Слайд 1Министерство образования Московской области.
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области.
Государственный
социально - гуманитарный университет.
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Кафедра медико – биологических дисциплин.
Практико - значимая работа :
Занятия в специальной медицинской группе с учениками первого класса с избыточным весом.
Подготовил :
слушатель курса ФПК и ПП Мезенцев А.А.
Проверил :
доцент, кандидат педагогических наук
Бурмистрова Н.И
Коломна
2017 год
Слайд 21. Введение.
2. Актуальность проблемы.
2.1. Как посчитать нормальный вес ребенка.
2.2. Определение индекса массы тела.
2.3. Классификация ожирения у детей.
3. Режим дня питание.
3.1. Что можно сделать для ребенка, чтобы предотвратить нездоровый лишний вес и ожирение?
3.2. Как помочь ребенку развить здоровые привычки в питании?
3.3. Как сбалансировать калории: помогите ребенку оставаться активным.
4. Занятия физической культурой в СМГ.
4.1. План-конспект урока по физической культуре в специальной медицинской группе на тему: «Общефизическая подготовка для детей с избыточной массой тела».
5. Заключение.
6. Список используемой литературы.
Содержание
Слайд 3 По данным Госкомстата РФ,
здоровье населения РФ неуклонно ухудшается, растет уровень смертности. За последние 10 лет в РФ стало на 4 млн. меньше детей, возрос уровень детей инвалидов. Уровень физического развития детей постоянно снижается, растет количество детей часто болеющих различными вирусными заболеваниями. Имеется тенденция к снижению иммунитета у детей. Одним из фактором снижения иммунитета - является умственные и физические перегрузки (много занятий в школе, секциях, кружках и т.д.).
Для занятия физической культурой со школьниками, которые по показаниям врачей и медкомиссий, имеют различные нарушения и отклонения здоровья, создаются специальные медицинские группы.
Специальная медицинская группа делится на две: специальная "А" и специальная "Б". Окончательное решение о направлении обучающегося в специальную медицинскую группу производит врач после дополнительного осмотра.
К специальной группе А (III группа здоровья) относятся обучающиеся с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера либо в физическом развитии, не мешающие выполнению обычной учебной или воспитательной работы, однако, требующие ограничения физических нагрузок. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия оздоровительной физкультурой в образовательных учреждениях лишь по специальным программам
Введение
Слайд 4 (здоровье корригирующие и оздоровительные
технологии), согласованным с органами здравоохранения и утвержденным директором, под руководством учителя физической культуры окончившего специальные курсы повышения квалификации.
В занятиях оздоровительной физкультурой обязательно учитывается характер и степень выраженности отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и уровне функциональных возможностей занимающегося. При этом резко ограничивают упражнения на быстроту , силовые, акробатические; подвижные игры умеренной интенсивности; прогулки (зимой на лыжах) и развлечения не открытом воздухе. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной фикультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей.
К специальной группе Б (IV группа здоровья) относятся обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного хронические заболевания в стадии субкомпенсации и временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению торетических занятий в общеобразовательных учреждениях. Отнесенным к этой группе рекомендуется в обязательном порядке занятия ЛФК в отделениях лечебной физической культуры местной поликлиники, врачебно-физкультурного диспансера. Допустимы регулярные самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом ЛФК. Обязательным является неукоснительное выполнение режима и других элементов ЗОЖ. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной фикультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей.
Слайд 5 Родители должны систематически контролировать участи детей во
всех лечебных, профилактических, мероприятиях. Нельзя этих обучающихся оставлять без внимания учителей физ.культуры и руководства образовательного учреждения.
Одним из часто встречающихся диагнозов у детей, требующих занятий в специальной медицинской группе – является ожирение, т.е. избыточная масса тела.
Ожирение — это хроническое заболевание, проявляющееся избыточным развитием жировой ткани, которое при прогрессировании осложняется нарушением различных функций и систем организма.
Причиной его могут быть расстройства жирового обмена при заболеваниях центральной нервной или эндокринной систем. Однако чаще ожирение обусловлено избыточным питанием, то есть поступлением с пищей энергии, превышающей энергетические траты организма. На развитие ожирения в первую очередь влияет избыточное употребление легкоусвояемых углеводов, которые в организме легко превращаются в жир и нарушают обмен веществ и энергии, вызывая тенденцию к накоплению жира. Способствующими ожирению факторами являются редкие, и обильные приемы пищи, особенно перед сном.
