Презентация, доклад к уроку по теме   Юз, занос, буксование – причины, способы устранения

Содержание

Цель урока: получить теоретические знания по правилам и приемам вождения по бездорожью, на полевых, лесных, колейных, щитовых дорогах, "зимниках", ледовых переправах; правила и приемы преодоления канав, порогов, песчаных барханов, водных преград, особенности движения по скользкой дороге,

Слайд 1Областное государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение


«Ютановский агромеханический техникум имени Е.П. Ковалевкого»



Презентация к уроку по теме:

Юз, занос, буксование – причины, способы устранения




2017 г.

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение          «Ютановский агромеханический

Слайд 2Цель урока:
получить теоретические знания по правилам и приемам вождения по

бездорожью, на полевых, лесных, колейных, щитовых дорогах, "зимниках", ледовых переправах; правила и приемы преодоления канав, порогов, песчаных барханов, водных преград, особенности движения по скользкой дороге, на поворотах, при трогании с места и торможении.
Цель урока: получить теоретические знания по правилам и приемам вождения по бездорожью, на полевых, лесных, колейных, щитовых

Слайд 3Юз
Каждое из колес движущегося автомобиля имеет некий коэффициент сцепления с покрытием дороги. Величина

этого коэффициента зависит от множества факторов (скорость движения, материал покрытия дороги, давление в шинах, загруженность автомобиля, погодные условия, конструкция покрышек колес и многое другое). Вычислить коэффициент сцепления для конкретного автомобиля в конкретной ситуации сложно и не нужно. Вам надо понять только то, что машина "держится" за дорогу с определенным усилием и что усилие это не безгранично.
ЮзКаждое из колес движущегося автомобиля имеет некий коэффициент сцепления с покрытием дороги. Величина этого коэффициента зависит от множества факторов

Слайд 4Давайте рассмотрим пример с торможением. При необходимости снижения скорости движения один

водитель просто убирает "газ", другой немного прижимает педаль тормоза, а третий "с квадратными глазами" так давит на тормоза, что еще немного, и его нога вместе с педалью окажется в моторном отсеке.
В последнем случае колеса машины уже не в состоянии "цепляться" за дорогу, они блокируются и начинают скользить. Автомобиль переходит в режим движения юзом (заноса пока еще нет).
Давайте рассмотрим пример с торможением. При необходимости снижения скорости движения один водитель просто убирает

Слайд 5Юз – это скольжение колес автомобиля по покрытию дороги.

Чаще всего юз

начинается по причине чрезмерного усилия при нажатии на педаль тормоза. Однако юз может возникнуть также и при чрезмерном вдавливании "в пол" педали "газа", в результате чего колеса автомобиля проворачиваются на месте. При движении на повороте с повышенной скоростью может возникнуть боковой юз, который характеризуется специфическим "визгом резины".
Иными словами, если неразумные действия водителя привели к тому, что колеса машины проскальзывают относительно покрытия дороги, то у него появляется возможность ощутить на себе явление юза, а позже и заноса.
Юз – это скольжение колес автомобиля по покрытию дороги.Чаще всего юз начинается по причине чрезмерного усилия при

Слайд 6Занос
Занос – это самопроизвольное отклонение траектории движения колес (и всего автомобиля

в целом) от предшествующего направления движения машины.

Как правило, за юзом следует занос автомобиля. Это связано с тем, что каждое из скользящих колес имеет свой коэффициент сцепления с дорогой, отличный от другого колеса.
ЗаносЗанос – это самопроизвольное отклонение траектории движения колес (и всего автомобиля в целом) от предшествующего направления движения

Слайд 7Разность коэффициентов сцепления колес с дорогой приводит к тому, что более

"скользкие" колеса смещаются в сторону от предшествующей траектории движения, в результате чего машина начинает разворачиваться относительно своей вертикальной оси (рис. 55).
Разность коэффициентов сцепления колес с дорогой приводит к тому, что более

Слайд 8Как Вы полагаете, каким колесам легче начать скольжение – передним или

задним? Какая ось автомобиля, передняя или задняя, более подвержена явлениям юза и заноса?

Любая машина, как с задним приводом, так и с передним, при торможении "клюет носом"! Передняя ее часть прижимается к дороге, а задняя соответственно приподнимается вверх.
За счет перераспределения массы автомобиля по осям задние колеса "давят" на дорогу меньше, чем передние, и коэффициент сцепления с дорогой у них получается тоже меньше. Следовательно, задние колеса легче заблокировать и заставить скользить по дороге.
Как Вы полагаете, каким колесам легче начать скольжение – передним или задним? Какая ось автомобиля, передняя или

Слайд 9Задние колеса автомобиля более, чем передние, подвержены блокировке, явлениям юза и

заноса.



И это хорошо, что в первую очередь именно задние колеса "срываются" в занос, с таким заносом можно успешно бороться. О передних колесах такого не скажешь. Если в занос "уходит" передняя ось, то машина становится практически неуправляемой!
Задние колеса автомобиля более, чем передние, подвержены блокировке, явлениям юза и заноса.И это хорошо, что в первую

Слайд 10Торможение на скользкой дороге
Как остановить машину на скользкой дороге, если до

стоящих на красный сигнал светофора автомобилей остается не так уж много места?
Первое, что надо сделать, это вспомнить о торможении двигателем и забыть о том, что у Вас есть левая нога. Если не трогать педаль сцепления, то двигатель будет помогать Вам в торможении.
С правой ногой сложнее. Изначально надо побороть в себе желание давить на педаль тормоза "что есть сил".
Запомните, тормозной путь на заблокированных и скользящих по дороге колесах увеличивается не менее чем в 2 раза по сравнению с торможением на незаблокированных колесах!
Торможение на скользкой дорогеКак остановить машину на скользкой дороге, если до стоящих на красный сигнал светофора автомобилей

Слайд 11Оптимальным вариантом торможения является – дозированное усилие на педали тормоза, обеспечивающее

максимальную эффективность торможения без блокирования и скольжения колес по дороге.
Оптимальным вариантом торможения является – дозированное усилие на педали тормоза, обеспечивающее максимальную эффективность торможения без блокирования и

Слайд 12Будем считать, что Вам, как и многим другим, не удалось "сдержать

эмоции" и с первого раза Вы тоже "пережали" тормоза. Колеса автомобиля заюзили, и начался занос.

Если продолжать удерживать педаль тормоза "в полу", то занос будет развиваться, и Ваш автомобиль приобретет устойчивый вращательный момент. Поэтому, как только Вы почувствовали некоторую "свободу" своего автомобиля, увидели, что "нос" Вашей машины вернулся обратно, после "клевка" в начале торможения, и что багажник начал отклоняться в сторону – надо тут же отпустить педаль тормоза!
Будем считать, что Вам, как и многим другим, не удалось

Слайд 13Как только Вы преодолеете инстинкт "давить на тормоза, что есть мочи"

и укротите неуемную силу своей правой ноги, задние колеса автомобиля сразу же прекратят юзить и вернутся в колею передних. Физика явлений в автомобиле такова, что задние колеса всегда хотят следовать за передними и лишь неразумные действия водителя заставляют их отклоняться от заданной траектории движения.
Поэтому, как только прекращается неправильное действие со стороны водителя, прекращается и начавшийся занос автомобиля!
Как только Вы преодолеете инстинкт

Слайд 14Сделаем важный вывод:
Для прекращения начавшегося заноса следует сделать действие обратное тому

действию, которое привело к заносу!
Можно и чуть короче: Действие – Занос – Противодействие.


Это правило подходит для решения проблем начинающегося заноса при торможении, при разгоне, а также при заносе на вираже дороги.
Сделаем важный вывод:Для прекращения начавшегося заноса следует сделать действие обратное тому действию, которое привело к заносу!Можно и

Слайд 15Отпускать педаль тормоза в начале заноса надо, конечно, не навсегда, а

лишь на мгновение, после чего необходимо опять "давить на тормоз". Только во второй раз нажимать педаль надо разумно, применяя меньшее усилие и стараясь почувствовать грань блокировки колес.
Однако, как это зачастую бывает на практике, водителю и во второй раз не удается нащупать ту грань, которая обеспечит торможение без блокировки колес. Усилие на педали тормоза опять оказалось чрезмерно большим, задние колеса снова заюзили и машина захотела уйти в занос. Но теперь нас это не должно пугать, у нас есть правило, которым можно воспользоваться!
Отпускать педаль тормоза в начале заноса надо, конечно, не навсегда, а лишь на мгновение, после чего необходимо

