Слайд 1Влияние октябрьской революции 1917 года и идей конструктивизма на костюм в
России 1917/1920-х годов
Автор:
Макрецова Ольга
Александровна,
Преподаватель
СТТ ГГТУ
г.о. Орехово-Зуево
Слайд 2
Начну с опроса, проведенного в техникуме для
создания
интриги, проявления интереса к теме.
Итак, вопросы:
1 Как вы считаете, повлияла ли октябрьская революция 1917 года на одежду тех лет?
2 Знаете ли вы о стиле «конструктивизм» вообще, и в одежде в т.ч.?
3 Что означает термин «производственный» костюм, откуда берет начало?
4 Знаете ли вы, что такое «функционализм» в одежде?
5 Нравятся ли вам простые геометрические орнаменты, рисунки на ткани?
6 Знакомо ли вам искусство «оп-арт»?
Слайд 3 Итоги опроса в общем виде таковы: тема интересна, но
малоизученна.
Вашему вниманию – данное исследование.
Слайд 4«Советское», а с конца XX века – «российское» для некоторых западных
специалистов в области моды словно «черный ящик» или чемодан с экзотическими вещицами.
Поверхностное, отдающее дешевой экзотикой представление об эпизодах нашего революционного и советского прошлого рождает порой
гротескные образы в сознании людей вообще и дизайнеров в индустрии моды в частности.
Слайд 5 Чувство патриотизма, гордости за Отечество подразумевает, в том числе,
знание истоков, уважительное отношение к прошлому Родины, к тому, что с этими понятиями связано…
Итак, в октябре 1917 года в России произошла революция, за которой последовали изменения во всех сферах жизни.
Слайд 6
В период военного коммунизма
костюм рабочих, служащих,
крестьян,
интеллигенции приспосабливался
к новым, суровым особенностям
военного и гражданского труда
и быта тех лет.
Кожаные куртки комиссаров,
солдатские гимнастерки, сатиновые
темные косоворотки с
городскими пиджаками —одежда мужчин.
Платья из солдатского сукна или холста, прямые юбки, ситцевые блузки и куртки, красные платки и косынки, повязанные на лоб, — одежда женщин.
Слайд 7 Обувь, мужскую и женскую, составляли сапоги, ботинки, парусиновые тапочки.
Для костюма того времени было характерно полное отсутствие «декоративных излишеств» — галстуков, кружевных отделок, оборок, брошек, колец. Даже шляпы, сумки, яркий цвет в одежде воспринимались как буржуазные элементы, враждебные духу нового коммунистического быта.
Разрушая старый мир, революционеры отрекались от всего, что хоть как-то напоминало о нем.
Слайд 8 В самом начале 20-х годов ХХ века одним из
господствующих направлений в искусстве был конструктивизм, выдвигавший на первый план конструкцию, техническую сторону объекта. Основные идеи – целесообразность, рациональность, экономичность.
В этом направлении работал Александр Родченко. Он создавал костюмы, исходя из универсальности, практичности, носибельности.
Слайд 9 Ключевая идея – человек должен выглядеть, будто собран из
тех же деталей, что и мир вещей, его образ приобретает черты робота.
Родченко говорил: «Мы изобретали и изменяли мир. Мы создали новые представления о красоте. Мы прославили… революцию, как единственный двигатель жизни».
Казимир Малевич отмечал: «Человек – форма, такой же знак, как нота, буква, и только.»
Слайд 10 Стремление «отречься от старого мира, отряхнуть его прах с
наших ног» проникло почти во все сферы деятельности человека. Страна жила духом разрушения старого и созидания нового.
В начале 20-х годов ХХ века две художницы - Л.Попова и В.Степанова пришли на текстильную ситценабивную фабрику, чтобы делать рисунки
на ткани. По их мнению, художник должен делать только практически полезные вещи, не украшать их, а делать целесообразными и технологичными.
Слайд 11 «Костюм сегодняшнего дня – прозодежда… Эстетические элементы изгоняются». Костюм
должен быть, как механизм, а человек – главный винтик в нём.
Понятно, что такой человек – это рабочий инструмент, нормализованный продукт промышленности.
Художницы стремились преодолеть старый быт, переломить «буржуазные и мещанские вкусы». Поэтому –
никаких мещанских цветочков! Они предложили беспредметный орнамент для набивных тканей.
Слайд 12 Летом 1924г. конструктивистские ткани носила вся Москва. Новые ситцы
с необычным орнаментом быстро раскупались.
При проектировании рисунков для тканей в качестве мотивов конструктивисты использовали простейшие геометрические формы, популярные нынче в «оптическом искусстве» (оп-арт).
