Слайд 1Презентация
Выпускной дипломной работы
Тема:
Активизация творческой деятельности учащихся на уроках технологии
Слайд 2МОБУ «СОШ №62» г.Оренбург
Учитель технологии
Рыбакова нина николаевна
Слайд 3Дата рождения: 27.11.1947 г.
Образование: высшее
Учебное заведение, которое закончила: Московский технологический институт
Год
окончания: 1977 г.
Специальность по диплому: инженер-технолог
Стаж работы:
Общий стаж: 53 года
Педагогический стаж: 32 года
Стаж работы в МОУ «СОШ» № 62: 30 лет
Слайд 4Курсы:
ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Психолого-педагогические основы интегрированного обучения в
классах коррекционно-развивающего образования»
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Аттестационные курсы на высшую квалификационную категорию
УЦ «Интеллект» - обучение по курсу «Оператор ПЭВМ»
Методическая активность:
Член жюри городской олимпиады по технологии, автор материалов городской олимпиады по технологии.
Экспертиза практической деятельности учителей аттестующихся на:
Высшую категорию – школа № 39, лицей № 5, гимназия № 4 г.Оренбурга, МОУ СОШ № 117 г. Сорочинск;
первую категорию – школы № 9, № 63, № 69, № 70, № 78, гимназия № 3, лицей № 3.
Проверка исследовательских работ учителей школ № 44 и № 55, аттестующихся на первую квалификационную категорию.
Проверка преподавания технологии – школа № 45, № 56, № 58, № 15, гимназия № 3.
Слайд 5Руководитель МО «Прикладного цикла «МОУ «СОШ» № 62 Руководитель секции МОСОО
г.Оренбурга
Выставка работ учащихся на конференции для учителей Международной конференции- город Оренбург.
Акция «Оренбургский платок Миру-Мир»
Городская олимпиада по технологии:
8 класс – 2 место, 9 класс – 3 место;
10 класс – 1 место, 11 класс – 1 место.
Межрегиональная конференция – конкурс исследовательских и проектных работ «Первые шаги
Поощрения:
Грамота управления образования Администрации г. Оренбурга
Сертификат участника семинара: «Использование интерактивных средств обучения в образовательном процессе». Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь».
Сертификат тестирования антивирусного программного обеспечения и мультимедийного оборудования. Компания Мастер-Софт. Свидетельства опубликации методических разработок.
Слайд 6Тема: «Активизация творческой деятельности учащихся на уроках технологии».
Актуальность проблемы обусловлена возрастающей
ролью активизации творческой деятельности личности в современных условиях, необходимостью внедрения в практику школы новых педагогических технологий позволяющих развивать творческий потенциал учащихся, способствовать их осознанному профессиональному выбору и готовности к переобучению в течение всей жизни.
Цель исследования: формирование условий способствующих активизации творческой деятельности учащихся.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках технологии.
Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие активизацию творческой деятельности учащихся.
Гипотеза предполагает, что применение комплексных заданий на уроках технологии (в том числе проектная деятельность) направлены на активизацию творческой деятельности учащихся и способствующих формированию у них знаний, умений и навыков в разных сферах трудовой деятельности.
Слайд 7Задачи исследования:
- разработать диагностические задания с целью выявления уровня творческой активности
учащихся разных возрастов;
- определить методические приёмы, способствующие повышению творческой активности учащихся;
- провести анализ результатов исследования.
Методическая основа исследования – диалектический метод как основа научного познания: положения философии, психологии, педагогики о ведущей роли учебно-познавательной деятельности в развитии личности и её творческой активности; положения о роли самостоятельной деятельности, обще-учебных умениях, познавательного интереса в развитии личности и её творческой активности. Системный подход к рассмотрению педагогического процесса и профессиональной ориентации учащихся, идеи гуманизации образования.
Слайд 8Опытно-экспериментальная база исследования: технология в 7-9 классах средней школы № 62
Теоретическая
база опыта: Труды ученых педагогов и психологов – Аханяна Т.К., Выготского Л.С., Границкой А.С., Давыдова В.В., Коменского А.Я., Максимова В.Г., Матушкиной С.Е., Немова Р.С., Петровского Р.В., Пикалова Б.Х., Симоненко В.Д., Симонова В.П., Третьякова П.И., Хотунцева Ю.Л., Щукиной Г.И., Эльконина Д.Б., Якимской И.С. и других.
Новизна опыта: Использование новых методик, комплексных заданий, включающих в себя как основной компонент проектную деятельность.
Организация УВП по активизации творческой деятельности учащихся проводится соответственно базисному учебному плану, который разнообразен и охватывает все виды деятельности.
Цели обучения технологии: овладение учащимися системой знаний и способов деятельности для полноценного развития и формирования личности учащихся.
