Слайд 1Художественная обработка дерева. Изготовление декоративно-прикладных изделий. Шкатулки.
Технология. 11 класс.
ЕСШ №1. Пунегов
О.В.
Слайд 2Цели:
Ознакомить учащихся с технологией и способами художественной обработки дерева.
Познакомиться с историей
художественной обработки дерева.
Ознакомить учащихся с видами резьбы по дереву. Научить приемам выполнения основных элементов геометрической резьбы.
Познакомить учащихся с технологией изготовления шкатулок; разработать проекты по изготовлению шкатулок.
По итогам выполнения работ провести выставку.
Воспитывать трудолюбие, прилежание, стремление достичь мастерства.
Слайд 3Художественная обработка древесины – это индивидуальный творческий подход, когда мастер или
резчик-любитель разрабатывает способ изготовления и отделки декоративного изделия из дерева.
Умение мастеров художественно обрабатывать древесину – поистине уникальное явление. Это искусство подарило миру замечательные архитектурные памятники зодчества, затейливую резьбу и красивую бытовую утварь.
Слайд 4Сама по себе древесина – материал качественный и обладает: прекрасной теплоизоляцией,
малой плотностью, водонепроницаемостью, удобством обработки, естественным красивым цветом и разнообразием рисунка текстуры. Из древесины строили жилые дома и хозяйственные постройки, городские стены и укрепления, храмы и мосты, корабли и лодки и многое другое.
Известны разные способы художественной обработки древесины. Самым популярным из них была резьба. Резными узорами украшали архитектурные строения, мебель, всякие поделки и изделия из дерева - предметы быта. Резьба по дереву использовалась и в других ремеслах. Например, когда «набивали» ткани, то есть отделывали способом набойки, печатая вручную краской по ткани, то применяли манеры – специальные узорчатые деревянные доски. Рельефный узор на керамические плитки также наносился при помощи деревянных форм. Печатные доски из дерева использовали и для приготовления знаменитых пряников. В деревнях и в наши дни можно встретить такие изделия из дерева ручной работы, как крестьянские прялки, которые украшались резьбой, либо резьбой с росписью.
Слайд 5Художественная обработка дерева у казахов
С глубокой древности одним из распространенных видов
домашнего ремесла казахов была художественная обработка дерева. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки на территории Казахстана и Алтая. Старинные художественные традиции орнаментальных мотивов, технологических приемов изготовления изделий из дерева сохранились в творчестве народных мастеров Казахстана и поныне.
Слайд 6Большинство предметов из дерева, находящихся в собрании Государственного музея искусств Казахстана
им. Кастеева, датируются концом ХIХ – началом ХХ вв. Искусство казахских резчиков представлено коллекцией самобытной мебели, оригинальной посуды, музыкальных инструментов. Само жилище кочевника – юрта, немыслимо без участия дерева, по-скольку каркас его изготовляется из легко гнущегося ивняка, называемого по-казахски тал.
Слайд 7Издревле кочевники почитали дерево как святыню. На одиноко растущее дерево или
кустарник привязывали кусочек ткани или ленту. Дерево, как совершенное создание природы, было источником вдохновения поэтов, художников и писателей. Удивительно контрастная природа Казахстана была не только основным источником творческого вдохновения в искусстве, но и давала сырье и материал для народных умельцев ағашұста.
Мастера, в большинстве случаев, владели всеми видами обработки дерева и таких профессионалов в народе уважительно называли ұста или ісмер. Именно о них бытовала пословица «Он саусағынан өнер тамған» («Десять пальцев, источающие искусство»). На языке казахов это звучит поэтично, метко выражая талант и виртуозное искусство мастера. Работа мастера ценилась довольно дорого, поэтому не каждый мог позволить себе сложные заказы. К примеру, орнаментированная и инкрустированная мебель бытовала в среде зажиточного населения. Казахская мебель, ассортимент которой был невелик, отличалась легкостью, малогабаритностью и транспортабельностью, что особенно важно в условиях кочевого и полукочевого образа жизни с характерной для него подвижностью быта.
Слайд 8Для своих изделий «ағашұста» использовали самые различные породы дерева - березу,
тополь, дуб, иву, лиственницу, арчу, дикую яблоню, орех и другие породы, которые легко резались и поддавались художественной! обработке. Основными инструментами служили топор «балта», специальный топорик с поперечным лезвием «шаппа шот», тесло «керкі», резец-долото «қашау», набор ножей различной длины и ширины лезвия «пышақ», рубанок «сызғыш», пила «ара», шило «біз», а также различные станки самобытной конструкции для сгибания, сверления и токарной обработки. Несмотря на этот ограниченный круг инструментария, изделия казахских мастеров-деревообработчиков были самого высокого качества, о чем свидетельствуют многочисленные хвалебные отзывы с российских кустарно-ремесленных выставок рубежа XIX-XX вв., где демонстрировались их работы, а также образцы их творчества, сохранившиеся в музейных коллекциях. В работе над деревянными изделиями выполнялись следующие операции: рубка, строгание, долблением сгибание, сверление, выжигание и некоторые другие, так сказать, черновые приемы. Основными же приемами художественного оформления дерева служили резьба (тонколинейная, двухгранно-выемчатая, рельефная) и роспись. Для последнего приема, в качестве красителей, традиционно использовались цветная глина и мел (традиция, идущая еще с сако-массагетского искусства), затем с начала XX века постепенно вытесненные масляными красками российского фабричного производства. Узоры па поверхность украшаемого изделия мастерами наносились, в основном, по памяти. Однако, как свидетельствуют этнографические источники, для этих целей использовались и специальные трафареты из кожи домашних животных. Среди мастеров Восточного Казахстана, хорошо знавших художественные приемы искусства резьбы и росписи по дереву своих соседей - алтайцев и уранхайцев, применялись и бумажные трафареты.
Слайд 9Возрождение традиций резьбы по дереву.
Первые плодотворные попытки по возрождению традиций казахского
искусства резьбы по дереву были предприняты в системе художественных промыслов Министерства местной промышленности КазССР в 1970-х годах XX века.
Инициатором этого важного начинания выступил известный исследователь и подвижник казахской культуры Акрап Жубанов, разработавший широкую комплексную программу по изучению традиций живых очагов народного искусства и внедрения их в практику современных художественных промыслов республики.
Слайд 10Изготовление шкатулок - www.a-sdelaisam.com/interior/box.html
Работы учащихся ЕСШ №1
Слайд 21Человек по натуре своей – художник.
Он всюду, так или иначе, стремится
вносить
в жизнь красоту.
М.Горький