Слайд 1
Тема: Здоровьесберегающие и коррекционные возможности физического воспитания: современные аспекты, тенденции и
направления работы
Толстолит Т. П., учитель физической культуры
Слайд 2Неблагоприятные тенденции ухудшения здоровья
Устойчивая тенденция к ухудшению здоровья детского населения страны
и увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, указывает на необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить пагубную ситуацию.
Слайд 3Особенности физического развития детей Российской Федерации
Отставание биолоигческого возраста от паспортного
Дисгармоничность
физического развития (низкорослость, дефицит или избыточность массы тела).
Снижение уровня физической подготовленности (на половину снизился показатель силы мышц кисти за 30 лет).
Наличие факторов эндогенного риска у значительного числа детей (синдром нестабильности сегментов позвоночного столба – проялвялется в снижении остроты зрения, памяти, слуха, головокружения, нарушения мелкой моторики);
синдром дисплазии соединительной ткани (проявляется разнообразными нарушениями -нарушения костно-мышечной системы, сердечно-сосудистой (митральный клапан, добавочные хорды расширение восходящей части аорты), нервной (вегето-сосудистая дистания), нарушения статуса детей (проявляется в виде дефицита отдельных микроэлементов при замещении экотоксикантами, например Са и Р замещаются Pb,Sr,V,Mo что ведет к недщостаточной минерализации костной ткани, нарушению архитектоники)
Слайд 4Особенности физического развития детей РФ
Ниличие факторов эндогенного риска, включая микроэлементозы снижают
темпы природта результатов в двигательных тестах, по сравненению с детьми с нормальным элементным статусом.
Вклад экологического фактора в формирование здоровья детей от 0 до 10 лет – до 30%.
Гипокинезая (биологическая потребность в ДА удовлетворяется в ДОУ – на 50-60%, в школе – на 25-30% - в основном это нарушения гигиеническиъ требований к организации жизнедеятельности детей).
Неполноценное питание (нарушение пищевого статуса, дефицит животных белков (15-29% от рекомендуемого уровня), витамина С – у 70%, группы В – у 60-80%, про витамин А- у 40-60% детей).
Низкий уровень культуры здоровья в семьях.
Слайд 5Задача сохранения нации!
В Концепции модернизации российского образования на период до 2015
года и Послании Президента РФ Федеральному собранию (2011 г.) ,отмечалось, что обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной культурой и культурой здоровья
Слайд 6Приоритетная задача развития российского образования
В программе развития российского образования сегодня наиболее
приоритетными являются задачи культивирования здорового образа жизни, направленные на оздоровление детей и подростков. Эффективным средством решения проблемы в условиях современного образовательного учреждения является здоровьесберегающая педагогика.
Слайд 7Стратегические направления физического воспитания
Осуществляется физическое воспитание по трем направлениям:
общая физическая;
профессиональная физическая;
спортивная подготовка.
Слайд 8Одним из средств физического воспитания является использование здоровьесберегающих технологий
Технология - это
инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным - педагогическая.
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Слайд 9Здоровьесберегающие технологии в образовании
Здоровьесберегающие технологии в образовании - технологии, направленные
на решение приоритетной задачи современного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.
Слайд 10Значимость образовательных ЗСТ
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий
по степени влияния на здоровье детей.
Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем
Слайд 11три подгруппы ЗСТ:
● организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению
состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
Слайд 12психолого-педагогические технологии
● психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми
(сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
Слайд 13учебно-воспитательные технологии
● учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о
своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся
Слайд 14Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы,
по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Слайд 15Современные здоровьесберегающие технологии
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения
здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
Слайд 16Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Стретчинг
Ритмопластика
Динамические паузы
Подвижные и спортивные игры
Релаксация
Технологии эстетической направленности
Гимнастика
пальчиковая
Гимнастика для глаз
Гимнастика коррегирующая
Гимнастика дыхательная
Гимнастика ортопедическая
Фитбол
Фтитнес-данс
Слайд 17Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие
Проблемно-игровые (упражнения на расслабления)
Занятия из серии
«Здоровье»
Самомассаж
Точечный самомассаж
Биологическая обратная связь
Слайд 18Коррекционные технологии
Арттерапия
Технологии музыкального воздействия
Сказкотерапия
Технологии воздействия цветом
Технологии коррекции поведения
Психогимнастика
Фонетическая ритмика
Слайд 19Роль средств физической культуры в коррекции нарушений здоровья у детей
Распространение
в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.
