Слайд 1«Метод проектов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гагаринская основная общеобразовательная школа»
Доклад подготовила:
Смирнова Т.Л.
д. Гагаринское
2013 г.
Слайд 2Что же такое проект?
Проект – это творческая, самостоятельная, завершенная работа
учащихся, выполненная под руководством учителя.
Проект это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат действенности найденный ими способ решения проблемы проекта.
Проект состоит из двух частей:
1. Дизайн папки (техническая документация).
2. Изготовленного изделия.
И как завершающий этап работы защита (презентация) проекта.
Слайд 3Проект может быть индивидуальным или групповым. Время на проектную работу может
быть различным, в зависимости от сложности, объема работ и от подготовленности учащихся. Тематика проектов должна быть разнообразной, актуальной для практической жизни, привлекая знания учащихся из разных областей деятельности человека с целью развития их творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать знания.
Слайд 4Работа по внедрению метода проектов начинается с простого ознакомления с методом
и алгоритмами проектирования. Вначале сам педагог знакомится с технологией организации проектной деятельности. Затем учитель должен научить учащихся работать над проектами.
Мы знакомим учащихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам. Основные требования таковы:
Слайд 5
в проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема;
в процессе работы над
проектом проводится исследование, используются исследовательские методы;
исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно учащимися;
учитель не вмешивается в работу над проектом, он выступает в роли консультанта;
содержательная часть проекта структурирована;
результаты выполненного проекта должны иметь практическую значимость;
результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены;
если проект выполняется группой учащихся, то необходимо указать роль каждого на различных этапах;
по окончании работы над проектом на этапе рефлексии необходимо проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты и т.д.
Слайд 6В помощь учащимся, начинающим работу над проектами, собраны в папку все
необходимые материалы:
требования к проектам;
методические рекомендации по подготовке проекта;
памятки “Как оформить результаты проекта”, “Как подготовить защиту, презентацию проекта”,
“Как оформить паспорт проекта”;
лист “Оценивание проекта”; и т.д.
Слайд 7Работа над проектом в творческом коллективе объединяет учащихся по интересам, обеспечивает
разнообразие ролей, воспитывает обязательность выполнения заданий, взаимопомощь, порядочность, равноправие и свободу, выражение идей и их отстаивание, и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах.
Частично проекты могут выполняться дома совместно с родителями, что сближает, вызывает доверие, уважение друг к другу.
Слайд 8Примерный план работы над проектом:
1. Исследования. Первоначальные идеи, краткая формулировка задачи.
2.
Дизайн-спецификация (критерии к изделию). Эскиз, чертежи, технологические карты.
3. Экономическое обоснование цены изделия.
4. Товарный знак. Рекламное объявление.
5. Самооценка изделия и процесса в целом.
Слайд 9Изготовление изделия начинается, тогда когда учащиеся сделали чертежи и составили технологические
карты, далее работа ведется параллельно над дизайн папкой и изготовлением изделия. Начинать нужно с простого постепенно усложняя, по мере вхождения ребят в работу над проектом. Планирование может быть изменено учителем, он может также вводить дополнительные компоненты проекта по своему усмотрению и в зависимости от подготовленности учащихся.
Слайд 10Поиск информации.
Журналы, книги, альбомы, выставки, музеи, радио, телевидение Исследования материалов,
методов изготовления, способов соединения деталей,
видов отделки.
Планирование.
Составление плана работы над проектом, плана изготовления изделия, составление технологических карт.
Продукт
(изделие).
Изготовление изделия ручным, механическим или комбинированным способом с соблюдением правил безопасной работы.
75% времени от всего проекта.
Папка.
В нее входит вся необходимая техническая документация на изделие
Проект – это семь «П»
Слайд 11ЧТО ДОЛЖНО ВХОДИТЬ В ДИЗАЙН ПАПКУ:
Из перечисленных компонентов учитель может давать
не все, в зависимости от подготовленности учащихся и от целей которые он ставит, но основные пять компонентов должны быть обязательно.
Слайд 12«П» - Потребность
КРАТКАЯ ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧИ:
Для постановки задачи учащийся должен написать
два – три предложения, в которых он отвечает на следующие вопросы:
Потребность, которую следует удовлетворить изготовлением данного изделия.
Какую функцию должно выполнять изделие (для чего оно предназначено)?
Кто будет использовать изделие?
ТРЕБОВАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОЕКТА:
Изделие может быть изготовлено из различных материалов (в зависимости от направленности от изучаемой темы). Объем времени на изготовление изделия определяется учителем. Учащие могут работать над изготовлением изделия дома.
Изделие выбирается учащимся самостоятельно, или с помощью учителя.
