Презентация, доклад к защите курсового проекта Внедрение проблемного обучения на уроках технологии

Содержание

Суть и основные понятия проблемного обучения.Умственное развитие детей зависит главным образом от способа обучения. В методике трудового обучения еще нет основательно разработанной системы развития интеллектуальных способностей учеников, творческого отношения к труду, психологической готовности к нему.Исследования показывают,

Слайд 1Внедрение проблемного обучения на технологии
«Чтобы иметь
право учить


надо постоянно
учиться самому».
Внедрение проблемного обучения на технологии«Чтобы иметь    право учить –

Слайд 2Суть и основные понятия проблемного обучения.
Умственное развитие детей зависит главным образом

от способа обучения. В методике трудового обучения еще нет основательно разработанной системы развития интеллектуальных способностей учеников, творческого отношения к труду, психологической готовности к нему.
Исследования показывают, что одним из действенных путей развития мышления детей является сближение процессов познания и обучения. Ученик не может заметить противоречие в учебном материале сам, ему нужна помощь.
Наилучшим способом для этого служит задание, которое вызывает теоретическое или практическое затруднение, связанное с определенным противоречием. Такое задание называется проблемным. Оно может быть изложено в форме вопроса, задачи или практического задания.

Суть и основные понятия проблемного обучения.Умственное развитие детей зависит главным образом от способа обучения. В методике трудового

Слайд 3Соотношение репродуктивной и творческой деятельности учащихся
Достижение оптимального соотношения между творческой и

репродуктивной деятельностью учащихся
Репродуктивное, воспроизводящее обучение является основным средством накопления знаний о предметах и явлениях объективной действительности, служащих базой для творчества.
Решение учебных проблем способствует формированию творческих черт личности.

Соотношение репродуктивной и творческой деятельности учащихсяДостижение оптимального соотношения между творческой и репродуктивной деятельностью учащихся Репродуктивное, воспроизводящее обучение

Слайд 4Преимущества развивающего обучения перед традиционным
делает учебный материал более доказательным, способствуя тем

самым превращению знаний в убеждения;
эмоционально захватывает учеников, формирует интерес к научным знаниям, вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих возможностях;
стимулирует развитие умения самостоятельно переносить имеющиеся знания в новую ситуацию;
способствует развитию умения видеть новые проблемы в привычных, стандартных ситуациях;
вырабатывает умение комбинировать ранее известные способы разрешения проблем с новыми, оригинальными;
способствует активному формированию ряда личностных качеств: инициативности, критичности и самокритичности мышления.


Преимущества развивающего обучения перед традиционнымделает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения;эмоционально захватывает

Слайд 5Уровни проблемного обучения.
Первый уровень — проблемное преподавание. Учитель формулирует тему урока,

вводит учащихся в проблему, создает проблемные ситуации, решает их, анализирует и обобщает полученные результаты. Находясь в условиях проблемной ситуации, ученики следят за ходом его мыслей, усваивают учебный материал и приемы умственной деятельности.
Уровни  проблемного обучения.Первый уровень — проблемное преподавание. Учитель формулирует тему урока, вводит учащихся в проблему, создает

Слайд 6Подготовка для проблемного изучения учебного материала по теме "Заготовка продуктов"
Учащиеся из опыта

знают о возможности сохранения плодов и ягод варением, маринованием, солением, квашением, мочением, сушкой и т.п., но их знания требуют теоретического обоснования и систематизации, поскольку объяснить, почему ягоды быстро портятся или почему компоты варят по определенной технологии, они не могут.
Подготовка для проблемного  изучения учебного материала  по теме

Слайд 7На втором уровне проблемного обучения учитель создает проблемную ситуацию, вместе с

учениками формулирует проблему при их участии решает ее.

Задание на определение способа раскладки ткани для раскроя также всегда имеет проблемный характер. В результате учащиеся должны понять, что широкую ткань для раскроя нужно раскладывать, согнув вдвое по ширине лицевой стороной внутрь, а узкую — на всю ширину в два слоя лицевой стороной внутрь. Выбирая способ раскладки ткани, необходимо учесть рисунок и направление ворса. Долевая нить должна проходить посередине основных деталей.

