Слайд 1
Инновационный подход в преподавании учебного предмета «Технология» в условиях современной школы.
Учитель
технологии
МБОУ «СОШ№32»
Соколова И.Д.
Слайд 2
Основой федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является системно-деятельностный подход,
предполагающий формирование учебной деятельности в целом, а не только предметных знаний и умений. Каждый компонент программы в рамках ФГОС включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. У каждого предмета есть свои особенности в организации преподавания. Обучение школьников по предмету «Технология» строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Слайд 3
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК СОПРОВОЖДАЕТСЯ ИКТ, ЭЛЕКТРОННЫМИ ПОСОБИЯМИ. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ ЗАНИМАЕТ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВЕДУЩЕЕ МЕСТО, ПОТОМУ ЧТО НЕСЕТ ВСЮ ИНФОРМАЦИОННУЮ НАГРУЗКУ И ПОДЧИНЯЕТ СЕБЕ ВСЕ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНИКА. ПОСКОЛЬКУ ОСНОВНОЙ ТЕКСТ В УЧЕБНИКЕ ИГРАЕТ ГЛАВНУЮ РОЛЬ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, КАК И МНОГО ЛЕТ НАЗАД, ТАК И В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ СВЯЗАНЫ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ С НИМ.
Слайд 4 Ещё К. Д. Ушинский писал, что хорошим
является то учение, при котором учащиеся по возможности учатся сами, а учитель дает материал и руководит этим процессом. Отсюда вытекает важнейшее значение активизации процесса обучения: всемерное развития инициативы и самостоятельности учащихся в приобретении знаний.
Слайд 5Одним из способов активизации образовательного процесса является применение инновационных методов обучения:
-
развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- разноуровневое обучение;
- исследовательские методы обучение;
- проектное обучение;
-технология альтернатива;
-кейсовая технология.
Слайд 6ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Именно в проектном обучении воплощается идея развивающего обучения. Выполняя творческие проекты,
школьники учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Ученик становится равноправным участником совместной деятельности с учителем, отвечая за свои успехи, промахи и недостатки. Он сам анализирует каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок.
Слайд 7
Результаты диагностики, проводимой на всех этапах обучения показали, что проектное обучение
активизирует работу обучающихся, потому что оно:
- личностно- ориентировано;
- реализует деятельностный подход в обучении;
- построено на принципах проблемного обучения;
-самостоятельно (что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения);
-приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
Слайд 8
ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Технология модульного обучения - это педагогическая технология, при которой обучающиеся работают с учебной программой, составленной из различных модулей. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Слайд 9Главным в модульной технологии является учебный модуль, включающий: законченный блок информации;
целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.
Модуль содержит познавательную и профессиональную характеристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (информационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача первой – формирование теоретических знаний, функции второй-формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.
Слайд 10ТЕХНОЛОГИЯ «КЛАСТЕР».
Кла́стер (англ. Cluster - скопление) - объединение нескольких однородных элементов, которое может
рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Суть кластера - выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Важно выделить главную смысловую единицу (тема); выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации). Форма кластера может быть любая: таблица, колесо, различные геометрические фигуры.
Слайд 11 ВИДЫ КЛАСТЕРОВ НА СТАДИИ ОСМЫСЛЕНИЯ В ТАБЛИЧНОЙ ФОРМЕ ПО СЛЕДУЮЩИМ
ТЕМАМ:
ТЕМА «РУЧНАЯ ВЫШИВКА».
Слайд 12Вывод:
Используя технологию «Кластер» в образовательном процессе педагог учит детей воспринимать
информацию в сравнении.
Слайд 13ТЕХНОЛОГИЯ «АЛЬТЕРНАТИВА».
Работа в рамках технологии «Альтернатива» основана на принципах проблемного обучения
и совместной деятельности. Именно «проблемные задания» направлены на формирование позитивной внутренней мотивации, заинтересованности в усвоении материала.
Технология «Альтернатива» ориентирована на создание противоречия, которое может быть основой для определения проблемы и возможности перехода к рефлексивно-аналитической деятельности, к выявлению и определению гипотез.
Слайд 14
Основной целью является формирование и развитие следующих способностей у обучающихся:
1. Способность
анализировать факты, выявлять суть проблемы;
2. Способность вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения, находить компромисс, лаконично излагать свою точку зрения.
(Фрагмент урока технологии в 7 классе по теме: «Основы материаловедения» в рамках технологии альтернатива).
Слайд 15
Раздел «Основы материаловедения» знакомят обучающихся с видами тканей, их происхождением и
переплетением волокон в тканях. В 5 классе изучают натуральные волокна растительного происхождения – хлопок, лен, в 6 классе натуральные волокна животного происхождения – шерсть, натуральный шелк, в 7 классе изучают химические волокна. Обучающимся надо сравнить виды тканей по предложенной технологии альтернатива.
Слайд 16Класс поделен на 4 группы в количестве 3 человек.
