Слайд 1«Индивидуальный подход к обучению школьников на уроках технологии».
«Успех в учении –
единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться». (В.Сухомлинский)
Автор проекта:
методист Межшкольного
учебного комбината
г.Мичуринска
Зотова Ольга Святославовна.
Слайд 2Цель проекта
Создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной
к адаптации и самореализации в обществе.
Изучение возможностей индивидуального подхода в обучении школьников и определения форм и методов при помощи, которых этот подход осуществляется.
Слайд 3Гипотеза проекта заключается в том, что если:
Изучить проблему индивидуального подхода к
обучению школьников.
Организовать условия для осуществления индивидуального подхода к обучению школьников.
Внедрить в образовательный процесс, наряду с традиционными методами обучения ,информационные технологии.
Создать систему психолого-педагогического мониторинга и диагностики образовательного процесса.
Разработать методические рекомендации по планированию этапов образовательной деятельности ученика,
то каждый обучающийся получит возможность для реализации индивидуальной траектории развития.
Слайд 4Задачи проекта.
Изучить проблему индивидуального подхода к обучению школьников.
Определить сущность и задачи
индивидуального подхода к обучению школьников.
Охарактеризовать условия для организации индивидуального подхода к обучению школьников.
Выявить методы, способствующие индивидуальному подходу к обучению школьников.
Осуществить диагностическую функцию, определить динамику развития личности, технической грамотности, технологической умелости, интеллектуальной и волевой подготовленности.
Разработать, опробовать, адаптировать этапы образовательной деятельности ученика, позволяющие обеспечить индивидуальную траекторию при изучении предмета технология.
Слайд 5Обоснование необходимости проекта.
Научно-педагогической основой организации
образовательного процесса является личностно ориентированный подход к обучающимся.
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. Проектирование индивидуального подхода к обучению школьников предполагает признание обучающихся основным субъектом процесса обучения, а в качестве ее основополагающей цели – развитие индивидуальных способностей обучающихся. А на современном этапе развития цивилизации именно технологические знания и умения формируют у учащейся молодежи основы для овладения наукоемкими технологиями, предпринимательскими качествами.
Слайд 6Обоснование необходимости проекта.
Это единственная из школьных дисциплин,
которая широко, а главное предметно знакомит учащихся с миром труда, экономики и общественного производства, в том числе местного хозяйства, что в полной мере соответствует концептуальным положениям национального проекта «Образование».
В рамках проекта предполагается моделирование условий эффективной образовательной среды, в которой будет возможен максимальный учет образовательных запросов личности, т.к. он направлен на осуществление принципа индивидуализации обучения, учета возможностей и потребностей конкретной личности ученика и предполагает сочетание традиционных методов обучения с использованием компьютерных и проектных технологий в трудовой и профессиональной подготовке.
Слайд 7 Сроки реализации проекта:2006-2009 уч. гг.
Этапы реализации проекта.
I этап (2006-2007г.г.)
Подготовительный
Анализ
исследований по проблеме индивидуального подхода к обучению школьников.
Определение условий организации индивидуального подхода в обучении школьников.
II этап (2007-2008г.г.)
Практический
Пересмотр форм и методов обучения школьников на уроке технологии.
Мониторинг динамики развития личностей обучающихся.
Планирование этапов образовательной деятельности, позволяющих обеспечить индивидуальную траекторию при изучении ОО «Технология».
III Обобщающий
(2008-2009 г.г.)
Соотношение результатов с поставленными целями.
Определение дальнейших перспектив развития.
Слайд 8Модель социального партнерства.
Слайд 9Основополагающий принцип.
Учет индивидуальных особенностей учащихся:
Физиологические (тип высшей нервной деятельности, соотношение социальных
систем).
Психологические и личностные особенности (процессы восприятия, внимания, мышления, памяти, нравственные качества, черты характера, мотивы поведения, отношения к труду).
Слайд 10Методы осуществления рассматриваемого принципа:
Дифференцированный подход (в соответствии с требованиями принципа доступности)
.
Индивидуальный инструктаж беседы и консультации .
Виды практических работ (трудовая практика, производительный труд – проектная работа) .
Метод программированного обучения .
Слайд 11Используемые педагогические технологии:
Технология ориентированной системы обучения:
- совместно с педагогом
- с
педагогом индивидуально
- самостоятельно.
Обучение:
- прием самостоятельной работы
- самоконтролю
- взаимоконтролю
- исследованию
- умению добывать знания.
Слайд 12Используемые педагогические технологии:
Технология полного усвоения:
- дает единый уровень знаний, умений, навыков
индивидуальное
время, методы, формы и условия труда.
Технология игрового обучения:
- приемлема в работе с обучающимся различного возраста по многим направлениям деятельности.
Слайд 13Используемые педагогические технологии:
Технология разноуровневого обучения:
- формирование учебных групп по темпу:
∙
высокий
∙ средний
∙ низкий
учитывая способности и возможности учащегося .
Слайд 14Используемые педагогические технологии:
Технология исследовательского обучения:
- поиск новых познавательных ориентиров
- установление определенных
явлений
- выбор альтернативных решений
- работа с учебным материалом
- выдвижение идей и подтверждения их на практике .