Ожирение у детей – одна из самых сложных проблем во всем мире. Статистика приводит данные о том, что за последние двадцать лет количество детей в возрасте от 6 до 11 лет, страдающих от ожирения, удвоилось. Если же говорить о подростках, которые также страдают от ожирения, то их число вообще утроилось. Причем с каждым годом данная проблема дает о себе знать все чаще и чаще.
Слайд 6 В наше время ожирением страдают не только
тучные подростки, которым это передается по наследству, но и каждый второй ребенок, так как дети в современном обществе подвержены множеству факторов способных, развивать, эту болезнь.
В последние годы специалисты особенно отмечают роль снижения физической активности в развитии подростков. Дети меньше двигаются, все больше времени тратят на просмотр телевизионных программ, видеоигры, компьютер, а вследствие этого уменьшается расход энергии.
Таким образом, выше изложенные соображения обусловили выбор объекта и предмета исследования, а также определили его проблематику.
Слайд 7 Ожирение у детей и подростков является одной
из актуальных проблем в современном обществе и начинает представлять угрозу для жизни людей. Она заключается в том, что количество лиц, имеющих, избыточный вес прогрессивно увеличивается. Подсчитано, что если эта тенденция сохранится, то к середине следующего столетия все население экономически развитых стран будет болеть ожирением.
Как посчитать нормальный вес ребенка
Масса тела ребенка зависит от пола, роста, возраста, наследственных факторов, характера питания, состояния здоровья. По внешнему виду трудно сказать, упитанный ребенок или у него ожирение. Существует ряд методик и специальных формул, чтобы определить нормальный вес от годика до семи лет и определиться в этом вопросе. Для подсчета надо количество лет ребенка умножить на 2 и к произведению прибавить 8. А потом сравнить полученное число с реальным весом сына или дочки. Но точно сказать, стоит ли беспокоиться родителям по поводу веса ребенка или нет, может только доктор. У врачей имеется множество специальных центильных таблиц, в которых учитывается пол, возраст и рост. Такие таблицы позволяют точно определить даже степень ожирения. А всего степеней выделяют четыре. Таблицы и обновленные нормы роста и веса детей при желании легко отыскать в интернете.
Пример : 7 лет *2+8=22 кг.
Актуальность проблемы
Слайд 9 Определение индекса массы тела
Избыточный вес и ожирение определяются как аномальные и излишние жировые отложения, которые могут нанести ущерб здоровью. Индекс массы тела (ИМТ) – простое отношение веса к росту, часто используется для классификации ожирения и избыточного веса. Индекс рассчитывается как отношение веса тела в килограммах к квадрату роста в метрах (кг/м2).
Показатель индекса массы тела разработан бельгийским социологом и статистиком Адольфом Кетле в 1869 году, и используется исключительно для ориентировочной оценки телосложения человека. Данный индекс не учитывает пол ребенка, его антропометрические данные и особенности телосложения, а так же особенности развития.
А расчет ИМТ производится по формуле I = m : (h × h), где m – это масса тела в килограммах (например, 35.6 кг), и h – рост в метрах (например, 1.50 м).
В соответствии с рекомендациями ВОЗ разработана следующая интерпретация показателей ИМТ.
Индекс массы тела - соответствие между массой человека и его ростом
16 и менее - выраженный дефицит массы тела
16—18,5 - недостаточная (дефицит) масса тела
18,5—24,99 - норма
25—30 - избыточная масса тела (предожирение)
30—35 - ожирение первой степени
35—40 - ожирение второй степени
40 и более - ожирение третьей степени (морбидное)
Слайд 10Классификация ожирения у детей
Таким образом,
с учетом причин возникновения различают две формы ожирения у детей: первичное и вторичное. В свою очередь, первичное ожирение у детей подразделяется на экзогенно-конституциональное (связанное с наследственной предрасположенностью) и алиментарное (связанное с погрешностями в питании). При конституциональном ожирении детьми наследуется не сам избыточный вес, а особенности протекания обменных процессов в организме. Алиментарное ожирение наиболее часто возникает у детей в критические периоды развития: раннем детском возрасте (до 3-х лет), дошкольном возрасте (5-7 лет) и периоде полового созревания (от 12 до 16 лет).
Вторичное ожирение у детей является следствием различных врожденных и приобретенных заболеваний. Наиболее частым видом вторичного ожирения служит эндокринное ожирение, сопровождающее заболевания яичников у девочек, щитовидной железы, надпочечников у детей.
