Слайд 1Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Сатинская средняя общеобразовательная школа
Использование метода проектов в формировании
познавательной самостоятельности учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности
Автор: Солодина Марина Александровна,
учитель технологии
Слайд 2Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда. (Древняя мудрость)
Слайд 3Актуальность
Отличительной особенностью нового ФГОС
является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося, когда обучающийся становится субъектом познавательной деятельности.
Школьное образование призвано обеспечить условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов.
Необходимость учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения поняли давно. Именно индивидуализация помогает не только найти пути обучения каждого школьника, но и повышает эффективность обучения вообще.
Отечественные педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Современные специалисты проявляют повышенный интерес к изысканиям своих коллег в плане исследовательского обучения и обучения по «методу проектов» .
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Слайд 4Противоречия
Между ослабевающим интересом к усвоению новых
знаний и возрастающими
потребностями социального
заказа общества в высокоинтеллектуальном
поколении;
Между унифицированными методами преподавания и
различным уровнем способностей обучающихся;
Между традиционной неэффективной методикой
преподавания и необходимостью личностного развития
обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС
общего образования;
Между большим объемом материала, приобретенным
учащимися при изучении предмета «Технология», и
неумением применять полученные знания в
практических целях.
Слайд 5Проблема
в большинстве предлагаемых методик обучения проектной деятельности не уделяется внимания
приемам формирования умений самостоятельного определения проблемных ситуаций и постановки проблемных задач
Слайд 6Учебные предметы: технология
Внеурочная деятельность.
Участники проекта: учащиеся 5 - 8 классов.
Социальные партнёры:
обучающиеся, учителя, родители.
Длительность проекта: 1 год.
Слайд 7Цель:
создать оптимальные условия для формирования у учащихся устойчивой положительной
мотивации к развитию навыков самостоятельной поисковой деятельности и социальной активности через проектный метод обучения
Слайд 8Задачи:
изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;
исследовать отношение
школьников к проектной деятельности и предмету технология;
осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию исследовательских умений, развитию самостоятельной познавательной активности учащихся в процессе работы над проектом;
формировать приемы умственной деятельности на стадиях выработки первоначальных идей;
раскрыть влияние проектной деятельности на творческое развитие учащихся;
повысить социальную активность участников исследовательского проекта;
обобщить опыт применения метода проектов в технологическом образовании школьников.
Слайд 9Гипотеза
если систематически использовать в образовательном процессе метод проектов, то
усилится мотивация к учебной деятельности, сформируется навык самостоятельной познавательной активности, что приведёт к повышению качества знаний обучающихся
Слайд 10Объект исследования:
самостоятельная поисковая
деятельность
Предмет
исследования:
процесс формирования навыков самостоятельной поисковой деятельности
Слайд 12Ожидаемые результаты
Повышение мотивации к обучению
Повышение качества знаний по предмету
Формирование умения владеть
различными техниками
Совершенствование навыков самообразования,
целеполагания и самоконтроля
Развитие трудовых навыков
Повышение индивидуальных достижений
обучающихся
Слайд 13Основные принципы обучения проектной деятельности
1. Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
2. Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.
3. Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для обучающихся уровне.
4. Психологический комфорт. Учитель должен каждому ученику дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.
5. Личность учителя. Для того, чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.
6. Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы.
Слайд 14Этапы и сроки реализации проекта
I этап – информационно – аналитический (август
– октябрь) 2012 г
Изучение сущности проектной деятельности и литературы по проблеме.
Выбор методов, приёмов и средств для формирования исследовательских умений школьников.
II этап – практический (ноябрь – март) 2012-2013 г
Разработка учебной программы.
Разработка дидактического материала.
Разработка исследовательских проектов и их апробирование в рамках школьного курса.
Разработка исследовательских проектов и их апробирование в рамках программы дополнительного образования.
III этап – обобщающий ( апрель – июль) 2013 г
Публикации в сети Интернет.
Участие обучающихся в конкурсах различных уровней.
Итоговая диагностика.
Анализ результатов реализации проекта.