Слайд 15Используемые педагогические технологии:
Технология модульного обучения:
обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности,
получив от педагога письменные рекомендации о том, как действовать, где искать нужные материалы.
Цель внедрения этих технологий – дать детям радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство радости и собственного достоинства .
Слайд 16Пути реализации проекта:
Создание системы технологического обучения и предпрофильной и профильной подготовки,
ориентированной на индивидуализацию обучения и формирование ключевых компетентностей обучающихся.
Создание совета по оказанию психолого-педагогической поддержки обучающихся с привлечением социальных партнеров (педагогов – психологом МГПИ).
Поддержка и расширение связей МОУ МУК с социальными партнерами, способствующими осуществлению индивидуального подхода к обучению школьников.
Слайд 17Пути реализации проекта:
Планирование этапов образовательной деятельности ученика, позволяющие обеспечить индивидуальную траекторию
при изучении предмета «Технология».
Слайд 18Этапы образовательной деятельности:
1-й этап. Диагностика учителем уровня развития и степени выраженности
личностных качеств ученика, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны образовательной области «Технология».
2-й этап. Фиксирование каждым учеником, а затем и учителем, фундаментальных образовательных объектов в образовательной области или по теме с целью обозначения предмета дальнейшего познания.
3-й этап. Выстраивание системы личного отношения ученика с предстоящей к освоению образовательной областью или темой.
4-й этап. Программирование каждым учеником индивидуальной образовательной деятельности по отношению к «своим» и общим фундаментальным образовательным объектам.
Слайд 19Этапы образовательной деятельности:
5-й этап. Деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ
учеников и обще-коллективной образовательной программы.
6-й этап. Демонстрация личных образовательных продуктов и коллективное их обсуждение.
7-й этап. Рефлексивно-оценочный. Выявляются индивидуальные и общие образовательные продукты деятельности (в виде схем, концептов, материальных объектов), фиксируются и классифицируются применяемые (репродуктивно усвоенные или творчески созданные) виды и способы деятельности.
Слайд 20Ожидаемые результаты:
повышение уровня и престижности технологического образования;
внедрение современных методов обучения
в повседневную практику деятельности учителей технологии;
гибкое управление составом, содержанием, организацией реализации учебных программ в соответствии с динамикой континента обучающихся, изменениями его характеристик;
Слайд 21Ожидаемые результаты:
получение решения поставленной проблемы от всех учителей и обеспечение коллективной
деятельности сотрудников на всех этапах ее реализации, мобилизуя их творческий и интеллектуальный потенциал;
формирование ключевых компетентностей обучающихся;
Слайд 22Ожидаемые результаты:
воспитательное воздействие при индивидуальном подходе к обучению:
- укрепление трудовой
дисциплины
- развитие: профессиональных интересов
аккуратности
точности
трудолюбия
ответственности и других нравственных и волевых качеств;
Слайд 23Ожидаемые результаты:
развитие одаренных детей:
- задания повышенной трудности
- задания творческого
характера
- задания, выполнение которых требует самостоятельного изучения научно-технической литературы
- разработка проектов
- выполнение сложных и ответственных трудовых операций.
Слайд 24Формы представления результатов:
Методические пособия.
Обучающие семинары.
Статьи в периодические педагогические журналы.
Участие в научно-практических
конференциях.
Мастер-класс на заседании ШМО.
Слайд 25Результаты индивидуального подхода к обучению школьников на уроках по технологии за
2006-2008уч.годы.
Динамика изменения уровня формирования ключевых компетенций учащихся.
Организация производительного труда в МОУ МУК.
Участие в олимпиадах по технологии.
Результативность технологической и профессиональной подготовки учащихся МОУ МУК за 2005-2008 годы.
Слайд 26Динамика изменения уровня формирования ключевых компетенций учащихся.
Количество учащихся
2005/2006
2006/2007 2007/2008
Уровень формирования навыков
Слайд 27Организация производительного труда в МОУ МУК.
Технологическая подготовка основывается на включении обучающихся
в разнообразные виды деятельности, в том числе созидательную, производственно-предпринимательскую, используя индивидуальный подход к обучающимся.
Задача заключается в том, чтобы привить интерес и уважение учащихся к труду в сфере материального производства.
Слайд 29Участие в олимпиадах по технологии.
Слайд 30Победитель Всероссийской олимпиады по технологии
2007 года Самотаев Андрей
Слайд 31Результативность технологической и профессиональной подготовки учащихся МОУ МУК
за 2005-2008
годы
Слайд 32ВЫВОДЫ:
Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в полном объеме, с учетом региональной
и муниципальной составляющих, создает предпосылки для системы образования нового качественного уровня.
Усиление роли государственно-общественной составляющей в процессе реализации индивидуального подхода в обучении и воспитании школьников, является позитивным фактором в Российской системе образования.
Слайд 33ВЫВОДЫ:
Вхождение России в мировое образовательное пространство, учет сложившейся в мире практике
индивидуального подхода к обучению и воспитанию, выдвигает задачу создания системы индивидуализации образования в разряд приоритетных.
Понятие индивидуализации означает принцип построения процесса и сам процесс формирования индивидуальности, в результате которого приобретается социально-значимое своеобразие.