Слайд 20(продолжение)
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует
деликатного и гибкого подхода, т.к. эти дети требуют к себе особой заботы педагогов, врачей, специалистов. Поэтому от современного педагога требуются более глубокие знания об особенностях развития детей с отклонениями здоровья, владения специальными методиками, подходами к образованию и воспитанию таких детей, создание необходимой развивающей среды и более тесное взаимодействие педагогов, медиков, родителей.
Слайд 21(продолжение)
В последние годы в ДОУ поступает все больше детей с сочетанной
патологией различного характера. Растет количество детей с 4 и 5 группой здоровья.
Слайд 22Дети с ОВЗ
Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная
группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
.
Слайд 23Характеристика детей с ОВЗ
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих
показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума
Слайд 24Выгодский ввел понятие «Структура дефекта».
Выгодский отмечал необходимость включать детей с ограниченными
возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта.
Слайд 25«Структура дефекта».
Первичное нарушение, например, нарушение слуха или зрения влечёт за собой
вторичные отклонения в развитии.
При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем, дошкольном возрастах могут иметь сходное проявление.
Вторичное отклонение носит системный характер, и изменяет всю структуру психического развития ребенка.
Слайд 26Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии (В.А. Лапшин, Б.П.
Пузанов):
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Слайд 27Причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Эндогенные (или внутренние) причины
делятся на три группы:
- пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;
- натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;
- постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.
Слайд 28Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
1. У детей наблюдается низкий уровень развития
восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации,у таких детей недостаточно знаний об окружающем мире.
Слайд 29продолжение
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут
осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
Слайд 30продолжение
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности
на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
Слайд 31продолжение
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над
логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
Слайд 32продолжение
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное
и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
Слайд 33продолжение
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой
системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
Слайд 34продолжение
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений,
отсутствует учебная мотивация.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Слайд 35Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ
1. Отсутствует мотивация к познавательной
деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
2. Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
Слайд 36продолжение
6. Трудности в понимании инструкций;
7. Инфантилизм;
8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
10.
Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
Слайд 37продолжение
11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной
моторики;
13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Слайд 38Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья
-
Принимать ребенка таким, какой он есть.
- Как можно чаще общаться с ребенком.
- Избегать переутомления.
- Использовать упражнения на релаксацию.
- Не сравнивать ребенка с окружающими.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
Слайд 39- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать
за что.
- Обращаться к ребенку по имени.
- Не предъявлять ребенку повышенных требований.
- Стараться делать замечания как можно реже.
- Оставаться спокойным в любой ситуации
продолжение
Слайд 40Средства физической культуры в коррекции нарушений здоровья
Рассматриваем возможности коррекции нарушений
только функционального характера.
Аномалии патологического характера требуют вмешательства специалиста по лечебной физкультуре.
Слайд 41продолжение
Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического
состояния человека.
Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека.
Слайд 42Коррекция проблем
В понятие коррекции входит сумма оздоровительных, общеукрепляющих и развивающих
воздействий специально подобранных систем физических упражнений, оказывающих влияние на формирование опорно-двигательного аппарата, помогающих устранению функциональной недостаточности и повышению уровня физической подготовленности.