НЕ СЛЕДУЕТ БРАТЬ СЛИШКОМ СЛОЖНЫЕ ИЗДЕЛИЯ.
Процесс изготовления изделия не должен противоречить Российскому законодательству. Изделие должно иметь товарный вид. К нему необходимо приложить техническую документацию (дизайн папку). Источниками информации для определения темы могут служить: телевидение, радио, опрос родителей, посещение выставок, магазинов, периодические издания, специальная литература, собственный жизненный опыт.
Слайд 13П» - Поиск информации
ИССЛЕДОВАНИЯ:
Как подобная проблема была решена другим?
Какие материалы могут
быть использованы при изготовлении?
Какие методы изготовления могут быть применены?
Какие способы соединения деталей могут быть использованы в изделии?
Какие способы отделки деталей можно применить?
Как наилучшим способом получить информацию: анализ изделий, опрос людей, использование журналов, каталогов. Специальной литературы?
Слайд 14П» - ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ИДЕИ:
Первоначальные идеи изделий обычно изображают на бумаге
в виде эскизов. Это процесс быстрой зарисовки идей и пояснений к ним, следует избегать длинных предложений, содержащих анализ.
Чем больше идей будет отображено на одном листе, тем легче выбрать из них лучшую. Учащийся может синтезировать новую идею посредством комбинации лучших характеристик нескольких идей. Это проще сделать, если все идеи изображены на одном листе и их можно охватить одним взглядом.
ПРОРАБОТКА ЛУЧШЕЙ ИДЕИ:
Учащийся должен оценить первоначальные идеи и выбрать ту идею, которая будет прорабатываться дальше.
При принятии решения о лучшей идее необходимо, как правило, одновременно учитывать следующие параметры будущего изделия:
форму;
материал и способ изготовления;
назначение;
стоимость изделия;
экологические и социальные последствия, и другие факторы.
Слайд 15Оценка идей может быть качественной и количественной. В первом случае учащийся
пишет свои пояснения рядом с каждой идеей, во втором – присваивает определенное количество баллов каждой идее в соответствии с выбранными критериями. Каждая идея оценивается по пятибалльной шкале. В результате подсчитывается общее количество баллов, набранных каждой идеей (таблица 1).
Оценка предложенных идей в соответствии с критериями:
Можно учитывать и мнение других людей об идеях.
Слайд 16П» - ПЛАНИРОВАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ:
Если в процессе работы над изделием
дети сталкиваются с серьезными трудностями, можно предложить им изменить дизайн, упростить разработанный вариант. Во время изготовления изделий или до начала работы учащиеся выполняют упражнения, способствующие выработке определенных умений и навыков.
На выполнение упражнений по отработке умений, необходимых для качественного изготовления изделия отводится примерно 75 % учебного времени. Важно, чтобы учащиеся освоили тот минимум знаний и умений, который предусмотрен образовательным стандартом. Поэтому при выборе проектов следует предусмотреть использование на практике полученных знаний и умений.
Слайд 17ТОВАРНЫЙ ЗНАК:
Должен иметь четкое графическое изображение.
Его необходимо выполнить в цвете.
Он может
быть изображен в виде слова или рисунка.
РЕКЛАМНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ:
Должно быть кратким, правдивым, побуждать у потребителя купить товар
В нем необходимо ответить на следующие вопросы:
КТО? (кто производит)
ЧТО? (что производит)
ДЛЯ ЧЕГО? (для чего предназначено)
ГДЕ? (где можно приобрести)
СКОЛЬКО? (сколько стоит товар)
Слайд 18ДИЗАЙН – СПЕЦИФИКАЦИЯ (критерии к изделию):
Слайд 19ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЦЕНЫ ИЗДЕЛИЯ:
Общая стоимость изделия: ЦИЗД = С + ПО;
ПО = С * 0.3; ЦИЗД = С + (С * 0.3)
ЦИЗД - цена изделия; С – себестоимость изделия; ПО – ожидаемая прибыль.
Себестоимость изделия: С = МЗ + РОТ + АО
МЗ - материальные затраты; РОТ - оплата труда; АО - амортизационные отчисления.
Материальные затраты: МЗ = ЦМ + ЦЭЛ + ЦК
ЦМ - стоимость материалов; ЦЭЛ - стоимость электроэнергии в руб.;
ЦК - стоимость компонентов (клей, краска, лак, гвозди, шурупы и т. д.) в руб.
Стоимость электроэнергии: ЦЭЛ = ЦСТ + ЦО
ЦСТ – стоимость электроэнергии станка в руб.; ЦО - стоимость освещения в руб.