Слайд 16В зависимости от состояния покрытия дороги и мастерства водителя приходится повторять

цикл "надавил – отпустил" три, пять, десять раз, или, лучше сказать, столько раз, сколько необходимо для остановки автомобиля в конкретной дорожной ситуации.
Вышеописанный способ борьбы с заносом, возникающим при торможении на скользкой дороге, имеет свое название: "Прерывистое торможение".
Если маршрут Вашей поездки пролегает по заснеженной или даже просто мокрой дороге, то без "прерывистого торможения" Вам не обойтись.
В зависимости от состояния покрытия дороги и мастерства водителя приходится повторять цикл

Слайд 17В то же время Вы должны знать и помнить, что в

двух конкретных ситуациях любое торможение, в том числе и прерывистое, – недопустимо!

На небольших по размерам скользких участках дороги трогать педаль тормоза нельзя вовсе, спасает только бездействие!

Если Вы попали на небольшой участок скользкой дороги, то "не дыша", ничего не меняя, выезжаете с него, как въехали. В данном случае пассивность – есть спасение.

В то же время Вы должны знать и помнить, что в двух конкретных ситуациях любое торможение, в

Слайд 182. Мокрая обочина является вторым случаем, когда легкое нажатие на педаль тормоза

может привести к тяжелым последствиям.

Если при движении с большой или средней скоростью машина своим правым боком съезжает на мокрую неукрепленную обочину, то в коэффициенте сцепления с дорогой у правых и левых колес возникает огромная разница. В этих условиях любое торможение, пусть даже очень мягкое, заканчивается, как правило, опрокидыванием автомобиля.

Избежать "перевертыша" в такой ситуации можно лишь в том случае, если Вы воздержитесь от активного торможения и грамотно поработаете рулевым колесом! И поверьте, работа предстоит нелегкая.

2. Мокрая обочина является вторым случаем, когда легкое нажатие на педаль тормоза может привести к тяжелым последствиям.Если при

Слайд 19Прерывистое торможение позволяет избежать заноса автомобиля и сокращает тормозной путь.

На небольших

участках скользкой дороги любые действия органами управления автомобилем категорически запрещены.

Если при движении автомобиля по асфальту его правые колеса съезжают на мокрую неукрепленную обочину, следует постараться вернуться на асфальт, не применяя активного торможения.
Прерывистое торможение позволяет избежать заноса автомобиля и сокращает тормозной путь.На небольших участках скользкой дороги любые действия органами

Слайд 20Антиблокировочная система
Современные автомобили могут быть оборудованы различными устройствами, которые помогают водителю

управлять машиной в тех или иных условиях. К таким устройствам относится и антиблокировочная система (АБС).

Антиблокировочная система предотвращает полную блокировку колес при любом усилии на педали тормоза. С помощью датчиков, установленных на колесах автомобиля, система получает информацию о начинающейся блокировки и сразу же дает команду исполнительным механизмам применить прерывистое торможение, примерно такое же, о котором шел разговор выше. Работу исполнительных механизмов системы легко почувствовать на педали тормоза - она вибрирует.

Антиблокировочная системаСовременные автомобили могут быть оборудованы различными устройствами, которые помогают водителю управлять машиной в тех или иных

Слайд 21Антиблокировочная система - это, конечно, хорошо, но абсолютно хорошо никогда не

бывает. Тормозной путь при работе АБС может оказаться не тот, на который Вы рассчитывали; возможно срабатывание АБС в ситуации, когда этого не требовалось; могут быть и другие сюрпризы. Мало того, наличие АБС иногда расслабляет водителя настолько, что ему кажется, что система всесильна. Но, увы, это не так.

Антиблокировочная система не может полностью исключить вероятность заноса, особенно при прохождении поворотов.
Антиблокировочная система - это, конечно, хорошо, но абсолютно хорошо никогда не бывает. Тормозной путь при работе АБС

Слайд 22Руление при заносе
Как Вы только что убедились, без разумного руления водителю

не обойтись. Пришла пора поговорить и об этой составляющей борьбы с начинающимся заносом.
Как Вы думаете, куда поедет машина, когда занос прекратится?