На втором уровне проблемного обучения учитель создает проблемную ситуацию, вместе с учениками формулирует проблему при их участии

Слайд 8На третьем уровне учитель помогает учащимся сформулировать проблему и решить ее.


: 1. Каким образом площадь поверхности прихватки зависит от изменения её формы?
2. Как изменяется площадь поверхности прихватки при изменении её размеров?
Учебная проблема вызывает определенное психологическое состояние ученика, которое способствует ее решению. Причем неизвестное с известным в учебной проблеме связаны так, что в ходе ее решения ученик должен открыть для себя новые знания или способы действия, которые невидимой нитью связаны с известными и легко 'присоединяются к имеющейся у него системе знаний.

На третьем уровне учитель помогает учащимся сформулировать проблему и решить ее.  : 1. Каким образом площадь

Слайд 9Четвертый уровень — творческая активность.
Ученики самостоятельно находят проблему, решают ее,

делают выводы и обобщения из полученных результатов. Роль учителя при этом сводится к опосредованному руководству всеми этапами проблемного обучения.
Четвертый уровень —  творческая активность.  Ученики самостоятельно находят проблему, решают ее, делают выводы и обобщения

Слайд 10Пример проблемной ситуации.
Определяя виды одежды, выбирая фасоны и ткани для пошива,

желательно пользоваться слайдами, на которых нет поясняющих надписей. Такая наглядность дает возможность создать ряд проблемных ситуаций. Сначала учитель спрашивает, по какому признаку классифицирована одежда на рисунках. Проанализировав все их, ученики делают вывод, что на плакатах одежда разделена на группы по назначению: домашняя, праздничная, повседневная. Далее учащиеся выясняют особенности одежды каждого вида.
Пример  проблемной  ситуации.Определяя виды одежды, выбирая фасоны и ткани для пошива, желательно пользоваться слайдами, на

Слайд 11Типы проблемных ситуаций
Несоответствие между имеющимися знаниями и способами действия и новыми

требованиями.
Из разнообразных знаний или способов действия нужно выбрать необходимые.
Поиск путей использования имеющихся знаний и способов действия в принципиально новых условиях
Противоречие между теоретически возможным, путем разрешения задачи и его практической невыполнимостью или нецелесообразностью.
Несоответствие восприятия реального технического объекта его схематическому изображению.
Затруднения под влиянием "психологического барьера "предыдущего опыта.
Несоответствие между созданным образом действия и его практическим выполнением.
Противоречие суждений.
Типы проблемных ситуацийНесоответствие между имеющимися знаниями и способами действия и новыми требованиями.Из разнообразных знаний или способов действия

Слайд 12Несоответствие между имеющимися знаниями и способами действия и новыми требованиями.
Примером такой

ситуации может служить фрагмент урока по закреплению выполнения машинных швов. После того как ученицы изучили все виды машинных швов, я даю им практическое задание: обработать срез неправильной формы, сделанный на тканях. Сначала они не поняли сложности этого задания. Но когда начали его выполнять, обнаружились затруднения, которые вызвали проблемную ситуацию. Из-за неровности среза его нельзя было обработать швом вподгибку. Не помогли и полоски ткани, вырезанные по продольной, косой и поперечной нитке, которые применяются при обработке срезов окантовочным швом. Возникло несоответствие между известными и неизвестными (новыми) способами действия. В существовании соответствующего способа действия учащиеся не сомневаются, они из опыта знают, что такие срезы можно обработать. Возникает вопрос: "Как это сделать?"
Несоответствие между имеющимися знаниями и способами действия и новыми требованиями. Примером такой ситуации может служить фрагмент урока

Слайд 13Из разнообразных знаний или способов действия нужно выбрать необходимые.
Этот тип

проблемной ситуации очень часто возникает в трудовом обучении во время конструирования, выработки технологии изготовления изделия, в процессе раскроя и т.п. Например, на слайде с рисунком модели одежды пропущен один из элементов (не нарисованы рукава платья). К плакату прилагаются выкройки из бумаги этого элемента, но разных фасонов. Учитель поочередно прикладывает их к плакату и предлагает ученицам выбрать фасон, который более всего соответствует данной модели одежды.
Из разнообразных знаний или способов действия нужно выбрать необходимые.  Этот тип проблемной ситуации очень часто возникает

Слайд 14Выбор конструкции рукава к модели платья.