Расходы на оплату труда: РО = t * k
РО - оплата труда в руб.; t – время работы в часах;
k – Коэффициент неквалифицированного труда примерно 7 рублей в час.
Слайд 20«П» - Презентация (зашита проекта)
САМООЦЕНКА ИЗДЕЛИЯ:
Почему вы стали разрабатывать и
изготавливать именно это изделие?
Удовлетворяет ли ваше изделие выявленным потребностям?
Соответствует ли полученное изделие перечню критериев?
Как изделие работает на практике?
Каковы результаты испытаний?
Как улучшить изделие и каковы направления для дальнейшего исследования?
САМООЦЕНКА ПРОЦЕССА:
Правильно ли вы сформулировали задачу?
Соответствует ли ваше исследование поставленным целям?
Обосновали ли вы каждый из критериев?
Разнообразны ли были идеи?
Обосновали ли вы свое решение при выборе лучшей идее?
Достаточно ли полно проработана выбранная идея?
Соответствуют ли чертежи и технологические карты реальному процессу изготовления изделия?
Качественно ли изготовлено изделие?
Были ли проведены испытания изделия?
Насколько хорошо вы спланировали время?
Какой экономический эффект даст изготовленное изделие?
Поможет ли изделие решить экологические проблемы?
Что будет сделано по-другому, если придется снова разрабатывать изделие?
Слайд 21ЗАЩИТА ПРОЕКТА
(презентация):
При защите проектов обучающийся встает перед группой с изготовленным изделием,
и дизайн папкой и рассказывает о проделанной работе. Для облегчения им предлагается составить выступление на 5 – 10 минут
Примерный план выступления:
кратко, полно, лаконично рассказать о постановке задачи и ее решении;
продемонстрировать понимание проблемы проекта, выбранный путь решения;
проанализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
продемонстрировать изготовленное изделие;
проанализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
провести самоанализ успешности и результативности решения проблемы теми средствами, с помощью которых отыскивались решения.
После выступления учитель, а также учащиеся задают вопросы выступающему по теме проекта, если что-то непонятно.
Слайд 22ШКОЛА БУДУЩЕГО – ШКОЛА ПРОЕКТОВ!
Проект – это метод обучения:
проект может применяться
на уроке и во внеурочное время;
проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален;
проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен;
проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим;
проектирование – это содержание обучения;
проект может быть частью предмета «Технологии», самостоятельным предметом, лечь в основу профильных спецкурсов;
проект – это форма организации учебного процесса;
проект может стать альтернативой классно – урочному обучению;
проект – это особая философия образования:
философия цели и деятельности
философия результатов и достижений.
Слайд 23Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу
учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных (хочу это подчеркнуть!) усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат.
Слайд 24 Типология проектов
Обратимся ещё к одному важному вопросу- типологии проектов. Рассмотрим
общедидактическую типологию проектов. Прежде всего определимся с типологическими признаками:
1. доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т. п.
2. предметно- содержательная область: монопроект ( в рамках одной области знаний) и межпредметный проект.
3. характер координации проекта: с открытой координацией, явной координацией и со скрытой координацией.
4. характер контактов: (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира) внутренний или региональный, или международный.
5. количество участников проекта (личностные, парные, групповые)
6. продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).
В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные.
Слайд 25Исследовательские проекты.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснований актуальности
предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинному научному исследованию или полностью совпадающую с ним аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования, определение методов исследования , источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определения путей её решения, обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования). Всё сказанное выше, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определённого этапа обучения.
Слайд 26Творческие проекты.
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не
имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре и т. д.)это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого- то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика.
Оформление результатов проекта требует чёткой продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т. д.
Слайд 27Ролево- игровые проекты.
В таких проектах структура также только намечается и остаётся
открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенность решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманные участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево - игровая.
Слайд 28Информационные проекты.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-
либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации( средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, проведение « мозговой атаки» и т. д.; способы обработки информации( анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат информационного поиска( статья, аннотация, реферат, доклад, видео т. и д.; презентация (публикация, в том числе в Интернете, обсуждение в телеконференции)
Такие проекты часто интегрируются исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.
Слайд 29Практико- ориентированные проекты.
Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала
результат деятельности учеников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого и другого характера ; программа действий; рекомендации и направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе; проект закона; справочный материал; словарь какой- либо специальной лексики и так далее.
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них, чёткие результаты совместной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.
Слайд 30Монопроекты.
Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При
этом выбирается наиболее сложные разделы или темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации и по урокам с чётким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам(роли в группах распределяются учащимися. , форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет своё продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.
Слайд 31Межпредметные проекты.
Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут
быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а так же достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную задачу, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.