Правильно, куда смотрят передние колеса, туда машина и поедет – направо в кусты (рис. 56 а)! Значит, при заносе автомобиля вовсе недостаточно поработать одной лишь педалью "газа", не мешает поработать еще и головой.

Руление при заносеКак Вы только что убедились, без разумного руления водителю не обойтись. Пришла пора поговорить и

Слайд 23Рис. 56. Выход их заноса: а) без руления; б) с рулением

Рис. 56. Выход их заноса: а) без руления; б) с рулением

Слайд 24Если во время заноса просто сидеть, уцепившись в руль, то, прекратив

скольжение, машина обязательно поедет в ту сторону, в которую будут направлены ее передние колеса. Следовательно, в момент прекращения заноса передние колеса автомобиля должны быть направлены в ту сторону, куда мы собираемся продолжить движение.
Существует известное выражение "крути руль в сторону заноса". Оно четко отражает суть необходимых действий водителя для безопасного выхода из заноса. Только иногда почему-то бывает трудно осознать сразу – направо надо поворачивать руль или налево. Поэтому сформулируем данное правило немного по-другому:
Если во время заноса просто сидеть, уцепившись в руль, то, прекратив скольжение, машина обязательно поедет в ту

Слайд 25При начавшемся заносе поворачивай руль навстречу багажнику своего автомобиля.

Если вовремя почувствовать,

с какой стороны багажник Вашей машины пытается Вас "обогнать" и повернуть руль ему навстречу, то передние колеса всегда будут направлены в продолжение безопасной траектории движения (рис. 56 б).
В результате грамотных действий водителя занос прекращается, и задние колеса автомобиля начинают выстраиваться вслед за передними. И тут, как правило, возникает очередная проблема.
При начавшемся заносе поворачивай руль навстречу багажнику своего автомобиля.Если вовремя почувствовать, с какой стороны багажник Вашей машины

Слайд 26Если передержать руль повернутым налево, то, возвращаясь на место, задняя часть

машины может по инерции "перелететь" через продольную ось направления движения, и тогда опять начинается занос, но теперь уже в другую сторону (рис. 57)!

Рис. 57. Водитель "передержал" руль

Если передержать руль повернутым налево, то, возвращаясь на место, задняя часть машины может по инерции

Слайд 27Занос заднеприводного и переднеприводного автомобиля
В зависимости от того, на какую пару

колес передается крутящий момент от двигателя, автомобили делятся на заднеприводные и 
переднеприводные. Существуют также и полноприводные автомобили, но о них разговор отдельный.
Заднеприводные автомобили движутся за счет того, что именно задние колеса, упираясь в землю, "толкают" перед собой машину. Передние колеса в этом случае служат только для изменения направления движения.
Примером заднеприводных автомобилей могут служить модели "Жигулей" от ВАЗ 2101 до ВАЗ 2107.
Занос заднеприводного и переднеприводного автомобиляВ зависимости от того, на какую пару колес передается крутящий момент от двигателя,

Слайд 28Переднеприводные автомобили приводятся в движение передними колесами, которые, "цепляясь" за покрытие дороги, "тянут" кузов

машины за собой. У таких автомобилей задние колеса нужны лишь для того, чтобы кузов своей задней частью мог опираться на дорогу, а не волочиться по асфальту. Зато передние колеса выполняют сразу две функции – они и двигают, и направляют машину.
Переднеприводные автомобили приводятся в движение передними колесами, которые,

Слайд 29Разница в принципах управления автомобилем с задним и передним приводом в

благоприятных условиях (небольшая скорость, сухой асфальт и т.д.) незначительна. Но в экстремальных условиях незнание этой разницы может привести к катастрофическим последствиям.
Разобраться с поведением заднеприводных и переднеприводных автомобилей на скользкой дороге нам поможет... плывущая по реке баржа.
Как и автомобиль, она может приводиться в движение сзади ("толкальщиком") или спереди (буксиром), самостоятельно плавать она не умеет (особенно против течения).
Разница в принципах управления автомобилем с задним и передним приводом в благоприятных условиях (небольшая скорость, сухой асфальт