Выбор конструкции рукава  к модели платья.

Слайд 15Поиск путей использования имеющихся знаний и способов действия в принципиально новых

условиях

В процессе трудового обучения возникает много проблемных ситуаций, для решения которых нужно использовать теоретические знания. Например, задание определить направление долевой нити является проблемным, поскольку каждый материал имеет свои особенности. Конфликтный характер носит ситуация, когда все известные учащимся методы определения долевой нити не дают возможности обнаружить, где в данной ткани основа, а где уток. Несмотря на детальные объяснения, в процессе раскладки выкройки на ткани возникает ряд учебных проблем.

Поиск путей использования имеющихся знаний и способов действия в принципиально новых условиях  В процессе трудового обучения

Слайд 16Противоречие между теоретически возможным, путем разрешения задачи и его практической невыполнимостью

или нецелесообразностью.

Не имея соответствующего опыта и знаний, ученица, скажем, собирается шить платье из плотной ткани с воротником, имеющим очень длинные и слишком острые концы. Поскольку замысел возник, она ищет пути его осуществления. Искусственно снимать подобные ситуации, прямо отвергать идею учащихся в данном случае нецелесообразно. Наоборот, необходимо создать такие условия, чтобы ученица сама поняла недостатки своего замысла. Например, в данном случае можно обратить внимание на то, что обработать такой воротник практически невозможно. Данное противоречие приводит к возникновению проблемной ситуации.

Противоречие между теоретически возможным, путем разрешения задачи и его практической невыполнимостью или нецелесообразностью. Не имея соответствующего опыта

Слайд 17Несоответствие восприятия реального технического объекта его схематическому изображению.
Схематическая наглядность для

учеников выступает как задача с неполными данными. Затруднения, возникающие при этом, можно использовать для создания проблемных ситуаций.
Работа с графическим изображением требует развитого пространственного воображения. Переход от чертежа к реальному предмету и наоборот, умение за каждым символом схемы видеть деталь, вникнуть в характер взаимосвязи деталей изделия требуют напряженной, творческой умственной деятельности учеников. Использование проблемных ситуаций способствует развитию этих умений и навыков в работе с графическими изображениями, помогает формировать техническое мышление.
Наиболее благоприятные условия для создания проблемных ситуаций во время работы с графическим изображением возникают тогда, когда в их статике необходимо увидеть динамику процессов.
Несоответствие восприятия  реального технического объекта  его схематическому изображению.  Схематическая наглядность для учеников выступает как

Слайд 18Пример несоответствия восприятия реального технического объекта его схематическому изображению.
У ученика

нет опыта видеть в чертеже будущую модель.
Пример несоответствия восприятия  реального технического объекта  его схематическому изображению.  У ученика нет опыта видеть

Слайд 19Затруднения под влиянием «психологического барьера» предыдущего опыта.
Сущность этого психологического явления заключается

в том, что выработанные в процессе практической деятельности умения и навыки тормозят установление новых способов действия. Учащиеся не могут освободиться от привычных способов действия и пойти путем новых, оригинальных решений.
Различают два вида этого явления: репродуктивное и ассоциативное торможение. Репродуктивное торможение наблюдается тогда, когда вместо нового способа выполнения действия проявляется другой, усвоенный ранее. Оно может использоваться для создания проблемных ситуаций только в том случае, когда возникает необходимость его избежать. Ассоциативное торможение проявляется при замене ранее усвоенных способов действия.
Затруднения под влиянием «психологического барьера» предыдущего опыта. Сущность этого психологического явления заключается в том, что выработанные в