Слайд 13 Незамкнутый рисунок бесконечно продолжался в любую сторону, создавая ощущение четкой
сетки, все элементы которой включены в строгую систему. Рисунки принципиально выполнялись не кистью, а циркулем, рейсфедером, линейкой.
Казалось, мечта
«превратить
милую наивную
женщину в волевого
и совершенного,
как авиационный
мотор, человека»,
сбылась…
Однако, как раз новизна и определенность стиля быстро погасили смелое начинание. Производственники (вот парадокс!) ставили в вину художницам техницизм и лаконичность композиции.
Слайд 15 К середине 20-х годов в идее сконструированного будущего умерло
все живое, мечта гуманистов воплотилась в советский социум с его натужной индустриализацией, дегенерированной эстетикой и менталитетом люмпен -пролетариев.
В итоге конструктивистский опыт рационализации жизни с помощью орнамента оказался утопией.
Слайд 16 А через несколько лет пришли другие художники, которые считали
более правильным просто изображать на ткани приметы нового мира. Банальное копирование основных сюжетов и тем социалистической жизни – вот источник «творческого подхода» к созданию новых мотивов.
Слайд 17 К концу 20-х годов на прилавках появились ситцы, украшенные
изображениями шестеренок, пропеллеров, электрических лампочек, тракторов, фабричных труб.
Угловатые технические формы воплощали дух времени, становились символами прогресса.
Слайд 18 И у этого нового направления нашлись свои теоретики и
пропагандисты, борцы за «советский тематически насыщенный рисунок».
Впрочем, техническая символика шестеренок, лампочек, орудий труда, арматуры и аэропланов стала вскоре казаться недостаточно содержательной и «идейной».
Слайд 19 В изобразительном искусстве появляется обязательный набор тем: колхозная, триумфально-героическая, революционная,
производственная,, парадно-портретная, и т.д. Десятки творческих личностей превращаются в ремесленников-исполнителей, работающих в рамках утвержденных канонов, пытаются выжить, «быть, как все». От искусства, находящегося на содержании государства, требуется отдача.
Слайд 20 Естественно, это касалось и рисунков на ткани. Угловатые, схематические,
мелкие человечки в резком мультяшном ритме сгибались, разгибались, бежали и ехали, трудились и носили знамена, отдыхали…
Но органически соединить тему соцреализма с законами орнамента не удавалось. Ритм повторов разрушал логику сюжета, 3-D изображение плохо укладывалось на плоскость, разрушало ее целостность иллюзией глубины. Задачи пропагандистской идеологии оказались в неразрешимом противоречии с прикладным назначением ткани и декоративной природой рисунка на ней.
Век «тематических» узоров оказался коротким, и шедевров он нам не оставил.
Слайд 21 В 1917-1922 годах дизайн формировался на стыке производства и
массово-агитационного искусства. Сцены, изображающие труд на стройках, в полях, на заводах, массовые сцены с участием вождей, - всё это формирует идею нового человека. Искусство становится орудием коммунистической пропаганды.
К концу 20-х годов ортодоксальный конструктивизм пришел в упадок.
Слайд 22 Пресечение авангарда в СССР означало изоляцию от мирового художественного
процесса. Далее идеи конструктивизма еще некоторое время продолжались на Западе.
Громом среди ясного неба в 30-х годах явился на Западе роман О.Хаксли «О дивный новый мир!», ключевой мыслью которого было: «Прогресс – тот молох, что сожрет нас!»
Слайд 23 Взгляните вокруг, говорил Хаксли. Разве нынешняя жизнь с её
бездумным отношением к традициям многих поколений не усугубляет агрессивную психологию, не дает волю разнузданному массовому варварству?
Сознательно разрушаются нравственность, образование, искусство, язык. Вместе с неоспоримой пользой прогресс приносит и непоправимый вред.
Полюбуйтесь на этот новый дивный мир: никакой индивидуальности, людей производят в колбах, на конвейере…»
Увы. Идея революционного преобразования мира превратилась в антиутопию. К сожалению, антиутопии сбываются чаще, мы думаем…
Слайд 24 Роман Хаксли вышел в 1932 году. Но многое, о
чем говорилось тогда, характерно, к сожалению, и для наших дней.
Приверженность психологии толпы, потеря индивидуальности, безграмотность по отношению к родному языку, - эти и другие черты современного человека удручают.
Давайте задумаемся над этим!
Будем дорожить своими национальными традициями, культурой, бережнее относиться к собственной земле, родному краю. От нас зависит многое.