Критерии определения ожирения у детей до настоящего времени остаются предметом обсуждения. Гайворонская А.А. на основании превышения массы тела ребенка нормальных для данного возраста и роста значений выделяет 4 степени ожирения у детей:
Ожирение I степени – масса тела ребенка превышает норму на 15-24%
Ожирение II степени – масса тела ребенка превышает норму на 25–49%
Ожирение III степени - масса тела ребенка превышает норму на 50–99%
Ожирение IV степени – масса тела превышает допустимую возрастную норму более чем на 100%.
У 80% детей выявляют первичное ожирение I–II степени.
Слайд 11 Таким образом, актуальность моей работы заключается в том,
что для школьника
страдающего ожирением потерять лишний вес, несмотря на множество методов
похудения существующих в наше время - нелегкая задача. Поэтому профилактику
и коррекцию ожирения необходимо начинать как можно раньше.
Слайд 12Режим дня, питание
Что можно сделать для ребенка, чтобы
предотвратить нездоровый лишний вес и ожирение?
Чтобы помочь ребенку поддерживать здоровый вес, нужно сбалансировать количество калорий, которые он получает из продуктов и напитков, с количеством калорий, которые он тратит при физической активности и для нормального роста.
Обязательно помните, что главной целью вашей борьбы с ожирением и лишним весом у ребенка является НЕ снижение его веса! Цель — снизить скорость прироста массы, создавая при этом условия для правильного развития и роста. К детям нельзя применять диеты по снижению веса, кроме особых случаев, когда к этому есть серьезные медицинские показания.
Как помочь ребенку развить здоровые привычки в питании?
Один из первых шагов в гармонизации калорий — это выбор продуктов, которые обеспечат достаточное количество питательных веществ и необходимое количество калорий. Вы можете помочь ребенку научиться разбираться в том, что он ест, развивая у него здоровые предпочтения в еде, находя способы сделать любимые блюда более здоровыми и сокращая тягу к высококалорийным лакомствам.
Поощряйте здоровые привычки в еде.
Нет большого секрета в здоровом питании. Чтобы помочь своим детям и своей семье развивать здоровые привычки в еде:
Обеспечьте достаточное количество овощей, зерновых продуктов и фруктов.
Включите в рацион обезжиренные молочные продукты или с незначительным содержанием жира.
Для обеспечения необходимого количества белка в пище выбирайте нежирное мясо, рыбу, птицу и бобовые.
Порции делайте разумного размера.
Поощряйте всю семью пить много чистой воды.
Ограничьте количество сладких и подслащенных напитков.
Сократите до минимума употребление сахара и насыщенных жиров.
Слайд 14
Ищите способы сделать любимые
блюда более здоровыми.
Блюда, которые вы регулярно готовите, и которые любит вся семья, могут стать более здоровыми даже с небольшими изменениями. Возможно, эти блюда станут даже более любимыми!
Общие рекомендации: продукты, богатые белком, лучше включать в завтрак и обед. Каши и овощи хорошо съедать за ужином. При этом строго исключено переедание и неограниченное употребление пищи ребенком. Все блюда нужно только печь, тушить, варить на пару или тушить. Не рекомендуется жареная пища. И если вы решили все-таки добавить сливочное масло в кашу, его должно быть минимальное количество.
Избавьтесь от тяги к высококалорийным лакомствам.
Практически всем вкусным можно наслаждаться в меру. Сокращайте в рационе ребенка долю продуктов с высоким содержанием подсластителей, сахара, жира и калорий, а также всяческие соленые закуски. Вместо вредной для его здоровья еды — замените ее на полезные и вкусные продукты. Все это поможет вашему ребенку установить здоровые привычки в еде.
Вот примеры простых в приготовлении лакомств с незначительным количеством жиров и сахара, с калорийностью 100 калорий и меньше: яблоко, банан, ягоды, виноград, овощи.
Слайд 15
Как сбалансировать калории: помогите ребенку оставаться активным.
Другая сторона баланса калорий заключается в том, чтобы совершать соответствующее количество физических действий и избегать слишком большой доли сидячих занятий. Кроме того, что активные физические действия нравятся большинству детей и подростков, качественная и регулярная физическая деятельность дает множество преимуществ для крепкого здоровья, в том числе:
Нормализация артериального давления.
Укрепление костей, мышц, иммунной системы.
Снижение стресса и тревоги.
Повышение самооценки.
Помощь в управлении своим весом.
Помогите ребенку оставаться активным.
Дети и должны участвовать в физической активности умеренной интенсивности не меньше 60 минут ежедневно, предпочтительно в светлое время суток. Помните, что дети подражают взрослым. Начните добавлять физическую активность на ваш распорядок дня и приглашать ребенка к вам присоединиться. Вот некоторые примеры умеренной физической активности:
Быстрая ходьба.
Играя в пятнашки.
Прыжки со скакалкой.
Игра в футбол.
Плавание.
Танцы.
Слайд 16
Сокращайте время сидячих занятий. Кроме
поощрения физической активности, помогите ребенку не проводить слишком много времени сидя. При том, что посидеть немного за интересной книжкой или за выполнением домашнего задания из школы это хорошо, ограничьте время, проводимое вашим ребенком перед телевизором, за видеоиграми или компьютером, до одного-двух часов в день и не более того. Кроме того, множество врачей и Американская академия педиатрии в частности не рекомендуют просмотр телевизора детям до 3 лет. Вместо этого помогите своему ребенку придумать интересные занятия вместе с другими членами семьи или самостоятельные, которые будут включать в себя активные физические действия.
Слайд 17 Занятия физической культурой в СМГ
Итак, обладая всеми выше перечисленными знаниями необходимо правильно построить занятия по физической культуре с детьми с избыточным весом в специальной медицинской группе.
Прежде всего надо знать, для снижения веса во время занятий необходимо, чтобы создавались условия для запуска механизма аэробного энергообеспечения, и как следствие снижение количества подкожного жира и развития выносливости. При этом важно следить за состоянием организма ребенка и при необходимости снижать интенсивность нагрузок. Дети с избыточным весом так же, как дети с нормальным весом нуждаются в движении. Но в большинстве случаев дети с избыточным весом по ряду причин (тяжело ходить, отдышка, отечность конечностей) не имеют желания либо возможности заниматься такими видами спорта как: лыжи, легкая атлетика, футбол, хоккей, велоспорт. Отличной альтернативой в данной ситуации могут стать подвижные игры и специальные упражнения.
Так же необходимо знать и строить занятие исходя из того, что максимально эффективно жировые запасы расходуются при пульсе 50-75% от максимального.
Ниже приведем таблицы :
со средними значениями ЧСС у детей, в зависимости от возраста ребенка;
с различными зонами интенсивности физических нагрузок.
Слайд 20 Основной формой занятий с детьми
с избыточным весом в специальной медицинской группе является занятие физической культурой (урок).
Ниже представлен.
План-конспект урока по физической культуре в специальной медицинской группе на тему: "Общефизическая подготовка для детей с избыточной массой тела".
Задачи работы в СМГ:
уменьшение избыточной массы тела;
нормализация функций дыхательной, сердечно-сосудистой систем;
адаптация организма к физическим нагрузкам, увеличение двигательной активности;
профилактика и коррекция осанки.
Схема работы в СМГ – физические нагрузки средней и выше средней интенсивности (для усиления расходования организмом углеводов и расщепления жиров):
специальные упражнения.
подвижные игры;
бег, ходьба в среднем темпе;
общеразвивающие упражнения.
Слайд 21
Тип урока: общефизическая подготовка и коррекция массы тела для детей с
избыточным весом.
Цели:
Образовательные: формирование и совершенствование двигательных качеств.
Развивающие: развивать двигательные качества – ловкость, быстроту движений, скоростно-силовые; развитие специальной выносливости посредством игровой и общефизической подготовки.
Воспитательные: воспитывать морально-волевые качества – смелость, честность, коллективизм, ответственность.
Учитель физической культуры и спорта МОУ СОШ № 26 г. Воскресенска -Мезенцев А.А.
Занятия проводятся в спортивном зале.
Микроклиматический режим зала: +18-20 о C, влажность воздуха 30-40 %, скорость движения воздуха 0,1-0,5 м/с.
Спортивный инвентарь: индивидуальные гимнастические коврики, мячи, мелок, свисток.
Группа детей в СМГ – 1 класс, возраст 6-7 лет.
Занятие малогрупповое.
Диагноз: избыток массы тела, ожирение 1 степени.
Слайд 23
Вход в зал. Построение в шеренгу.
Учитель:
«Ребята, наш девиз!».
Дети:
«Настроение на пять, будем весело играть!
Грациозным, сильным, ловким
и здоровым нужно стать».
Основная стойка –
руки на поясе, ноги на ширине плеч,
спина прямая, смотрим вперед.
Во время занятий
обязательно осуществлять
визуальный контроль за состоянием
учеников.
Слайд 261. Ходьба на месте.
2.Прыжки на носках с вращением прямых рук вперед,
назад.
3.Имитационное упражнение «Мельница».
Комплекс специальных упражнений
Слайд 284. Упражнение «Кенгуру».
-основная стойка.
-упор присев;
- упор лежа;
- основная стойка.
5. Прыжки вверх
с хлопками руками над головой.
6. Отжимание от пола.
Комплекс специальных упражнений
Слайд 307. На счет имитация руками плавания стилем брасс.
8. Поднимание опускание туловища
на 30-35 о.
9. Имитационное упражнение «Велосипед».
Комплекс специальных упражнений
Слайд 32
10. Имитационное упражнение «Бочка». Катаемся способом вращения туловища, без помощи рук,
слева на право и обратно, по коврику.
Комплекс специальных упражнений
Слайд 36 Ожирение у детей и подростков
является одной из актуальных проблем современного общества и начинает представлять угрозу для жизни людей. Она заключается в том, что количество лиц, имеющих, избыточный вес прогрессивно увеличивается. Подсчитано, что если эта тенденция сохранится, то к середине следующего столетия все население экономически развитых стран будет болеть ожирением.
Столь интенсивный рост числа больных обусловлен, прежде всего, тем, что ожирение напрямую связано с образом жизни детей, которые от 4 до 8 часов в день сидят у телевизора, компьютера и «гасят» свои побуждения, и эмоции поглощением большого количества высококалорийной пищи.
Дети, страдающие этим недостатком, обычно быстро утомляются, невнимательны на уроках, почти всегда отстают в учебе. Их беспокоят головные боли, нарушение самочувствия, патологии в деятельности опорно-двигательного аппарата. Характер у таких детей обычно неустойчив и податлив, они не могут добиваться поставленной цели. С возрастом дети начинают осознавать свою непохожесть на других и испытывать чувство неполноценности.
Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если не провести профилактику ожирения в раннем детстве, когда это заболевание можно без особого труда предотвратить, то в дальнейшем придется принимать серьезные меры для лечения этого состояния.
Роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах, большую роль в этом вопросе играет школа и врачи, специалисты.
Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в том, что для человека страдающего ожирением, потерять лишний вес, несмотря на множество методов похудения существующих в наше время - нелегкая задача. Поэтому профилактику ожирения необходимо начинать уже в детском возрасте.
Заключение
Слайд 37 Подводя итоги выполненной работы необходимо сделать выводы
о том, что решение проблемы избыточного веса у детей школьного возраста должно носить комплексный характер.
Во первых необходимо соблюдать правильный режим дня, питания, зачастую требуются консультации у врачей и конечно двигательная активность.
Занятия с детьми с избыточным весом в специальной медицинской группе одна из составляющей успеха, в решении данной проблемы. Очень важно, чтобы занятия проводились знающим специалистом, с построением программы в специальной медицинской группе, в тесном взаимодействии с родителями и медицинскими работниками исходя из конкретного диагноза, возраста детей и возможными особенностями.
Для занятий в специальной медицинской группе с детьми с избыточным весом (1 и 2 степень ожирения), требуются физические нагрузки средней и выше средней интенсивности (для усиления расходования организмом углеводов), при ЧСС 50 – 75 % от максимального, согласно возраста детей.
Прежде всего это специальные и общеразвивающие упражнения на мышцы сгибатели и разгибатели ( мышцы брюшного пресса, бедер, ягодиц, ног, рук ). Возможны упражнения с отягощениями и сопротивлениями, прикладного характера. И конечно подвижные игры и беговые упражнения, бег, ходьба.
На данных занятиях необходимо постоянно осуществлять визуальный контроль за состоянием детей, а так же проявлять индивидуальность к каждому ребенку.
Таким образом, согласно выполненной работе, была показана актуальность данной проблемы и способа ее решения.
Слайд 381. «Физическая культура. Система работы с учащимися в специальной медицинской группе».
Авторы: А.Н. Каинов, И.Ю. Шалаев.
2. «Физическая культура в специальной медицинской группе». Авторы: Т.М. Титова, Т.В. Степанова, В.Л. Чудов.
3. «Физическая культура для учащихся 1 – 11 классов в специальной медицинской группе». Автор К.Р. Мамедов.
4. Из личного опыта работы.
Список используемой литературы