Слайд 20Несоответствие между созданным образом действия и его практическим выполнением.
Такие проблемные

ситуации возникают во время усвоения новых способов действия или при усовершенствовании усвоенных ранее. Прежде чем выполнить какое-либо действие, ученик в своем сознании должен создать его образ. Источником создания такого образа являются объяснения и демонстрации учителя, описания этого действия в учебниках, инструкциях и т.п. Естественно, созданный в голове ученика образ будет близким к первоисточнику. Но само действие ученика, как правило, не соответствует его образу. Причиной этого является, во-первых, то, что в источниках образа действия многое опущено как несущественное, а для ученика оно важно, так как не известно; во-вторых, восприятие образа действия, особенно по тексту, всегда неполное даже в основных своих компонентах.
Несоответствие  между созданным образом действия  и его практическим выполнением.  Такие проблемные ситуации возникают во

Слайд 21Пример проблемной ситуации: «Несоответствие между созданным образом действия и его практическим

выполнением».

При заправке нижней нити ученики наблюдают, как учитель легко и быстро вставляет шпульный колпачок в челночное устройство, но когда они сами начинают повторять действия учителя, с первого раза у них это не получается. Приходиться повторять движения вновь и вновь. Возникает несоответствие между увиденным и его исполнением.

Пример проблемной ситуации:  «Несоответствие между созданным образом действия и его практическим выполнением».  При заправке нижней

Слайд 22Противоречие суждений.
Противоречие суждений, наиболее часто возникают во время конструирования, планирования технологических

процессов, когда сталкиваются суждения «возможно — невозможно», «рационально — не рационально». Например, на практике часто приходится видоизменять предлагаемую модельерами одежду. А для этого необходимо учитывать все элементы изделия. Так, если изменяется цвет или рисунок ткани, то изменения требуют и отделка изделия, и расположение фасонных линий и т.п. Соответствующие теоретические сведения ученикам сообщаются, но все практические ситуации невозможно предвидеть и описать.
Противоречие суждений. Противоречие суждений, наиболее часто возникают во время конструирования, планирования технологических процессов, когда сталкиваются суждения «возможно

Слайд 23Противоречие суждений.

Противоречие суждений.

Слайд 24Выводы
Установленная классификация проблемных ситуаций на основе противоречий важна для правильной организации

проблемного обучения. Она дает возможность проследить за особенностями процесса мышления в условиях различных типов противоречий, глубже проникнуть в суть понятия "проблемная ситуация", разработать основные пути управления восприятием и разрешением основных типов противоречий. Без знания противоречий, характерных для данного учебного предмета, т.е. без классификации проблемных ситуации, невозможно эффективно, организовать проблемное обучение.

ВыводыУстановленная классификация проблемных ситуаций на основе противоречий важна для правильной организации проблемного обучения. Она дает возможность проследить

Слайд 25Список использованной литературы:
1. Менчинская Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении

// Проблемы социалистической педагогики. М., 1973. С. 94.
2. Школа и производство. 1997. № 3. С. 35.
3. Школа и производство. 1997. № 4. С. 6.
4. Школа и производство. 1997. № 3. С. 35.
5. Школа и производство. 1996. № 4. С. 24.
6. Школа и производство. 1996. № 5. С. 50.
7. «Журнал Мод». М., №3, 1996 г.
8. Журнал Мод». М., № 1, 1996 г.
9. «Журнал Мод». М., № 4, 1990 г.
10. «Журнал Мод». М., № 2, 2000 г.
11. «Журнал Мод». М., № 1, 1998 г.
12. «Журнал Мод». М., № 3, 2001 г.
13. Журнал «Бурда Моден». М., № 6, 1988 г.
Список  использованной литературы:1. Менчинская Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении // Проблемы социалистической педагогики. М.,

Слайд 26 Об авторе
Щукина Ольга Идрисовна – учитель

технологии
МОУ «Пензятская средняя общеобразовательная школа», высшая кв. категория.
Об автореЩукина Ольга Идрисовна – учитель технологии МОУ «Пензятская средняя общеобразовательная школа»,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть