Слайд 2 Долгое время дамская шляпа считалась подходящей только для охоты или верховой
езды, но затем настал период, когда ее господство стало безграничным.
Слайд 3«Нет шляпы — нет женщины», — говорили категоричные англичанки. Им вторили
романтичные француженки: «Дама без шляпки — что Эйфелева башня без верхушки». Но всех превзошли поэтичные итальянки, утверждавшие: «Все имеет цену, только красивая шляпка бесценна».
Слайд 4Много столетий женщины в разных концах земли обходились без шляп —
для защиты от солнца и дождя носили платки и чепцы, а сложные и богато украшенные головные уборы надевали лишь на свадьбу. Со временем роскошные уборы стали носить по праздникам, а кто побогаче — надевали их при любом выходе в люди.
Слайд 5На Руси
На Руси таких «шляп» было множество: высокие кокошники, рогатые кики,
сороки в форме каблука. Их украшали жемчугом, бисером, цветными стеклами, а то и драгоценными камнями.
Слайд 6В Европе
В Европе женщины не носили шляп до конца Средневековья —
ведь они почти все время проводили дома, к тому же церковь запрещала лишние, с ее точки зрения, наряды и украшения.
Только в конце XIV века в Бургундии изобрели себе эннен (геннин) — высокий колпак с вуалью на каркасе из проволоки.
Слайд 7 Королева Франции Изабелла Баварская, внедрила новинку при дворе, и скоро все знатные
дамы стали носить эннен, стараясь превзойти друг друга его высотой.
В дворцовых покоях спешно увеличивали двери, чтобы в них могли войти красавицы в метровых головных уборах. Дорогие и неудобные эннены прожили недолго — век спустя женщины вернулись к привычным чепцам и платкам.
Геннен
Слайд 8Фонтаж
В конце XVII столетия
Людовик XIV сделал популярными громадные напудренные парики.
Каждая посетительница
придворных балов стала носить на голове настоящую башню из чужих волос, смазанных салом и обильно усыпанных пудрой.
Многие украшали их цветами, перьями или целыми композициями: кораблями, замками и аллегорическими сценами наподобие «изгнания Адама и Евы из рая».
Слайд 9Благодаря коронованным особам шляпы вошли в моду.
До появления модных журналов дамы
выбирали наряды, глядя на выставленных в витринах кукол.
Слайд 1019 век
После Французской революции парики ушли в прошлое, а шляпы стали
попроще.
Женщины из высшего общества не снимала головной убор в течение всего дня.
Утром ночной чепец сменялся утренним из легкого тюля или муслина, расшитого бисером. Для прогулок надевали легкую английскую шляпку с кружевами и атласными лентами.
Слайд 11В гости или за покупками отправлялись в шляпах французских - больших,
украшенных цветами и перьями.
Самыми нарядными и «оперенными» были шляпы для театра, причем дамы, конечно, не снимали их во время представления, порой совершенно заслоняя сцену сидящим сзади.
Слайд 12 Тюрбан
В эпоху романтизма стал популярен тюрбан, украшенный бисером и перьями.
Он требовал долгой укладки, поэтому его надевали только во время торжественных выходов в свет.
Проще были токи — небольшие тюрбанчики, которые не наматывали, а просто надевали на голову. Их носили на балу, а чтобы они не сваливались во время танцев, приматывали или даже приклеивали к волосам
Княгиня Наталья Голицина. Легкий кружевной тюрбан с золотыми лентами — настоящее произведение искусства
Слайд 13Бальным убором считался и бархатный берет — вспомним пушкинскую Татьяну, сразившую
Онегина малиновым беретом. Пушкинисты, отмечают, что берет такого цвета был уместен на маскараде — замужним дамам приличествовали менее яркие оттенки.
Слайд 14«Светские львицы» того времени бдительно следили модой: женщина, одетая слишком вызывающе
или немодно, вызывала всеобщее осуждение. Вердикт закрепляли журналы мод, сообщавшие, что «капотики из крепа цвета трубочиста и василькового считаются теперь вульгарными».
Слайд 15Соломенные шляпы
В середине XIX столетия стали популярными шляпки из итальянской соломки.
Их насчитывалось больше 20 видов.
В конце века появилась широкополая шляпа из Панамы ручной работы. Они были очень дороги — каждая делалась целых пять месяцев, потому что по древним правилам времен инков мастера работали только при свете луны.
Слайд 16Эгреты
Из Италии пришла мода на эгреты - перья белых цапель, из-за
которой эти прекрасные птицы едва не оказались полностью истреблены. Иногда модницы украшали шляпки чучелами птиц, поэтому в них заводились насекомые, и владелицам приходилось окуривать шляпы серой. Чтобы сохранить блеск перьев, их рекомендовалось раз в неделю мыть в горячей воде с мылом.
Слайд 1720 век
Париж был центром шляпной моды. Непременными аксессуарами женщины в то
время были вуаль и шляпная булавка. Первая закрывала лицо от нескромных взглядов, вторая удерживала шляпку на голове, служа при этом дополнительным украшением — ее головку декорировали бисером, эмалью, стразами.
Слайд 18Статусная шляпа
Каждая дама по-прежнему пыталась превзойти всех остальных размером и пышностью
шляпы.
По шляпе можно было судить не только о хорошем вкусе хозяйки, но и о ее социальном статусе. Наметанный глаз сразу замечал потертости, отвисшие поля, сломанные или потерянные перья. Поэтому новая шляпка была для женщины не просто желанным подарком, но и необходимой вещью, позволяющей устроить и карьеру, и личную жизнь.
Слайд 19Коко Шанель
После Первой мировой войны фасон шляпок радикально изменился: исчезли пышные
ленты, банты, перья.
Коко Шанель ввела в моду клош («колокол») — шляпку-колпак с узкими полями, которую носили натянутой на лоб.
Неподражаемой Коко принадлежит фраза: «Настоящая женщина может сделать из ничего три вещи: салат, шляпку и скандал».
Слайд 20Шляпы тем временем продолжали уменьшаться: плоские «пирожки», «грибки», тирольские шапочки с
пером.
1949 год, Москва: «Среди женщин шляпка на голове — признак хорошего заработка; менее обеспеченные носят шали или платочки, завязанные узлом».
Молодые динамичные девушки предпочитали маленькие шапочки и разноцветные беретики.
Слайд 21Знаменитости в шляпах
Софи Лорен: «Шляпы элегантны и эксцентричны, забавны и драматичны
одновременно… Женщину в шляпе нельзя забыть…
Одри Хепберн в соломенной шляпе. Высокая тулья, широкие поля и розовые шелковые ленты.
Слайд 2250-е стали последним всплеском шляпной моды.
В следующем десятилетии бунтующая молодежь
обходилась вовсе без шляп, а солидные дамы вернулись к маленьким шляпкам неброских тонов из фетра и шелка, украшенные бантами, а для отдыха —фетровые «федоры».
Слайд 24Шляпа 21 века
Фотографии с Королевских скачек 2011 года