Слайд 9Методы исследования:
Теоретический анализ философской и психологической литературы по исследуемой проблеме;
Теоретическое
моделирование;
Педагогический эксперимент (констактирующий, преобразующий);
Анализ продуктов деятельности учащихся (творческих работ, проектов);
Педагогическое наблюдение
Анкетирование;
Проективные методики;
Диагностика качества обученности;
Методика контроля и диагностики знаний и умений учащихся;
Опытно – экспериментальная база исследования
Диагностика увеличения времени на самостоятельную работу учащихся;
Изучение программно – методической документации;
Метод экспертизы оценок;
Анализ и статистическая обработка материалов.
Опытно – экспериментальная база исследования: технология в 7 - 9 классах средней школы № 62.
Исследование проводилось поэтапно с 2004 по 2010 годы.
Слайд 10На первом этапе (2012-2013г.г.) изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая, социологическая литература
по проблеме, выявилась ее актуальность, определялись методология и методика исследования, формулировалась цель, гипотеза и задачи.
На втором этапе (2013-2014г.г) осуществлялась подготовка теоретической базы для проведения опытно-экспериментальной работы, определялись тенденции развития системы образования и роль деятельностного подхода в совершенствовании обучения.
На основе анализа учебных планов, программ, анкетирования учащихся, бесед, тестирования изучалось состояние подготовки учащихся к реализации деятельностного подхода в обучении и условия повышения ее эффективности. Разрабатывалась экспериментальная методика «Теоретические основы и технология реализации творческого подхода к обучению» и система формирования у учащихся готовности к реализации творчески деятельного подхода к обучению
Слайд 11На третьем этапе (2014-2015г.г.) корректировалась экспериментальная программа, разрабатывались учебные задания и
методические рекомендации, проводился формирующий эксперимент, направленный на апробацию разработанной экспериментальной подготовки учащихся к реализации творческого подхода к обучению. В процессе эксперимента проверялись и уточнялись основные положения гипотезы, выделенные педагогические условия формирования готовности учащихся к реализации творческого подхода к обучению. Опытная работа сопровождалась защитой проектов, сдачей проведением контрольных работ, анализом полученных результатов.
На четвертом этапе (конец 2016 и начало 2015г.г.) систематизировались и обрабатывались результаты исследования, формировались основные научные выборы и практические рекомендации по полученным данным, осуществлялось оформление работы; результаты исследования внедрялись в практику школьного обучения г. Оренбурга и области.
Слайд 12Научная новизна и значимость исследования заключается в следующем: обоснована модель готовности
учителя к реализации творческого подхода к обучению, включающая проектные компоненты, позволяющие установить ее специфическое содержание, показатели и уровни.
Слайд 13В исследовании отражены уровни сформированности показателей интереса к творчеству и стремление
включиться в творческий процесс.
Опытно – экспериментальная работа по развитию творческой активности учащихся происходила с учетом анализа диагностических исследований.
Определение фактора времени в активизации творческой деятельности учащихся.
Цель: перераспределение времени урока в пользу учащихся, что ведет к активизации творческой деятельности.
Диагностика уровня обучаемости учащихся и эффективности работы учителя.
Цель: Сравнить показатели СОУ за 2011-2017 годы и проследить динамику развития уровня обучаемости учащихся и эффективности работы учителя.
Сочинение с элементами проективной методики «Как проект повлиял на мою творческую деятельность?»
Цель: Показать влияние метода проектирования на творческое развитие учащихся.
Диагностика интересов в выборе тем проектов.
Цель: определить интересы учащихся в выборе тем проектов.
Диагностика результатов оценки значимости проектов на уроках технологии для развития творческой активности учащихся проводимая методом анонимного анкетирования позволяет получить нам своеобразный отчет о значимости проектов в активизации творческой деятельности учащихся.
Слайд 14Таблица № 1.
Динамика показателей творческой направленности учащихся в ходе опытно- экспериментальной
работы (%)
Обучение
Управление самостоятельной работой
ИР - Индивидуальная работа
СР - Самостоятельная работа
Комплексные многоуровневые задания с адаптацией.
1
2
3
Объем
1 – уровень коррелирует с оценкой «3»;
2 – уровень коррелирует с оценкой «4»;
3 - уровень коррелирует с оценкой «5».
Главным при выполнении заданий с адаптацией является включение механизмов саморегуляции. Контроль заданий выполняется в трех режимах: СЕ, ВК, КУ.
При выставлении оценки учитывается: качество, правильность выполнения задания и оформление.
Трудность
Слайд 16Варианты более компактных схем
Статическая пара
Динамическая пара
Вариационная пара
Ориентировачная конкретная модель урока.
Условные
обозначения:
10мин. Обучение
≡≡≡≡≡≡≡
одновременная работа всех учащихся
35мин.
СР – самостоятельная работа
ДСР – домашняя самостоятельная работа
ИР – индивидуальная работа
25мин
Переходная структура урока в АСО.
Слайд 17Оптимальная структура в АСО
сетевой план
график -
самоучета
Графический анализ урока на основе сопоставления
со структурой урока в АСО.
Модель урока. Модель урока в АСО.
15мин. 15мин.
15мин.
30мин.
15мин.
Обучение
Наблюдение
≡≡≡≡≡ фронтальная работа
= = работа по очереди
Слайд 18Общая модель управления учебным процессом в АСО на уроках
технологии
устная
информационный цикл творческий цикл
ввод
информации
усвоение
ВК
К
СК
ВСК
инструкции
к
зада -ниям
упражнения
ВК
К
СК
ВСК
творчество
речь
письменная
ВСК
Слайд 19Уровень увеличения затраты времени на самостоятельную работу на уроке.
Уровень увеличения затраты
времени на самостоятельную работу учащихся определяется по формуле:
Уу – уровень увеличения затраты времени на самостоятельную работу в процентах.
Ту – время продолжительности урока в минутах.
Тоу – время обучения учителя в минутах.
Расчитываем отводимое учащимися в 5 – 9 классах.
7кл
8кл
9кл
6
Уровень требований учителя.
1 уровень требований высший: 3 до 36%; 4 до 64%; 5 до 100%.
2 уровень требований средний: 3 до 16%; 4 до 36%; 4 до 64%.
3 уровень требований низший: 3 до 4%; 4 до 16%; 5 до 36%.
Эф1=
Эф2=
Эф3=
элемент:
----------------------------------------------------------------------------------------------
0,04
различие
16 36 64 100
запоминание; понимание; умение и навыки; перенос .
Слайд 20Показатели общеучебных умений на завершающем этапе эксперимента (%) Таблица 5
Слайд 21Уровень сформированности организационных, коммуникативных и познавательных умений учащихся (в баллах) Таблица
6
Слайд 22Влияние комплексного задания на обобщенные показатели
общеучебных умений
Слайд 23Уровень качества обучения учащихся 7-9 классов
по итогам защиты проектов (%)
Слайд 25Уровень качества обучения
учащихся 10-11 классов за период 2003-2017 года
Слайд 26Динамика развития обученности учащихся
7-9 классов за период 2013 — 2016 учебный
годов
Эффективность работы учителя
Слайд 27Уровень качества обучения учащихся 7-9 классов
за период 2012 - 2016 годов
(%)
Обобщенный уровень качества обучения учащихся
7-9 классов за период 2012 - 2016 годов ( % ).
Слайд 28Влияние проекта на творческую деятельность
(самооценка учащихся %) Таблица 11
Слайд 29Диагностика результатов оценки значимости проектов на уроках технологии для развития творческой
активности учащихся (%) Таблица 12
Слайд 30Таблица № 13
Динамика оценивания деятельности учащихся
Слайд 31Анализ итогов учебной деятельности учащихся и эффективности
работы учителя. Начало эксперимента.
Слайд 32Анализ итогов учебной деятельности учащихся и эффективность
работы учителя. Конец эксперимента.
Слайд 33Уровень успеваемости
7 классы 8 классы 9 классы
Слайд 34Творческая предпринимательская деятельность
«Изготовление картины из лент»
Выполнила: Трофимова Татьяна
Ученица 11 класса.
«Нет людей
ни к чему не способных.
Есть люди, которые не знают,
где и к какому делу «лежат» их
задатки»
Цели:
Продолжить совершенствовать свои возможности в области проектной деятельности.
Разработать и выполнить творческий проект по технологии.
Оценка работы.
Слайд 35Паспорт исследовательской (проектной) работы
Слайд 36Результаты анкетирования
Опрос проведен в школе среди учителей,
у соседей и
учеников, а также
родственников автора проекта.
Цель: изучить покупательский спрос
на продукцию Компании «Мастерица».
Диаграммы
Результатов анкетирования в %.
Слайд 38Товарный знак предприятия.
Отгремели пушки, отцвела сирень,
В тот далекий майский и победный
день.
Но минули годы, нет давно войны.
Лишь букет сирени вышит для солдата
В память о большой и светлой к Родине любви.
Трофимова Татьяна.
В природе так уж водится,
Как зацветет сирень
Прохладой вновь укроется
Весенний теплый день
И тучка набежавшая
С небес грозит опять.
Хоть от зимы уставшая,
Земля не хочет спать.
Травинкой улыбается,
И трепетным листом.
С зимой земля прощается
Сиреневым кустом.
Вывод:
Реклама увеличила число продаж на 15%
«Для умелой руки все работы легки».