Слайд 30Задний привод
Баржа с задним приводом получается следующим образом. Сзади подходит "толкальщик",

упирается в корму баржи и затем толкает ее перед собой по водной глади (рис. 58 а).
А теперь представьте, что в какой-то момент "толкальщик" слегка "перестарался" и в результате задняя часть баржи начала активно отклоняться к берегу (рис. 58 б).
Как Вы думаете, стоит ли продолжать толкать баржу? Правильно, не стоит, иначе она совсем развернется боком поперек реки.
Задний приводБаржа с задним приводом получается следующим образом. Сзади подходит

Слайд 32То, что произошло с баржей на реке, ничем не отличается от

заноса заднеприводного автомобиля на скользкой дороге (рис. 58 в). В роли "толкальщика" у него выступают задние колеса и поэтому продолжать "толкать" ими машину – нельзя! Иначе она начнет кружиться в таком замысловатом танце, что выйти из него осмысленно будет практически невозможно. Во избежание этого, в самом начале заноса заднеприводного автомобиля надо прекратить "давить на газ" и начать активно работать рулем.
Для устранения заноса задней оси заднеприводного автомобиля следует уменьшить усилие ноги на педали "газа".
То, что произошло с баржей на реке, ничем не отличается от заноса заднеприводного автомобиля на скользкой дороге (рис. 58

Слайд 33Передний привод
Теперь нашу баржу тянет за собой буксир (рис. 59 а).

И он так увлекся этим делом, что на одном из поворотов реки заднюю часть "каравана", а именно баржу, понесло к берегу (рис. 59 б).
Что делать? Уменьшить или увеличить тягу?
Если не добавить "газу", не потянуть баржу за "нос", то она обязательно врежется в берег. Следовательно, буксир должен несколько увеличить скорость движения и "вытащить" за собой все то, что "болтается" у него сзади.
Передний приводТеперь нашу баржу тянет за собой буксир (рис. 59 а). И он так увлекся этим делом,

Слайд 35Передние колеса, "цепляясь" за дорогу, тянут за собой машину, а задние

– так просто, живут сами по себе. Поэтому при заносе переднеприводного автомобиля именно увеличение тяги на ведущих передних колесах поможет избавиться от заноса. Добавив "газу" (в разумных пределах, конечно), Вы заставите задние колеса вернуться в колею передних.

Для устранения заноса задней оси переднеприводного автомобиля следует немного увеличить скорость движения.
Передние колеса,

Слайд 36Последовательность действий водителя по выводу автомобиля из заноса на вираже дороги

Последовательность действий водителя по выводу автомобиля из заноса на вираже дороги

Слайд 43Конечно, для начала хватит и этого "бумажного" разговора. Но "пока сам

не пощупаешь, не поймешь". Это выражение как нельзя лучше подходит к явлениям юза и заноса. Поэтому советую Вам изыскать возможность и потренироваться в управлении автомобилем с заносом в каком-нибудь укромном местечке, где Ваши ошибки не принесут вреда окружающим машинам, людям и придорожным столбам. Ошибки же будут обязательно, даже если Вы наизусть выучите эту или подобную книгу. Лишь сделав эти ошибки, можно окончательно осознать, почему они произошли, как надо было делать и как не надо. Только после этого теория воссоединится с практикой, и тогда занос на реальной дороге будет Вам уже не страшен.
Конечно, для начала хватит и этого

Слайд 44Информационное обеспечение
 
Правила дорожного движения РФ с изменениями, введёнными с 20.11.2010 г.

– М.: Издательство «Третий Рим», 2014 г.
Громоковский Г.Б., Бачманов С.Г., Репин Я.С. и др. Экзаменационные (тематические) задачи для подготовки к теоретическим экзаменам на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В», «С» и «D» с комментариями. – М.: Издательство «Третий Рим», 2014 г.
Громоковский Г.Б., Бачманов С.Г., Репин Я.С. и др. Экзаменационные билеты для приёма теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В». – М.: Издательство «Рецепт-Холдинг», 2014 г.

Информационное обеспечение Правила дорожного движения РФ с изменениями, введёнными с 20.11.2010 г. – М.: Издательство «Третий Рим», 2014

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть