Слайд 1ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
НА ОСНОВЕ СОЧЕТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
И
СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Учитель технологии
МБОУ «СОШ №5»
х.Псекупс г. Адыгейска
Паранук Ольга Мосовна
Городской семинар по «Технологии»
Слайд 2Хороших методов
существует столько,
сколько существует
хороших учителей.
Д.Пойя
Слайд 3XXI век – век высоких компьютерных технологий.
Что нужно современному молодому
человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни?
Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?
Слайд 4Современный урок - это урок, характеризующийся следующими признаками:
1. Главной целью
урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
2. На уроке реализуется :
- личностно-ориентированный подход к обучению;.
- идеи гуманизации и гуманитаризации образования;
- деятельностный подход к обучению.
3. Организация урока динамична и вариативна.
4. На уроке используются современные педагогические технологии.
Слайд 5Исходная идея современного урока:
Единство обучения,воспитания и развития
Общая функция урока:
целостное формирование личности
на основе воспитывающего и развивающего обучения
Триединая цель урока
Учебно-воспитательные задачи урока
Обучающий аспект
Воспитывающий аспект
Развивающий аспект
Слайд 6 Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве,
искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
Слайд 7К педагогическим средствам относятся:
учебно-лабораторное оборудование;
учебно-производственное оборудование;
дидактическая техника;
учебно-наглядные пособия;
технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
компьютерные классы;
организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).
Слайд 8 В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на:
Слайд 9Основные компоненты современного урока:
1. Организационный – организация класса в течение всего
урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный - определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и во всем курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Слайд 10Типы современных уроков на основании признаков:
вводные, раскрывающие содержание темы,
контрольно-учётные,
обобщающие
комбинированные.
В настоящее время педагогическая наука выделяет несколько типологий урока.
Слайд 11Для повышения познавательной активности можно использовать :
1. Внутрипредметные связи.
Понятия изучаются в разных классах, их необходимо вспомнить. Для этого применяются разные виды работ: составление опорных конспектов, работа с терминами, с наглядностью.
2. Организация работы учащихся в группах, звеньях, фронтально.
3. Работа с терминами, выявление их этимологии и семантики.
Слайд 12Основные характеристики познавательной активности:
естественное стремление школьника к познанию;
положительное отношение к учёбе;
активная
познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребёнка результата.
Слайд 13Методы обучения, классифицируемые по уровню познавательной деятельности
объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный)
репродуктивный
проблемный
частично-поисковый
исследовательский
Слайд 14Методы обучения и их классификация
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения
- способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.
Классификации методов обучения, применяемые на уроках «Технологии» :
Слайд 15Наглядные
Методы обучения, классифицируемые по источнику знаний
Ведущее место занимают словесные методы.
Словесные
Практические
Слайд 17Основные критерии выбора методов обучения:
Исходным критерием при построении системы методов обучения
на уроке является их соответствие цели урока;
Не менее важно соответствие методов обучения содержанию учебного материала;
Важно соответствие методов обучения формам организации познавательной деятельности учащихся;
Метод обучения должен соответствовать реальным учебным возможностям учеников, т.е. внутренним и внешним условиям для успешной учебной деятельности;
Учитель при выборе методов обучения должен учитывать свои возможности по их использованию;
Методы обучения должны соответствовать принципам дидактики.
Слайд 18Познавательный интерес
избирательная направленность личности на объекты, явления или процессы окружающей действительности;
проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях в вопросах к учителю, в чтении дополнительной литературы и др.;
организуется по разнообразным формам и видам учебной работы в течение урока (поисковой, самостоятельной, развивающей мышление).
Слайд 19 Цель игры – сделать напряженный, серьезный труд занимательным и интересным
для учащихся.
«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игр нет и не может быть полноценно умственного развития»,
- писал В. А. Сухомлинский.
Слайд 20Экскурсии имеют учебно-познавательное и большое воспитательное значение.
Посещение производственных участков воспитывает в
детях уважение к людям труда и знакомит их с профессиями.
Чтобы возбудить познавательный интерес, сделать обучение осознанным, увлекательным и полезным возможно использовать прием заочного «путешествия» или «прогулки.
Слайд 21 к отбору содержания учебного материала;
к сочетанию методов
обучения;
к внешнему оформлению.
Нетрадиционный урок – это урок, который характеризуется нестандартным подходом
Компьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности.
Слайд 22Интегрированный урок – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется
материал нескольких предметов.
Такой урок имеет ряд преимуществ:
Способствует формированию информационной компетентности учащихся.
Способствует обогащению мышления и чувств учеников за счет включения интересного нетрадиционного материала.
Позволяет с разных сторон познавать явления или предметы изучения.
Слайд 24Интегративные связи отдельных блоков и модулей
ОО Технология с другими общеобразовательными
предметами, реализация которых возможна в 5-7-х классах:
Слайд 25Интеграция подразделяется на два основных вида:
Слайд 26Метод проектов в формировании исследовательских навыков
Творческий проект в предмете «Технология» -
это самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения в совместной с учителем деятельности
Проект – это
практически значимое изделие
и пояснительная записка
Проект выполняется в три этапа:
исследовательский (подготовительный),
технологический,
заключительный
Слайд 27К концу 8 класса - должны самостоятельно уметь написать полный перечень
критериев, который должен включать следующие параметры.
Что это за изделие?
Какую функцию оно должно выполнять?
Кто будет его использовать?
Характеристика его форм и размеров.
Используемые материалы.
Технология изготовления.
Как изделие должно выглядеть, стиль, отделка.
Оценка качеств, связанных со здоровьем и безопасностью.
Рассмотрение вопросов, относящихся к охране природы и человека.
Слайд 28Границы и трудности использования метода проектов
Тематика проектов может касаться какого-то
теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.
Метод проектов используется в случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик
Слайд 32Метод обучения –
это не только инструмент учителя, но и инструмент
прикосновения к личности ученика.
А.С. Макаренко