Слайд 1КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
НА
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Автор: Стрикун И. Г.
Слайд 2Контроль знаний и умений студентов – один из важнейших элементов учебного
процесса. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно–воспитательным процессом и качество подготовки специалиста
Педагогический контроль – это соотношение достигнутых учащимися результатов с запланированными целями обучения.
Педагогический контроль позволяет:
выявить достоинства и недостатки новых методов обучения,
установить взаимосвязь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования,
сравнить работу различных преподавателей,
оценить достижения ученика и выявить пробелы в его знаниях,
дать руководителю учебного заведения объективную информацию для принятия управленческих решений
Слайд 3Структурно-логическая схема
по теме
«контроль знаний»
Слайд 5Проверочная функция
Показатели контроля служат главным основанием для суждения о результате учения,
т.е. для решения таких вопросов, как перевод на следующий курс, выдача диплома. Данные контроля констатируют не только результаты и оценку учебной деятельности отдельных студентов и преподавателей, но и состояние учебно-воспитательной работы всего учебного заведения, подсказывают меры, необходимые для ее совершенствования.
Слайд 6Обучающая функция
В ходе проведения контрольных заданий происходят повторение и закрепление, совершенствование
приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнения. Студенты переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности. Контроль способствует формированию умений и навыков рационально организовывать рабочую деятельность, самостоятельно овладевать знаниями
Слайд 7Развивающая функция
Дает большие возможности для развития личности учащегося, формирования его познавательных
способностей. Этот процесс требует напряжения умственной деятельности, обострения работы внимания, памяти, мышления, воображения. При любой проверке студентам необходимо воспроизводить усвоенное, перерабатывать и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, обобщения, приводить доказательства, что эффективно содействует развитию обучаемого.
Слайд 8Воспитательная функция
Затрагивает эмоциональную сферу личности. Результаты сугубо индивидуальных усилий по усвоению
учебного материала становятся предметом общественного суждения. Контроль дисциплинирует учащегося, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует регулярную активную учебную деятельность. Правильно осуществляя контроль, преподаватель имеет возможность постоянно побуждать студентов к совершенствованию знаний и умений, к выработке объективных самооценочных суждений, к развитию потребности в самоконтроле.
Слайд 9Методическая функция
Контроль позволяет оценить методы преподавания, увидеть его сильные и слабые
стороны, выбрать оптимальные варианты обучающей деятельности.
Слайд 10Предварительный контроль
служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом.
Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале учебного года, преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных пробелов в знаниях учащихся.
Слайд 11Текущий контроль
является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков
учащихся. Ведущая задача текущего контроля - регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся, активизация их познавательной деятельности; определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.
Слайд 12Периодический (рубежный) контроль
позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам,
темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки, зачеты по лабораторным работам.
Слайд 13Итоговый контроль
направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися
системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин. .
Итоговый контроль - это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.
Итоговый контроль осуществляется на переводных и семестровых экзаменах, квалификационных испытаниях , государственных экзаменах, защите дипломного проекта. По результатам контроля выставляются оценки по пятибалльной системе.
Слайд 14Методы контроля - это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе
которой выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками.
Слайд 15Устный опрос
- наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся. При устном опросе
устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и учащимся, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных возможностей усвоения учащимися учебного материала.
Слайд 17Фронтальный опрос
проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он органически сочетается
с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что в активную умственную работа можно вовлечь всех учащихся группы. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически увязанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы учащихся в совокупности могли раскрыть содержания раздела, темы. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение учащимися домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии. Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так как он позволяет проверить подготовленность учащихся к их выполнению.
Слайд 18Индивидуальный опрос
предполагает обстоятельные, связные ответы учащихся на вопрос, относящийся к изучаемому
учебному материалу, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления учащихся.
Чтобы сделать такую проверку более глубокой, необходимо ставить перед учащимися вопросы, требующие развернутого ответа.
Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, емкими, иметь прикладной характер, охватывать основной ранее пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать учащихся логически мыслить, сравнивать, анализировать сущность явлений, доказывать, подбирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний учащихся.
Слайд 19Комбинированный опрос
Для организации коллективной работы группы во время индивидуального опроса преподаватель
может дать такое задание, как приведение примеров по тому или иному положению ответа.