Слайд 43продолжение
При коррекции физического развития (телосложения) ликвидируются отклонения в осанке, искривления позвоночника
в различных направлениях (кифозы, лордозы, сколиозы), нарушения в развитии формы грудной клетки (плоская, узкая, асимметричная), плоскостопие и другие недостатки.
Слайд 44продолжение
В целях коррекции физического развития применяются специальные корригирующие и общеразвивающие физические
упражнения: упражнения для укрепления мышц спины и передней части туловища (мышечный корсет), дыхательные упражнения -- для улучшения функции дыхания, плавание, подвижные и спортивные игры, элементы различных видов спорта.
Слайд 45продолжение
При наличии избыточной массы полезны гимнастические упражнения, которые способствуют активизации жирового
обмена в области живота, бедер и других частей тела. При выполнении таких упражнений следует чередовать исходные положения: стоя, сидя, лежа. Наиболее эффективно активизируют жировой обмен циклические упражнения, выполняемые в аэробном режиме.
Слайд 46Важно!
Следует отметить, что наряду с выполнением физических упражнений для коррекции индивидуального
физического развития и двигательных возможностей важное значение имеет режим питания, учебной и трудовой деятельности, отдыха и сна.
Слайд 47Инновационные технологии в процессе физического воспитания
«Золотой» принцип внедрения инновационных технологий
в практику физического воспитания –
Обеспечение соответствия условий и требований, которые ставит перед детьми жизнь, в том числе – педагогических воздействий, фактическому (реальному ) физическому, психическому и социальному потенциалу подрастающего поколения, его адаптационным ресурсам и возможностям.
Слайд 48некоторые примеры инновационных проектов
Пластико-ритмическая и антистрессовая пластическая гимнастика, разработанная Попковым А.В.
И Литвиновым Е.Н. признано как новое перспективное направление массовой оздоровительной физкультуры.
Инновационный проект и стратегия развития Всероссийского движения «Дети России образованны и здоровы – ДРОЗД»
«СПОНТАННЫЙ ТАНЕЦ», ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ И ТАНЦЕВАЛЬНАЯ АРТТЕРАПИЯ.
Технология под символическим названием "Навигатор здоровья" подразумевает общедоступную систему обследования и тестирования школьников, затем компьютерную обработку данных и выдачу индивидуальной оздоровительной программы.
Олимпийское образование, цель которого - приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма, занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения.
Слайд 49Заключение
В настоящее время наиболее актуализирован поиск эффективных инновационных технологий, которые могли
бы не только способствовать модернизации физического воспитания, но имели во главе приоритет оздоровления, выполняя при этом еще и важные образовательные и социокультурные функции.
ИД является важным фактором развития творчества педагога, поэтому я желаю всем присутствующим на конференции высоких достижений и устойчивых результатов своей деятельности!
Спасибо за внимание!!!
Слайд 53Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании
Наиболее значимыми являются здоровьесберегающие технологии в
физическом воспитании школьников
Оздоровительные мероприятия, проводимые педагогами, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, повышение его работоспособности, формирование защитных способностей, то есть создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми, и включают разнообразные виды самомассажа (точечный массаж, массаж ушей и кистей рук), динамические разминки, подвижные игры, посещение бассейна, дозированную ходьбу (терренкур) и оздоровительный бег, дыхательные гимнастики и упражнения, гимнастику босиком и гимнастику в постели, обширное умывание, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, физкультурные минутки, игры-упражнения
Слайд 54Тредиционные и нетрадиционные ЗСТ
Применяемые здоровьесберегающие технологии делятся на две группы: традиционные
т.е. применяемые во всех дошкольных учреждениях, и не традиционные т.е. применяются редко или в некоторых учреждениях.
К традиционным здоровьесберегающим технологиям относятся: подвижные игры, утренняя гимнастика, физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, физкультурное занятие,
Слайд 55Нетрадиционные ЗСТ
нетрадиционные ЗСТ: фитнес-данс, фитбол, стретчинг, релаксация, бассейн, точечный самомассаж,
офтальмотренаж
Слайд 56Инновационные технологии в процессе физического воспитания
Одной из общедоступных и высокоэффективных инновационных
технологий является технология фитнес.
Это эмоциональная система физических упражнений озоровительной направленности, согласованная с индивидуальным состоянием психической сферы человека.
Слайд 57«Золотой» принцип внедрения инновационных технологий в практику физического воспитания
Обеспечение соответствия условий
и требований, которые ставит перед детьми жизнь, в том числе – педагогических воздействий, фактическому (реальному ) физическому, психическому и социальному потенциалу подрастающего поколения, его адаптационным ресурсам и возможностям.
Слайд 58Основные проблемы внедрения инновационных технологий в физическом воспитании
1. Отсутствие единства взглядов
на направленность содержания физического воспитания (образовательную, спортизированную, оздоровительную).
2. Проблема выбора среди многообразия предлагаемых инновационных технологий, методик, программ.
3.Разработка собственных программ педагогами при отсутствии научного обоснования.
4.Специфические особенности физвоспитания замедляют процесс его модернизации (недостаток финансирования, снижение интереса, неудовлетворительное состояние здоровья и физподготовки детей и т.д.)
5. Ряд фундаментальных положений в науке, которые закрепились в государственных документах тормозят инновационную деятельность.
6. Разработка теории физической культуры не успевает за изменениями общественной жизни.
Слайд 59Влияние инновационной деятельности (ИД) на работу педагога
ИД является фактором развития творчества
педагога, поэтому является одним из основных условий в квалификационных характеристиках педагогов высшей и первой квалификационных категорий.
Слайд 60Развитие инновационной деятельности
Возможно при условии:
1. материальной поддержки ( надбавки, поощрения, частичное
финансирование);
Моральной поддержки (общественное признанание, возможность издания результатов инновационной деятельности и пр.);
Профессиональной поддержки (возможность обучения на целевых курсах, участие в «круглых столах», организационно-деятельностных играх и пр.).
Слайд 61Новые формы и методы организации и проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми
1.
Артпедагогика
2.Кооперативные игры
3. «Новые» (несоревновательные игры)
4. Народно-соревновательные игры, забовы
5.«Социооритентированные игры-тренировки»
6.Психотехнические, психокоррекционные, имитационные, сюжетно- ролевые и т.п. игры. Доверительные игры, коммуникационные игры.
Спартианские формы физкультурно-спортивной работы – физкультурные занятия по спартианской программе.
Асимметричные игры.
«Честные игры».
Слайд 62Эвритмические упражнения
Первоначально термин «Эвритмия» был введен Аристотелем и использовался для обозначения
соразмерности и слаженности …
Рудольф Штайнер использовал этот термин для обозначения придуманных им упражнений, поэтому эвритмия может быть названа «видимым звуком» «видимым словом»!
Слайд 63ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
настольно-спортивные игры (малые спорт формы, VCA)
– динамические игры с мячом на площадках и воде; – интеллектуальные игры – логические и за шахматной доской; – психолого-коррекционные игры. Спортивно-динамичные игры - синплей – командная игра со специальными ракетками, легким «прыгучим» мячиком и треугольными воротами; футболей – командная игра на волейбольной площадке волейбольным мячом с элементами футбола и волейбола; оздоровительно-развлекательные тренажеры ситак, которые позволяют оживить для детей компьютерные игры, добавив к ним в увлекательной форме физические нагрузки). Интеллектуальные игры, как современные динамичные «королевские» шахматы (кингчесс), «московские» и «президентские» шашки. Наш Олимп
Слайд 64Возможно это перспективно!
Одной из малоизученных здоровьесберегающих технологий является флорбол.
Флорбол (хоккей в
зале) - командная игра. Флорбол развивает нервно-двигательные качества человека, что особенно ценно в детском возрасте, укрепляет опорно-двигательный аппарат, развивает быстроту, ловкость, координацию движений, содействует правильному физическому развитию