1 группа работала
с натуральными волокнами растительного происхождения,
2 группа – с натуральными волокнами животного происхождения,
3 группа – с химическими волокнами искусственного происхождения,
4 группа - с химическими волокнами синтетического происхождения
Слайд 18Вывод:
обучающиеся убедились, что современная одежда мало изготовлена из натуральных волокон,
в основном из химических волокон с добавкой натурального волокна, которые улучшают их свойства. При покупке вещей, обучающиеся будут обращать внимание не только на внешний вид ткани, но и на ее состав.
Слайд 19КЕЙС - ТЕХНОЛОГИЯ
УРОК-КЕЙС "КУЛЬТУРА ЧАЯ"
Кейсовая технология (метод) обучения
– это обучение действием.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Слайд 20Непосредственная цель использования кейс-технологии – совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию,
возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных вариантов и выбор лучшего в поставленной проблеме.
Слайд 22ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из
способов развития творческого мышления учащихся. Проблемные ситуации, созданные с учётом типичных ошибок учащихся, не только делают знания более осмысленными, но и помогают школьникам преодолеть закрепившиеся неправильные представления, учат мыслить, делать выводы, обобщения.
Слайд 23Тема «Физиология питания. Состав пищи» 5 класс
Организационный момент. Для
создания условий пробуждения интереса, учащихся по теме урока, проводится столкновение.
Учитель: Одна часть человечества говорит: «Мы живем для того, чтобы есть». Другая: «Мы едим для того, чтобы жить». Вопрос «Кто прав?».
Обучающиеся выдвигают различные гипотезы, спорят. Через объяснение нового материала о составе пищи они должны прийти к выводу: любой человек — и тот, который видит смысл своей жизни (таких немало) только в еде, и тот, который смысл жизни видит в других интересах, без пищи прожить не смогут...
Слайд 24На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников.
Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Такие ситуации можно создавать на любом этапе урока.
Слайд 25Вывод:
используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует
поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.
Слайд 26 Как показывает практика, использование инновационных образовательных технологий
в общеобразовательном процессе способствуют активной работе обучающихся на уроке, умению работать с литературными источниками, с текстом и как результат повышение качества «обученности» учебного предмета «Технология».
Слайд 27 Немаловажной особенностью курса является обеспечение преемственности перехода
от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. В связи с этим необходимо менять технологию работы учителя.
Каким же должен быть учитель нового поколения? Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть другой формации. Впервые в истории человечества поколение «учеников» превзошло поколение «преподавателей» в скорости и способах овладения информационными технологиями.
Слайд 28 Одна из главных составляющих стандарта, без которого невозможно
успешное внедрение ФГОС в школе, - подготовка кадров. В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения.
Слайд 29Первая трудность с которой чаще всего сталкивается учитель, пожалуй, состоит в
составлении рабочей программы и календарно-тематического планирования, обеспечивающего распределение часов как на освоение предметного содержания, так и на формирование универсальных учебных действий (УУД) и умений учащихся. Необходимо осознать, что освоение учеником предмета и формирование УУД - эти две позиции не исключают друг друга, а тесно взаимосвязаны. И задача учителя - выстроить учебный процесс, направленный на развитие личности. В этом и заключается его роль и координатора, и организатора продуктивной учебной деятельности на уроке и на внеурочных занятиях.
Слайд 30Результатом целенаправленной работы учителя по организации учебной деятельности обучающихся должна стать
последовательно приобретаемая школьниками способность самостоятельно и осознанно организовывать все компоненты деятельности, т.е. становится субъектом деятельности, самостоятельной личностью, которая:
Ставит цель на очередной этап работы.
Осмысливает мотивы деятельности.
Выбирает адекватные цели средства ее осуществления.
Самостоятельно совершает действия (даже если они ошибочны).
Достигает результата (цели)
Производит самооценку, рефлексию.
Слайд 31Основной инструмент реализации деятельности является рефлексия, в результате которой возникает чувство
уверенности, свободы, возможность и способность самостоятельно преодолевать трудности и достигать планируемый результат деятельности.
Слайд 32Вторая трудность:
требуется совершенствование ресурсного потенциала - неумение включать в учебный
материал цифровые образовательные ресурсы; неготовность перестраивать процесс обучения на использование ИКТ; отсутствие компьютеров и мультимедийной аппаратуры в кабинетах; недостаток или отсутствие лицензионных прикладных программ по технологии.
Слайд 33Третья трудность:
устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм
и технологий; отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя; необеспеченность рабочими местами учащихся, оборудованием, инструментами, материалами, нет кабинетов и мастерских.
Слайд 34Решение проблем:
1. Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с
требованиями ФГОС.
2. Разработать целостную программу работы с педагогическими кадрами, обеспечивающей реализацию образовательной деятельности с позиции требований образовательных стандартов и способствующей повышению уровня компетентности педагогов в области обучения и воспитания.
3. Принять и применять новые критерии системы оценивания учащихся.
4. Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ основного образования.
5. Совершенствовать банк по диагностическому инструментарию.
Слайд 35 Сегодня, многие спорят, нужен ли предмет «Технология» в
современной школе. Безусловно, изменения в сфере образования, в связи с введением новых стандартов, современных приоритетов социального развития общества смещают акценты трудового обучения. Но независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Поэтому предмет «Технология» необходим в общеобразовательной школе.