Слайд 1Формы и методы педагогического сотрудничества
Учитель технологии
Перфилова Ольга Равильевна
МОУ «Железногорская средняя
общеобразовательная школа № 1»
Слайд 2«Педагогика сотрудничества» является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к
жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.
Название технологии было дано группой педагогов-новаторов –
Ш.А.Амоношвили, И.П.Волковым, Е.И.Ильинам, В.А.Кароковским, и другими.
В обобщенном опыте соединились лучшие традиции советской школы, достижения русской и зарубежной психолого-педагогической практики и науки.
Слайд 3Главная цель педагогики Сотрудничества –гуманизация, «очеловечивание» педагогического процесса
В основе этой педагогики
лежат новые отношения с учащимися, исключающие принуждение детей к учению, вовлекающие их в совместный труд и творческое взаимодействие, направленные на освоение учебного предмета
Слайд 6Концепция сотрудничества трактуется как
Совместная развивающаяся деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием,
проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Слайд 7Особенности содержания и методики в педагогике сотрудничества
Гуманно-личностный подход к ребенку
Дидактический активизирующий
и развивающий комплекс
Концепция воспитания
Педагогизация окружающей среды
Слайд 8Гуманно-личностный подход к ребенку
Новый взгляд на личность как на цель образования
Гуманизация
и демократизация педагогических отношений
Отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях
Новая трактовка индивидуального подхода
Формирование положительной Я-концепции
Слайд 9Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
Содержание обучения рассматривается как средство развития личности,
а не как самодовлеющая цель школы.
Обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам. И способам мышления.
Идет объединение, интеграция школьных дисциплин
Вариативность и дифференциация обучения
Используется положительная стимуляция ученья
Слайд 10Концепция воспитания
Превращение школы Знания в школу Воспитания;
Постановка личности школьника в центр
всей воспитательной системы;
Гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
Развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;
Возрождение русских национальных и культурных традиций;
Сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
Постановка трудной цели.
Слайд 11Педагогизация окружающей среды
Школе отводится ведущее, ответственное положение по отношению к остальным
институтам воспитания, т.к школа, семья и социальное окружение является важнейшим социальным институтом, формирующим подрастающую личность;
Слайд 12Характеристики педагога
Высокая квалифицированность и конкурентоспособность на рынке труда
Компетентность;
Ответственность;
Свободное владение своей профессией
и ориентированность в смежных областях деятельности;
Способность к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов;
Готовность к постоянному профессиональному росту;
Социальной и профессиональной мобильности.
Слайд 13-Каким должен быть учитель?
-Как сохранить психическое и физическое здоровье учителя
и ученика и быстро адаптироваться в изменяющейся профессиональной среде?
Слайд 14Практикум № 1 «Эффективный учитель»
« Примерьте» на себя нижеприведенные характеристики эффективного
учителя (по А. Маслоу). Определите их индивидуальную выраженность в процентных показателях, помня, что каждая характеристика максимально может иметь стопроцентное проявление.
Слайд 15Вывод
Полагаю, вы согласитесь с мнением, что в своей профессиональной деятельности эффективный
учитель достигает учебно-воспитательных и развивающих результатов не любой ценой (например, ценой собственного здоровья или невротизации учеников).
Он учитывает принцип экологичности « Не навреди!» (здоровью и психике ребенка, самому себе) и высшее мерило (главный образовательный стандарт и критерий) – жизнь человека (своя и других людей).
Слайд 16Практикум № 2
«Личность ученика»
Вспомните одного из своих учеников, к которому
вы испытываете не самые лучшие чувства. Подумайте и напишите 5 позитивных качеств, которые вы действительно видите в нем.
Легко или трудно вам было это сделать?
Слайд 17Анализ своих действий
Если легко- то вы в целом принимаете его как
личность, но отдельные стороны его вас раздражают.
Если нелегко – вероятнее всего вы отвергаете его в целом.
Насколько, по вашим ощущениям ученик чувствует вашу неприязнь?
Как это проявляется в вашем с ним взаимодействии?
Слайд 18Что делать?
Чтобы восстановить позитивное восприятие личности ученика в целом, попросите коллег,
одноклассников назвать позитивные качества, которыми по их мнению он обладает.
Обсудите с учителями, есть ли черты, которые они не принимают в данном ученике.
Подумайте к каким его качествам следует проявить терпимость, а где стоит установить границы вашей толерантности?
Слайд 19Позитивный подход к решению проблемы
« Ночью слона привели в темное место.
Много людей пришло, чтобы увидеть его. Так как было темно, и посетители не могли видеть слона, они трогали его, чтобы составить себе представление о том, что это такое. Так как животное было очень большим, то каждый посетитель мог ощупать лишь небольшую часть и затем рассказать о нем. Тот, кто ощупывал ногу слона, сказал, что он похож на большую колонну; тот, кто касался бивней, рассказывал, что он острый; третий, кому досталось пощупать ухо, убеждал, что слон похож на опахало; четвертый, кто гладил слона по спине, утверждал, что он прямой и ровный как диван. У каждого осталось свое мнение о слоне…
Слайд 20
Практикум №3
Выразите свои негативные чувства по поводу неприемлемого поведения ученика (воспитанника)
в следующих ситуациях.
Звонок с урока еще не прозвенел, однако некоторые ученики уже тихо сложили вещи в портфель и приняли «стартовую позу».
Старшеклассник ходит в школу – на занятия и на вечера – в дырявых джинсах, другую одежду носить отказывается.
ученик в очередной раз не выполнил домашнее задание и проявляет изобретательность в оправдательных объяснениях.
Вспомните ситуацию, где кто-то из ваших учеников проявил некорректность к Вам
Слайд 21Вывод
Сохранение психического и физического здоровья учителя, его стрессоустойчивость и способность к
быстрой адаптации в изменяющейся профессиональной среде – необходимые условия профессионального развития личности педагога и ее творческой самореализации и толерантного отношения к обществу.
Слайд 22Молитва о встрече
Я пришел в это мир
Не для того, чтобы оправдывать
твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга –
То это прекрасно!
А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь