда пошло выражение жить на широкую ногу.)
В рождении этого сочетания слов, как еще рассказывают, повинна мода, которая возникла в Англии еще в XII веке. На большом пальце правой ноги английского короля Генриха II Плантагенета появился уродливый нарост. Король никак не мог изменить форму обезображенной ноги. Поэтому он заказал себе башмаки с длинными, острыми, загнутыми кверху носками
Слайд 17
Эффект оказался потрясающим. Уже на следующий день сапожники были завалены заказами
на "носатую" обувь; каждый новый заказчик стремился перещеголять предыдущего. Король счел за благо ограничить длину носков в законодательном порядке: обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее полуфута (15 сантиметров), рыцарям и баронам - в один фут (около 30 сантиметров), а графам - в два фута.
Размеры обуви стали, таким образом, свидетельством богатства и знатности. Про богатых людей заговорили: "Ишь, живет на широкую ногу (или на большую ногу)!"
Чтобы огромные ботинки не сваливались, модникам приходилось набивать их сеном. Поэтому во Франции, которую эта мода тоже не миновала, родилось и другое выражение: "иметь сено в башмаках"; оно также означает: "жить в довольстве".
Другие относят появление длинной обуви к XIV веку. Испанцы считают, что идиома "жить на широкую ногу" является испанской, немцы - немецкой, и т. д.
Чтобы длинные носы не мешали ходить, их пристегивали цепочками к браслету у колена. Щеголи украшали их колокольчиками, различными фигурками зверей, маленькими зеркальцами.
Слайд 18Женская обувь была похожа на мужскую, но носы ее не были
настолько длинными: этого не позволяли длинные юбки.
Прошедшие века оставили нам и множество других модных нелепиц в области обуви, к которым можно отнести и своеобразные туфли, называемые – chopines, придуманные в Венеции. Чопины - это обувь на очень высокой платформе или двух каблуках. В XVI веке из-за того, что улицы города на воде были заполнены нечистотами, а платья были дороги, женщинам приходилось взбираться на большую высоту. Удержать равновесие на таких туфельках было непросто. Любопытно, что высота каблуков являлась показателем высокого рода. Так что самые высокие платформы были у дам из знатных семей. Длина некоторых экземпляров достигала 60 сантиметров. Пришлось издавать даже специальные указы, регламентирующие высоту каблука по сословиям.
Слайд 19Современные модельеры также не отстают. Например, инопланетные туфли Александра МакКуина, занявшие
почетное место в списке самых странных аксессуаров года, в представлении не нуждаются.
Слайд 20Кентавр в юбке
Но современная мода все-таки более снисходительна к женщинам, чем
в конце девятнадцатого столетия, когда пышным цветом расцвела мода на турнюры – своеобразные накладки (подушечки), которые привязывали на поясе под подолом платья, чтобы зрительно увеличить объем ягодиц. Даже в наглухо закрытых платьях женщины умудрялись демонстрировать привлекательность своей фигуры при помощи корсетов, турнюров или пышных драпировок.
Но иногда дамы делали турнюр такого размера, что юбка ложилась под прямым углом к спине и достигала в длине полуметра, что зрительно превращало обладательницу наряда в женщину-кентавра. Наиболее изобретательные и практичные модницы умудрялись закрепить под турнюром небольшой стульчик, который полностью скрывался под юбкой, свисающей до земли.
Слайд 21Ширина юбки
В середине XIX века юбки стали максимально широкими, и
мужчины с возмущением писали в модные журналы.К дамам стало невозможно подойти из-за небывалой пышности юбок! Вслед за этим появилось множество карикатур, с подписями такого типа: «Лучше бы по моему саду прошел ураган, чем этот кринолин».
Слайд 23В конце XIX – начале XX века юбки стали, напротив, слишком
зауженными, а искусствоведы пишут, что дамы даже связывали ноги веревочкой, чтобы не порвать юбку.
Слайд 24Корсеты
Первые корсеты появились в Европе только в средние века по
вине… Крестовых походов. В те времена корсеты носили, как вы успели догадаться не только женщины, но и мужчины. Именно корсеты несли в себе защитную функцию и внешне напоминали воинские доспехи.
Слайд 25
Вы не поверите, но в период испанской моды корсет был просто
необходим, так как идеалом красоты считалась фигура лишенная каких-либо округлостей. Это сейчас все стремятся к округлостям, а в те времена красивые формы были не в почете и их зажимали железными корсетами на винтах. Корсет больше напоминал металлический панцирь или орудие пыток, но никак элегантный элемент гардероба. Я представляю, как больно и мучительно было женщинам. Оказывается в то время красота требовала еще больших жертв чем сейчас. Спасибо французам которые ввели в моду свободу и простор. Пиком моды в середине XVII века стали большие декольте подчеркивающие пышную грудь и округлые бедра, но по прежнему тонкую талию. Корсет продолжал делать свое дело.
Слайд 26
Мужчины охотно носили корсеты на протяжении всего XIX века. В журналах
корсет рекламировался как отличный способ быстро обрести стройность, а в 1820-1840 годах денди утягивались особенно сильно, дабы превратить свою фигуру в самый модный тогда мужской силуэт - «песочные часы»!
Слайд 27
Кати Джанг (Cathie Jung) - женщина которая попала в книгу рекордов гиннеса
как женщина с самой маленькой талией. Дело в том, что Кати очень любит корсеты и носит их уже половину своей жизни. Сейчас женщине 68 лет и она до сих пор носит корсеты, снимает она это экзотическое украшение всего минут на 30 в день. Собственно рекордная талия - 38.1 см, это почти в два раза меньше чем самый большой бицепс.
Слайд 28Маскарадные шляпки 1885-1900
Дамы в костюмах для бала-маскарада не только могли показать
запрещенные в обычной одежде прелести, но и блеснуть чувством юмора. В фантазии и изобретательности они почти не уступают шляпкам конца 18 века- тут и крышки от кастрюль, и аптекарская ступка,и башмачок Золушки и даже настоящий аквариум.
Эти картинки- из коллекции старинных рекламных сигаретных карточек.
Слайд 29Лосины и узкие сапоги
Едва ли не самыми большими страдальцами за
моду с XVIII и до начала XX века кажутся мне военные. Помимо париков, треуголок и узкого, неудобного мундира русским солдатам от их заграничных коллег достались лосины – обтягивающие штаны из оленьей или лосиной кожи, которые надевались мокрыми и, высыхая, идеально обтягивали ногу. В отличие от современных, настоящие лосины были совсем не удобны: высохнув, лосиная кожа дубела, нога в таких штанах не сгибалась и покрывалась кровавыми мозолями, так что выдавать лосины новобранцам рекомендовалось только после трех месяцев обучения, когда они научатся маршировать на прямых ногах. Как парадная форма одежды лосины сохранились до Октябрьской революции.
В Англии 18 века светские модники носили настолько тугие панталоны, что для одевания брючки растягивали на специальных колышках, и джентльмен запрыгивал в них.
Слайд 30
Денис Давыдов был не только поэтом и бравым гусаром, но еще
и щеголем
Офицерские сапоги с точки зрения удобства тоже были не подарок – высокие и такие узкие, что между ногой и голенищем нельзя было просунуть палец. Надевать их приходилось долго и мучительно. А уж снять без помощи денщика и специальной дощечки с вырезом для каблука - и вовсе невозможно. Процесс разувания выглядел так: при помощи дощечки нога выходила из голенища сапога, но застревала в подъеме голенища; денщик становился спиной к офицеру и тянул сапог, а офицер другой ногой упирался в спину денщика, и постепенно сапог снимался. Внутрь сапога засыпался тальк или канифоль – носков в армии не носили.
При всей своей «пыточности» сапоги являлись предметом особой заботы и щегольства офицеров. В мирное время для участия параде они заказывали специальные сапоги, голенища которых зашивались на ноге. После парада голенища распарывались - снять такие сапоги было невозможно.
Слайд 31Любопытный факт:
в 80-х годах XVIII века фельдмаршал, светлейший князь и фаворит
Екатерины II Григорий Потемкин сделал военную форму куда более удобной, избавил солдат от узкого мундира, лосин и париков, резонно объясняя: «Всякое щегольство должно уничтожить, ибо оно есть плод роскоши, требует много времени, иждивения и слуг; чего у солдата быть не может... Завивать, пудриться, плесть косы - солдатское ли это дело; у них камердинеров нет. Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдата должен быть таков: что встал - то готов..."
Просуществовала новая форма недолго – фактически ее даже не успели внедрить повсеместно. Аргументы Потемкина не казались такими уж бесспорными его современникам. После смерти Екатерины Павел I тут же вернул и косы, и букли, и узкий мундир. Фактически он выбрал красоту вместо удобства.
У французского философа Вольтера было 80 тростей. Его современник Жан Жак Руссо имел 40. Во Франции 18 века трости были в моде, их носили и мужчины, и женщины. Женские тросточки часто оснащались бутылочками для духов, музыкальными механизмами или романтическими картинками, спрятанными внутри.
В Англии 19 века носить зонтик под мышкой считалось дурным тоном. Хорошо воспитанные люди брали зонт посредине и носили ручкой вниз. Среди британской знати модными считались лишь шелковые зонты, и то только зеленые или синие. Однако для большинства населения это было недоступной роскошью. Во время дождя обычные прохожие прятались под стационарными зонтами, что обычно обходилось им в 1,5 пенса в час.
Слайд 32Клеши
ХХ век тоже преподнес истории моды один из курьезов –
брюки клеш. Хотя такой крой достаточно популярен и сейчас, были времена радикально широких штанов. Вэпоху расцвета движения хиппи штанины клешились от колена, при этом ширина клеша была регламентирована: если ширина брюк под коленом составляла 21 сантиметр, то внизу, у щиколотки, – 23. Позже появились и более модные модели: "форматом" 23 на 25, а некоторые экстремалы носили брюки клеш 27 на 32 сантиметра. На пике моды такие штаны шились из самых разнообразных тканей: можно было встретить и хлопчатобумажные модели, и брезентовые брюки. Затем в сам клеш начали вставлять дополнительные клинья, расширяющие "колокол". Например, как у Волка в одной из серий «Ну, погоди!». Из-за того, что брючины постоянно обтрепывались, снизу делали бахрому или пришивали металлическую застежку-молнию.
Слайд 33Брюки
Есть мнение, что принц Уэльский ввел в моду новый элемент одежды,
хотя этот элемент появился на много раньше при Английском монархе Эдуарде седьмом, правда не прижился. Речь идет о подворотах на мужских брюках. Принц Уэльский что бы не заляпать брюки во время дождя, предусмотрительно их подвернул, так в моду вошли манжеты на брюках, причем не только на мужских, но и на женских и независимо от погоды.
МАНЖЕТЫ вошли в моду, благодаря прогулке принца Уэльского.
Слайд 34
В Петербурге главный рафинированный щеголь – князь Феликс Юсупов.
В военные
годы русские щеголи и пижоны полюбили трофейную моду. Привезенные из Германии и других стран вещи стали модным товаром для тех, кого в последствии назовут стилягами