Таким образом, чтобы вызвать при проверке познавательную активность учащихся всей группы, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос.
Слайд 21Письменная проверка
Письменная проверка используется во всех видах контроля и Применение этого
метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направления для индивидуальной работы с каждым. осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе (выполнение домашних заданий).
Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными: диктанты (математические, химические, чертежные, технологические и др.), сочинения, ответы на вопросы, решение задач и примеров, составление тезисов, выполнение различных чертежей и схем, подготовка различных ответов, рефератов. По продолжительности письменные контрольные работы могут быть кратковременными (7-15 мин), когда проверяется усвоение учебного материала небольшого объема, и более длительными, но не свыше одного академического часа (за исключением сочинений по литературе, которые проводятся, как правило, для рубежного контроля
Слайд 23Практическая проверка
это ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль
знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения учащимися конкретной производственной деятельности, так и по ее результатам. Основные критерии, по которым оценивается деятельность учащихся, следующие: правильность применения приемов работы, рациональная организация труда и рабочего места, выполнение установленных норм и требований к конкретному виду работы (рациональное использование оборудования и инструмента, соблюдение правил техники безопасности, степень самостоятельности при выполнении задания).
Слайд 25Стандартизированный контроль
предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей - задания
и эталона. Задание выдается учащимся для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом учащегося, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.
В педагогической практике тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов учащихся на различные вопросы, записанные на специальных карточках-заданиях. Правильность ответа можно проверять двумя способами: с помощью машинного и без машинного контроля.
Слайд 26Машинный контроль
При машинном контроле ответы кодируются и вводятся в контролирующее устройство,
где они сравниваются с эталонами, и машина на основе заданного критерия выдает оценку.
Слайд 27Без машинный контроль
При без машинном контроле ответы учащихся на вопросы
заданий тоже кодируются, но проверяет ответы преподаватель при помощи различных приспособлений - шаблонов.
Слайд 28Самоконтроль
Самоконтроль активизирует познавательную деятельность учащегося, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует
выработке умений находить и исправлять ошибки. Все это необходимо для формирования навыков самообразования. Перед самостоятельной работой учащиеся получают инструкцию о выполнении работы и ключ для самопроверки. Инструкция должна показать учащимся, какие знания и умения контролируются, а ключ содержит правильные ответы, по которым учащиеся сверяют результаты работы и вносят необходимые исправления. При этом либо учащиеся работают по обучающим программам. Либо правильные ответы проецируются на экран, либо записываются на доске.
Слайд 29Взаимопроверка
взаимопроверка, в ходе которой учащиеся проверяют друг у друга выполнение задания.
Слайд 30Контрольные работы
проводятся, как правило, после завершения изучения тем или узловых вопросов,
особо значимых для усвоения других учебных предметов, важных для овладения приобретаемой специальностью, наиболее сложных для понимания учащихся. В учебных заведениях используют следующие виды контрольных работ: теоретические, позволяющие проверить усвоение учащимися основных теоретических понятий, закономерностей, умение выделить характерные признаки, особенности процессов и явлений; практические, с помощью которых проверяют умение применять полученные знания для решения конкретных задач.
Слайд 31Зачет
как итоговая форма контроля применяется главным образом в период производственной практики.
По результатам учебной, производственной технологической и производственной преддипломной практики учащиеся получают зачет с дифференцированной оценкой. Зачет служит также одной из форм контроля за выполнением лабораторных и практических работ, предусмотренных учебными планами и программами. Зачет по лабораторным, графическим, расчетным и другим практическим работам проставляется по мере представления учащимися преподавателю отчетов о выполнении лабораторных работ, рефератов, переводов, домашних заданий и т. п. Учащимся, не выполнившим своевременно какую-либо из лабораторных и практических работ, преподаватель устанавливает индивидуальный срок ее выполнения.
Слайд 32Квалификационные испытания
предусматриваются только учебными планами по техническим специальностям. Основное назначение квалификационных
испытаний заключается в проверке сформированных знаний, умений и навыков по одной из рабочих профессий, установленных учебным планом специальности. Проводятся квалификационные испытания после завершения учебной практики для получения рабочей профессии. В соответствии с Положением о производственной практике испытания проводят квалификационные комиссии базовых предприятий с участием представителей техникума.
Слайд 33Курсовое и дипломное проектирование
наряду с обучающей функцией выполняет в учебном процессе
и функцию контроля, является важнейшей формой проверки овладения учащимися теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками.
