Слайд 1Коммуникативные компетентности
на уроках технологии
Автор: Тимофеева Людмила Николаевна
учитель технологии МОУ «СОШ
№ 38»
город Саратов
Слайд 2Развитие ключевых компетенций на уроках технологии
Компетентность-знания, опыт в той или иной
области, интегральное проявление профессионализма, в котором сочетаются элементы профессиональной или общей культуры, стаж педагогической деятельности и педагогического творчества.
Проблема отбора ключевых (базовых) компетенций является центральной для обновления содержания образования.
Один из характерных признаков ключевых компетенций- многофункциональность (позволяет решать проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни).
Ключевые компетентности требуют:
-абстрактного мышления;
-саморефлексии;
-определение своей позиции;
-самооценки;
-критического мышления.
Слайд 3Компетенция
Антуан Сент-Экзюпери считал «Единственная настоящая роскошь-это роскошь человеческого общения.»
Общение будет эффективным
тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.
Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности:
а) коммуникативной
б) интерактивной
в) перцептивной.
Слайд 4КоммуникативнаяКомпетенция
Коммуникативная компетентность определяется, как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт
общения между людьми, который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия.
В исследованиях Б.Г.Ананьева, А.А.Леонтьева, А.А. Бодалёва, Б.Р. Ломова, В.Н.Мясищева, что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активности субъекта, раскрытие своих личностных качеств, их развитие и формирование в процессе общения. Человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы действия, таким образом, человек формируется как личность и субъект деятельности.
В процессе коммуникации перед учащимися возникает необходимость договориться, заранее спланировать свою деятельность. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, умение видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать.
Слайд 5КоммуникативнаяКомпетенция
Осознание особенностей себя и других людей влияет на конструктивный ход общения.
Для организации процесса формирования коммуникативной компетентности важно использование коммуникативной методики, необходимо соблюдать следующие характеристики:
реальное общение
личностный смысл
мотивированность любого действия
связь общения с другими видами речевой деятельности
функциональность
новизна и эвристичность
содержательность
проблемность
Слайд 6Компетенции
Ключевые компетенции - относятся к общему содержанию образования, конкретизируются
на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.
Общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей.
Предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Слайд 7Ценностно-смысловая компетенция
Слайд 9Учебно-познавательная компетенция
Слайд 13Компетенция личностного самосовершенствования
Слайд 14your topic goes here
Важнейшей задачей является создание системы формирования мотивации учения
на уроках и во внеклассной работе по технологии, формирование положительной мотивации обучения, конструирование мотивационного процесса, как основы усвоения содержания технологического образования.
Коммуникативные компетентности на уроках технологии
Слайд 15Формы использования в образовательном процессе:
1.Обучение в сотрудничестве
Самостоятельный поиск нужных знаний, критическое
осмысление получаемой информации, умение делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решение возникающей проблемы.
2.Технология уровневой дифференциации
Выполнение практических заданий разного уровня. Работа с разноуровневыми тестами.
Творческие групповые задания для подготовки к семинарам и деловым играм, урокам-конкурсам. Зачёт по проверке базовых знаний в различных формах.
3.Проблемное обучение
Создание проблемных ситуаций. Активная познавательная деятельность обучающихся, состоящая в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.
Слайд 16Формы использования в образовательном процессе:
4.Технология проектного метода
Совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.
Развитие познавательных, творческих навыков учащихся. Умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Развитие критического мышления.
5.Информационно-коммуникативные технологии
Визуализация учебного материала. Повышение уровня индивидуализации и дифференциации обучения. Организация оперативного контроля за усвоением знаний. Осуществление тренировки в процессе обучения и самоподготовки учащихся. Проведение исследовательской работы.
Слайд 17your topic goes here
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //
Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002
Хуторской А.В. Компетенции в школьном образовании// Инновации в воспитании и обучении детей. 2011-05-17. http: // www kidevo.ru
Энциклопедический словарь http: // www.lib.deport.ru/slovar/bes/k
Используемые источники