Этапы ученического проекта
Слайд 16Исследовательская деятельность
Проект «Панно в рамке»
Проект «Изготовление паспарту в технике счетной вышивки»
Проект
«Детский вязаный комплект»
Проект «Юбка»
Проект «Коническая юбка»
Проект «Из истории прически»
Проект «Пряная грядка»
Проект «Целебные свойства овощей»
Слайд 17Банк проектов
Учебные проекты
Исследовательские проекты
Интернет - проекты
Информационные проекты
Творческие проекты
Слайд 20Дидактический материал
Памятка для учащихся «Как работать над проектом»
Памятка для учащихся «Как
подготовить защиту проекта»
Бланк самооценки школьника «Итоги работы по проекту»
Лист контроля прогресса проектной деятельности
Анкета «Мои впечатления о выполненной работе в ходе проекта»
Памятка для учащихся «Правила работы в сотрудничестве»
Примеры организации обучения в малых группах
Слайд 21Внеурочная деятельность
Объединение «Стиль»
Объединение «Умелые руки»
Слайд 22
анкета
презентации
разработки уроков
разработки классных часов
буклет
дидактический материал
Учебно-методический пакет
Слайд 23Критерии оценки деятельности учащихся
умение использовать различные источники информации, методы
исследования;
умение работать в сотрудничестве;
принимать чужое мнение, противостоять трудностям;
умение ставить цель, составлять и реализовать план;
проводить рефлексию.
Слайд 24Достоинства проектной деятельности
Ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность.
Учащиеся видят
перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в неё свою душу, а ради этого стоит потрудиться.
Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества детей.
Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.
Слайд 25В процессе проектной деятельности формируются основные ключевые компетенции обучающихся:
рефлексивные умения;
поисковые (исследовательские)
умения;
навыки оценочной самостоятельности;
умения и навыки работы в сотрудничестве;
коммуникативные умения;
презентационные умения и навыки;
навыки применения средств ИКТ – технологий.
Слайд 261. Анкета, проведённая в конце проектной деятельности.
Слайд 28Результативность.
В результате проведённого исследования были получены следующие, наиболее значимые результаты:
Мотивация к
обучению
начало
уч. года
Конец уч.года
Слайд 29
Диагностика уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся
решение
проблем
работа с
информацией
коммуникация
сред. балл
по классу
Слайд 30Результаты внеурочной деятельности
Слайд 32ВЫВОДЫ
В результате реализации проекта удалось:
повысить мотивацию к
обучению и уровень качества знаний по технологии
сформировать навыки исследовательских умений и самостоятельной поисковой деятельности обучающихся
развить умение планировать работу над проектами в сотрудничестве
развить коммуникативные способности и толерантность
выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности
Гипотеза верна
Слайд 34Информационные источники
Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. Пособие.- 4-е
изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2004. -368 с.
Каспржак А.В., Иванова Л.Ф. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения - М.: Просвещение, 2009.
Н. Морозова, Н. Г. Кравченко-2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М., 2000.
Полат Е.С. Метод проектов – статья на сайте Российской Академии Образования. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./ Под ред. Е.С.Полат.-М.,2000.
Старцев.Б. Ресурс реализации стандартов// Вестник образования, выпуск 2734 №8, апрель, М.: Просвещение, 2012
Образовательные порталы сети Интернет.
Слайд 35Интернет ресурсы
festival@1september.ru
www.school.edu.ru
www. center.fio.ru/som
www.vspu.ac.ru/tol
www.ipkadmin.tstu.ru
Слайд 37Этапы ученического проекта
определение проблемы и вытекающих из
нее задач исследования;
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение методов исследования;
обсуждение способов оформления
конечных результатов;
сбор, систематизация и анализ полученных
данных;
подведение итогов, оформление
результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем
исследования.
Слайд 38
1 блок:
выбор темы и интересующих
аспектов;
подготовка к
сбору информации;
сбор информации учащимися;
подфиксация в форме мини- энциклопедии, картотеки и др.
Этапы ученического проекта
Слайд 392 блок:
знакомство учащихся с возможными проектами, выбор проекта для реализации;
ориентировочное планирование
этапов работы над проектами;
реализация проектов;
презентация проектов.
Этапы ученического проекта