Слайд 1
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Ф.В. Пархоць
учитель технологии,
МБОУ «Владимировская СОШ» Ивнянского района
Слайд 2Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать
обучаемый.
Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем.
В связи с тем, что компетенции формируются в деятельности, одной из образовательных технологий, способной поддержать компетентностный подход в образовании, считается метод проектов как технология «деятельностного обучения».
Слайд 3Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ
системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности.
“Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, сжатым, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности.
Слайд 4Преимущество метода проекта на уроках технологии состоит в следующем:
1.Системном закреплении знаний
по другим предметам (проекты дают дополнительные возможности). Знания, полученные на уроках химии и физики, могут быть использованы для принятия правильного решения по отбору оптимальной формы, действий изготовления планируемой учениками вещи.
2.Математические и пространственные знания и умения развиваются, когда планируют и оценивают свои идеи, взвешивают и измеряют материалы, разрабатывают модели по текстильным проектам или делают чертежи.
3.Эстетические способности развиваются, когда ученики принимают решения по поводу внешнего вида, цвета или текстуры изделия.
Слайд 5Часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, "подстегивают" развитие интереса
к другим предметам. Все предметы значительно выигрывают от интеграции различных дисциплин при обучении технологии.
Примерами межпредметных проектов могут служить такие: проект «Пути экономии электрической энергии», проект «Оформление клумбы, цветника», которые нашли практическое применение.
Слайд 6Развитии когнитивных умений (знаниевых).
Они обучаются навыкам и умениям планирования, исследования, анализа
и приведения в порядок полученных данных. Развитии социальных и физических умений.
Ученики развивают свои физические умения, когда они учатся работать с инструментами, оборудованием и другой техникой.
У них развиваются "социальные" умения, когда они исследуют потребности (может быть, через простейшее исследование рынка потребления), испытывают свое изделие и просят других оценить его. У них развивается умение выслушивать критику и вести критическое обсуждение. Самое важное то, что при групповой работе развиваются "социальные" умения работать в команде.
Слайд 7Развитии уверенности в своих силах.
Они учатся воспринимать себя как активных
и способных на многое людей, а не простых получателей готовых знаний.
Метод проектов в курсе реализации предмета "Технология" можно представить в виде 6 ключевых моментов:
-проектирование и изготовление изделия;
-проведение специального исследования;
-возможному удовлетворению данной потребности;
разработка идей до стадии изготовления;
изготовление изделия (предварительно спланировав эту стадию);
испытание изделия в реальной жизни и оценивание его по параметрам удовлетворения определенной потребности.
Слайд 8Внедрение метода проектов в учебный процесс по технологии позволяет:
активно развивать личностные
качества и способности школьников;
повысить познавательную активность и самостоятельность учащихся;
усилить уверенность учащихся в собственных силах ( в ходе работы над проектом обеспечивается максимальная самостоятельность учащихся от идеи до ее воплощения);
поднять имидж учителя (использование в обучении передовых педагогических технологий);
включить в процесс обучения учащихся их родных и близких ( помощь в поиске информации, разработке, оценке объектов проектирования).
Слайд 9Образовательная функция метода проектов подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями,
умениями и терминологией.
Воспитательная функция использования метода проектов состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности.
Слайд 10Вся проектная деятельность учащихся требует строгого учета их возраста, спектра интересов.
Это важно и при выборе темы проекта, и при организации работы по его выполнению.
Слайд 11Для запуска проекта использую следующие методические приемы: мозговой штурм, ролевая игра,
проблемные вопросы.
Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.
Слайд 12На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют
предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.
На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.
Слайд 13 На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая
документация , оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.
Слайд 14К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие
Слайд 15Групповая работа
даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
воспитывает обязательность выполнения задания
в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;
является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;
позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.
Слайд 16Обязательно проводится публичная защита проектов. При защите своего проекта учащиеся учатся
убеждать своих одноклассников значимости работы, показывают свою компетентность .
Слайд 17 Оценка проектов делается вместе с учениками. Я обычно практикую за проект
4 оценки:
1. за творческую работу;
2. за оформление работы (как творческой работы, так и пояснительной записки);
3. за содержание пояснительной записки;
4. за защиту проекта.
Слайд 18 Результатом работы школьника над проектом является новый продукт, конкретный опыт
или знания, приобретенные самостоятельно.
Мои ученики ежегодно принимают активное участие и занимают призовые места в школьных, муниципальных олимпиадах по технологии, где представляют свои проекты.
Слайд 19Ученик, занимающийся проектной деятельностью на уроках технологии , учится самостоятельно творчески
мыслить, последовательно рассуждать, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. Метод проектов помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову.
Слайд 20 В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные
изделия, но и проводят своеобразные исследования. Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.