Задания для курсового и дипломного проектирования отбирают с конкретным производственным содержанием, формируют таким образом, чтобы учащиеся при их выполнении оперировали большей частью знаний и умений, полученных в процессе обучения.
Дипломное проектирование, являясь завершающим этапом обучения и заключительной формой контроля, обеспечивает наиболее глубокую и системную проверку подготовленности учащихся к профессиональной деятельности.
Слайд 34Семестровые и переводные экзамены
являются ведущими, наиболее значительными формами организации контроля. В
ходе их проводится итоговая проверка результатов учебной деятельности учащихся по изучению конкретной дисциплины, выявляется уровень сформированных знаний и умений.
Слайд 35Государственные экзамены
- заключительная форма контроля, направленная на комплексную проверку подготовки будущего
специалиста к работе, на определение степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с характером профессиональной деятельности.
Экзаменационные билеты для устного экзамена и задания для письменных экзаменационных работ составляют преподаватели, обсуждает предметная комиссия и не позднее чем за месяц до сессии утверждает заместитель директора по учебной работе.
Слайд 36Экзамены
- ответственный этап учебно-воспитательного процесса. Поэтому отбор содержания и компоновка вопросов
для экзаменационных билетов предполагают соблюдение определенных требований.
В экзаменационные билеты необходимо включать два-три вопроса из разных разделов программы в зависимости от специфики предмета и одну задачу или пример. Вопросы комплекта билетов по предмету должны охватить весь основной пройденный материал.
Главное требование при комплектовании билетов - создание равноценных билетов и по объему учебного материала, и по его характеру, и по степени активизации познавательной деятельности учащихся. Обязательно должны найти место в билетах вопросы методологического характера, стержневые вопросы курса, вопросы, определяющие идейно-политическую направленность отдельных разделов курса. Каждый вопрос билета должен быть сформулирован точно и четко.
Слайд 37Оценка
- это определение и выражение в условных знаках -баллах, а также
в оценочных суждениях преподавателя степени усвоения знаний и умений, установленных программой. Оценка имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она является характеристикой результатов учебной деятельности студента, дает представление о состоянии его знаний и умений и степени их соответствия требованиям контроля, осведомляет обучаемого, какого мнения о нем преподаватель. Все это корректирует самооценку учащегося.
Слайд 38Итоговая оценка
характеризует достижения учащегося в целом, уровень его обученности согласно требованиям
учебной программы
Слайд 39Текущая оценка
фактически служит чисто педагогическим инструментом, регулирующим взаимодействие преподавателя и учащегося
в учебном процессе. С помощью текущей оценки преподаватель показывает учащемуся уровень его конкретных ситуативных достижений, усилий. Цель такой оценки - не вынесение окончательного «приговора» об уровне подготовки, а стимулирование дальнейшей деятельности. По текущей оценке можно судить о прилежности, старательности учащегося, но трудно сделать заключение о его общем развитии. Именно поэтому итоговая оценка не должна быть среднеарифметической от текущих.
Слайд 40Традиционная система
«5» - за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала,
в котором студент легко ориентируется, понятийным аппаратом, за умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения.
«4» - если студент полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности;
«3» - если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения;
«2» - если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач;
«1» - за полное незнание и непонимание учебного материала или отказ отвечать.
Слайд 41Рейтинговая система
Преимущества состоят в следующем:
-высокая организующая способность, благодаря чему возрастает мотивация
студентов к учебному труду, формируется ответственность за его результаты;
-обеспечение формирования единых требований к знаниям, умениям и навыкам студентов у разных преподавателей, установление единых подходов к определению норм оценивания;
-активизация методических функций контроля, расширение возможностей для совершенствования меж предметных и внутри предметных связей, отбора содержания обучения по специальности и отдельным предметам;
-повышение объективности руководителей учебного процесса при отборе студентов на очередные ступени (уровни) обучения, курсы обучения, при организации подготовки по дополнительным программам повышенного уровня сложности и т. д.;
-возможность получения своевременной информации о ритме работы каждого студента, группы в целом, использования полученной информации для принятия решений о поощрении студентов, мер организующего воздействия; возрастает уровень руководства педагогическим коллективом.
Слайд 42Структурно-логическая схема
по теме
«ЦЕЛЬ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ»