Слайд 1
ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
ТЕМА: «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ КУЛИНАРИИ»
Выполнила: учитель технологии, МБОУ «СОШ №15» Эльдерова М.З.
Слайд 2Актуальность
Исследование проблемы организации практической работы на уроках кулинарии обусловленной требованиями ФГОС
нового поколения.
Обеспечивание подготовки учащихся к будущей трудовой и общественно-полезной деятельности.
Слайд 3Объект исследования:
практическая работа учащихся на уроках технологии по разделу «Кулинария».
Предмет
исследования:
Цель исследования:
провести анализ методики организации практической работы учащихся на уроках кулинарии.
методика организации практической работы учащихся на уроках кулинарии.
Слайд 4Задачи исследования:
1. Выявить роль и значение практической работы в технологической подготовке
учащихся на уроках кулинарии.
2. Провести методический анализ содержания практической работы по кулинарии.
3. Проанализировать планирование лабораторных, практических работ по кулинарии в 5 -7 классах.
4. Разработать планы-конспекты уроков по кулинарии.
5. Провести анализ учебно-материальной базы по разделу «Кулинария».
6. Описать планировку кабинета обслуживающего труда, организацию рабочих мест учащихся и учителя.
Слайд 5Методы исследования:
теоретические (изучение педагогической и научно-методической литературы, анализ образовательных программ и
учебников по технологии, научная интерпретация полученной информации)
практические (наблюдение за педагогическим процессом, беседы с учителями технологии).
Слайд 6
«Кулинария» – один из основных разделов в программе «Технология» для направления
«Технологии ведения дома». На его изучение отводится не менее 31 часа (за все три года обучения с 5 по 7 кл). В данном разделе учащиеся знакомятся с основами санитарии и гигиены, физиологии питания, изучают вопросы товароведения (свойства и питательная ценность пищевых продуктов), технологию приготовления блюд из овощей, яиц, круп, макаронных изделий, молока, рыбы, мяса и других продуктов, с правилами сервировки стола с приготовлением обеда в походных условиях. При разработке практических работ по этому разделу рекомендуется придерживаться принципа от простого к сложному как при формировании знаний, так и умений учащихся.
Слайд 7Для контроля знаний и умений учащихся на практических занятиях по кулинарии
можно использовать следующие задания:
органолептическая оценка блюд;
задания на поиск ошибок в описании технологии приготовления блюд;
домашний учебный эксперимент.
Использование дидактических средств.
Слайд 8Таких как:
1) Формы нарезок – овощи нарезают простыми и сложными формами
и упаковывают в банки в уксусно-солевом растворе (на 1 л воды 30-60 г соли и 2 ст. ложки 3% или 9% уксуса). На банке – этикетка. Под крышкой не должно быть воздуха.
2) Образцы круп в пробирках или стеклянных банках; образцы панировок в пробирках (мука, сухари панировочные, хлеб кубиками и соломкой).
3) Коллекция специй в пробирках или баночках; коллекция макаронных изделий в стеклянных банках под крышками; коллекция рыхлителей (сода, углекислый аммоний, сухие дрожжи; коллекции чая, кофе, какао; коллекция ароматизаторов (ваниль, ванилин, кардамон, эссенции).
4) Гербарий зелени или зеленой аптеки; натуральные образцы засушенных изделий из теста.
Слайд 9В процессе проведения практических занятий, учитель может использовать различные наглядные пособия,
плакаты, а также справочные таблицы:
«Правила безопасности труда при кулинарных работах»,
«Виды нарезок овощей»,
«Калорийность отдельных продуктов»,
«Содержание витаминов в овощах»,
«Холодные закуски»,
«Оформление салатов»,
«Разновидности рыбы»,
«Рыбные закуски»;
«Питательная ценность мясных продуктов»; «Оформление мясных блюд»;
«Сервировка стола к обеду» и др.
Слайд 10Методический анализ содержания практической работы по кулинарии показал, что:
- при выборе
методов обучения необходимо исходить, прежде всего, из задач развития познавательных интересов и способностей учащихся;
- интерес к работе у учащихся возникает уже в тот момент, когда учитель, давая задание принести к следующему занятию определенные продукты, сообщает, какие блюда они будут учиться готовить;
- развитие интереса к работе зависит от творческой атмосферы, в какой проходит сама работа учащихся, от включения элементов эстетики в процессы приготовления пищи (нарезка, украшение), дегустации приготовленных блюд, сервировки и т. д.
Слайд 11Планирование лабораторных, практических работ по кулинарии необходимо осуществлять с учётом следующих
основных моментов:
1. Проведение обязательного вводного инструктажа, содержащего рекомендации относительно использования инструкционных карт, карточек-заданий, наглядных средств обучения (на которых показаны те или иные операции, приемы работы), инструментов и приспособлении.
2. Разработка критериев оценки результатов деятельности учащихся, по которым будет оцениваться в конце урока их работа. Данные критерии разрабатываются в соответствии с дидактической целью урока, с видом и объемом работы, временем, котopoe затрачивается на выполнение задания. Необходимо также учитывать степень самостоятельности школьников, умение использовать технологическую документацию, инструменты и приспособления, правильные приемы работы, соблюдение правил безопасности труда, санитарии и гигиены.
3. Развитие творческого отношения учащихся к выполнению, оформлению и преподнесению работы.
Слайд 12Оборудование:
а) основное оборудование индивидуального пользования, которое включает в себя инструменты, приспособления
и другое оснащение рабочих мест учащихся;
б) основное оборудование группового пользования, на котором учащиеся эпизодически выполняют лабораторные или практические работы. К нему можно отнести, например, практически все лабораторные установки и приборы;
в) оборудование рабочего места учителя технологии;
г) учебно-наглядные пособия и аудиовизуальные средства;
д) вспомогательное оборудование;
Слайд 13Учебно-материальная база должна отвечать следующим требованиям:
1. Функционально-педагогическим требованиям (учебно-производственное оборудование должно
создавать возможность показа учащимся рабочих приемов выполнения той или иной технологической операции и возможность применения всего арсенала методов обучения технологии)
2. Технико-экономическим требованиям (соответствие типам массового современного оборудования и обеспечение достаточно высокой производительности труда учащихся; простота в сборке и использовании; соответствие требованиям техники безопасности, гигиены труда и противопожарной безопасности).
3. Эргономическим требованиям (приспособленность орудий и средств труда, а также самого процесса учебного и производительного труда учащихся их психологическим и физиологическим закономерностям развития).
4. Технико-эстетическим требованиям (оборудование должно быть не только удобным в работе, но и удовлетворять требованиям эстетики, способствовать воспитанию у учащихся хорошего художественного вкуса, вызывать чувство удовлетворения в процессе обучения).
Слайд 14Заключение:
в процессе выполнения практических заданий школьники не просто получают определённые трудовые
навыки, но и решают проблемные технологические задачи. В результате такого образовательного процесса происходит формирование технологической компетентности и технологической культуры учащихся.
при выборе методов обучения необходимо исходить, прежде всего, из задач развития познавательных интересов и способностей учащихся;
планирование лабораторных, практических работ по кулинарии необходимо осуществлять с учётом проведения обязательного вводного инструктажа, разработки критериев оценки результатов деятельности учащихся, по которым будет оцениваться в конце урока их работа, и развития творческого отношения учащихся к выполнению, оформлению и преподнесению работы.
уроки по кулинарии разрабатываются в соответствии с общедидактическими требованиями, где в структуру урока входят все основные этапы
учебно-материальная база должна отвечать следующим требованиям
планировка кабинета обслуживающего труда предполагает обязательную организацию рабочих мест учащихся и учителя.