Слайд 1Презентация на тему «Модульный принцип в преподавании предмета «Технология»
Подготовила учитель МБОУ
Калитвенской СОШ
Каменского района Ростовской области Желтова О. А.
Слайд 2Понятие педагогической технологии
Педагогическая технология - совокупность
психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств.
Б.Т. Лихачёв считает, что "она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса".
Слайд 3Важность модульного обучения
Перевод обучения на субъект-субъектную основу требует такой педтехнологии, которая
бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.
Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу.
Слайд 4Модульное обучение
Модульное обучение основывается
на главном понятии теории поэтапного формирования умственной деятельности.
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. В состав модуля входят:
целевой план действий;
банк информации;
методическое руководство по достижению дидактических целей.
Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности ученика.
Слайд 5Сущность модульного обучения
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно
достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать.
Слайд 6Направления реализации модульного обучения
поуровневая дифференциация обучения
учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала
индивидуализация
через организацию помощи и взаимопомощи
организация индивидуального контроля
Слайд 7Поуровневая дифференциация обучения
Содержание обучения может быть представлено тремя уровнями сложности - А, В и С.
Уровень А соответствует минимальному уровню усвоения учебного содержания, рассчитан на ученика с низкой обучаемостью, низким уровнем учебных умений, имеющего пробелы в знании пройденного материала.
Уровень В для учащихся, которые при относительно невысокой обучаемости достигают хороших результатов в обучении, компенсируя недостаточное развитие способностей к отдельным мыслительным операциям прилежанием, организованностью, использованием рациональных приёмов в учении.
Уровень С представляет собой углублённый вариант содержания материала, который рассчитан на учащихся с высокой обучаемостью, положительным отношением к учению и высоким уровнем самоорганизации.
Слайд 8Учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала
Учащиеся работают в индивидуальном темпе. При
быстром усвоении тех или иных учебных элементов школьники могут свободно переходить от одного уровня сложности к другому, более высокому, в зависимости от самооценки своих возможностей.
Это один из способов положительной мотивации учения.
Слайд 9Индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи
В модульной
программе предусмотрены задания, выполнение которых требует
парной,
групповой,
коллективной
форм организации деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений.
Слайд 10Организация индивидуального контроля
Входной контроль определяет степень готовности ученика к работе на
уровне А, В или С.
Выходной контроль соответствует минимальному уровню усвоения знаний.
Слайд 11Требование к модульному обучению
Разнообразие учебных элементов, предлагаемых ученику на каждом модульном
уроке.
Каждый вид учебных элементов призван активизировать определённые мыслительные механизмы: память, восприятие, мышление и т.д. использование табличных, иллюстративных, кино-видео УЭ позволяет построить зрительное представление об объекте или процессе.
Текст, как носитель учебной информации, применяется наиболее часто как в традиционной школе, так и при модульном обучении.
Строгая дозировка объёма текстового УЭ в модуле является его отличительной особенностью.
Индивидуальный темп изучения материала учащимся обусловлен скоростью чтения и понимания прочитанного.
Слайд 12Основы технологии модульного обучения
Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что
он должен занимать не менее 2 академических часов, т.к. на подобном занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащегося по изучаемой теме, дать новую информацию, отработать учебный материал и провести выходной контроль.
Слайд 13Алгоритм составления модуля
1. Определение места модульного урока в теме;
2. Формулировка
темы урока;
3. Определение и формулировка цели урока (в данном случае эта цель - интегрирующая) и конечных результатов обучения;
4. Подбор необходимого фактического материала;
5. Отбор методов и форм преподавания и контроля;
6. Определение способов учебной деятельности учащихся;
7. Составление модуля данного урока;
8. Подготовка необходимого количества копий текста урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).
Слайд 14Алгоритм составления модуля
7. Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные
элементы (УЭ) и определёние частной дидактической цели каждого из них;
Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но обязательны следующие:
УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения;
УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению новым материалом;
УЭ-n - (n - номер следующего учебного элемента) включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценивается степень достижения целей урока), выбор домашнего задания (выдаётся дифференцированно в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку себя, своей работы с учётом оценки окружающих).
Слайд 15Основы технологии модульного обучения
Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной
контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний. Важно также осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом). Эти виды контроля позволяют выявить пробелы в усвоении знаний и немедленно устранить их. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, который должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.
Слайд 16Основы технологии модульного обучения
Важный критерий построения модуля - структурирование деятельности ученика
в логике этапов усвоения знаний:
восприятие;
понимание;
осмысление;
запоминание;
применение;
обобщение;
систематизация.
Слайд 17Основы технологии модульного обучения
Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно.
На начальном этапе можно использовать традиционную систему с элементами модульного обучения. В старших классах лекционная система вполне сочетается с модульной. Очень хорошо вписывается в модульное обучение вся система методов, приёмов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Словом, модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать её качество и эффективность.
Слайд 18Блок модуля для учащихся 6-го класса по теме «Изготовление швейного изделия»
Учебный
материал блока «Проектирование и изготовление одежды», предназначенный для учащихся 6-х классов, расположен в логической последовательности данной темы. Основные понятия блока связаны структурной схемой и имеют определения. Каждый модуль имеет связь с остальными и, переходя к следующему модулю, учащиеся всегда знают его место в изучении всего блока. Комплект модулей предполагает изучение данной темы с первого урока и до сдачи готового изделия.
Модули содержат большое число учебных элементов, к которым прилагаются комплект инструкционных карт. Поэтому они должны изучаться поэтапно, в соответствии с технологической последовательностью изготовления юбки.
Перед началом изучения каждого модуля учащиеся должны ознакомиться с его содержанием заблаговременно. В течение всей работы учащиеся должны иметь возможность обращаться к нему в любое время. Удобно иметь в качестве раздаточного материала отпечатанные модули, собранные книжкой в пластиковой папке. Учащиеся имеют возможность взять для индивидуального пользования, как электронный вариант, так и печатный вариант модулей. На каждого ученика имеется такая папка.
При изучении модуля следует применять такие формы работы, как: самостоятельная работа учащихся, работа в парах, демонстрация приемов работы, объяснение, проведение инструктажа. Дополнительно к методичке на уроках используются всевозможные наглядные пособия, раздаточный материал.
Слайд 22Во время изучения темы «Проектирование и изготовление одежды» раньше возникали трудности
в систематизации теоретического материала по различным темам: выполнение расчётов на построение чертежа, конструирование, моделирование, раскрой и основной части – технологического процесса изготовления швейного изделия.
Работа с данным блоком модулей значительно облегчает подготовку учителя к урокам; позволяет учащимися в значительной степени самостоятельно выполнять расчёты, моделировать и выполнять обработку изделия, составлять технологическую карту. У учащихся не возникают трудности при проведении контроля знаний; данная методичка помогает и при оформлении проектных работ.
Есть и минусы в данной технологии: нехватка времени у учителя для подготовки уроков – модулей, разный уровень учебной мотивации учащихся.