Презентация, доклад на тему Закономерности роста и развития организма

Все процессы жизнедеятельности организма могут осуществляться только при условии сохранения относительного постоянства внутренней среды организма. К внутренней среде организма относят кровь, лимфу и тканевую жидкость, с которой клетки непосредственно соприкасаются.Способность сохранять постоянство химического состава и физико-химических

Слайд 1ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА
Онтогенез - процесс индивидуального развития организма

с момента зарождения (оплодотворение яйцеклетки) до смерти.

Организм человека представляет собой сложнейшую систему иерархически (соподчинено) организованных подсистем и систем, объединенных общностью строения и выполняемой функцией. Элементом системы является клетка.
Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функции, образует ткань. Основные типы тканей: эпителиальная, соединительная, костная, мышечная и нервная. Каждая из тканей выполняет определенную функцию и обладает специфическими свойствами.
Ткани образуют органы. Органы занимают в теле постоянное положение, имеют особое строение и выполняют определенную функцию. Органы, совместно выполняющие определенную функцию, образуют систему органов. Деятельность всех структур организма, начиная с клетки и кончая системой органов, согласованна и подчинена единому целому.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА Онтогенез - процесс индивидуального развития организма с момента зарождения (оплодотворение яйцеклетки) до

Слайд 2Все процессы жизнедеятельности организма могут осуществляться только при условии сохранения относительного

постоянства внутренней среды организма. К внутренней среде организма относят кровь, лимфу и тканевую жидкость, с которой клетки непосредственно соприкасаются.
Способность сохранять постоянство химического состава и физико-химических свойств внутренней среды называют гомеостазом. Это постоянство поддерживается непрерывной работой систем органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и др., выделением в кровь биологически активных химических веществ, обеспечивающих взаимодействие клеток и органов.
В организме непрерывно происходят процессы саморегуляции физиологических функций, создающие необходимые для существования организма условия.
Саморегуляция – свойство биологических систем устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиологические или другие биологические показатели.
Гуморальная регуляция – один из механизмов координации процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемой через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью биологически активных веществ, выделяемых клетками, тканями и органами.
Нервная система объединяет и связывает все клетки и органы в единое целое, изменяет и регулирует их деятельность, осуществляет связь организма с окружающей средой. Центральная нервная система и ее ведущий отдел – кора больших полушарий головного мозга, весьма тонко и точно воспринимая изменения окружающей среды, а также внутреннего состояния организма, своей деятельностью обеспечивают развитие и приспособление организма к постоянно меняющимся условиям существования.
Все процессы жизнедеятельности организма могут осуществляться только при условии сохранения относительного постоянства внутренней среды организма. К внутренней

Слайд 4Неравномерность темпа роста и развития
Процессы роста и развития

являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и к качественным изменениям. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм).По схеме возрастной периодизации, которая имеет значительное распространение выделяют следующие периоды:
I новорожденный – 1-10 дней;
II грудной возраст – 10 дней-1 год;
III раннее детство – 1-3 года;
IV первое детства – 4-7 лет;
V второе детство – 8-12 лет – мальчики, 8-11 лет – девочки;
VI подростковый возраст – 13-16 лет – мальчики, 12-15 лет – девочки;
VII юношеский возраст – 17-21 год – юноши, 16-20 лет – девушки.
Неравномерность темпа роста и развития   Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост

Слайд 5 Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного

периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период. Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются, прежде всего, социальными факторами.
Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, т. е. в 11-15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75-80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается – при рождении ребенка она равна в среднем 3,0-3,2 кг, а к концу года – 9,5-10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5-2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0-5,0 см. Второй скачок роста связан с наступлением полового со­зревания. За год длина тела увеличивается на 7-8 и даже 10 см. Причем с 11-12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14-15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.
Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный

Слайд 6 Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. С периода новорожденности и

до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз. Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища, у ребенка 2 лет – 1/5, 6 лет –1/6, 12 лет –1/7 и у взрослых – 1/8. С возрастом, рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала периода полового созревания половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.
Неравномерность роста – приспособление, выработанное эволюцией. Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в последующие годы обусловлено проявлением активных процессов дифференцирования органов, тканей, клеток. Наряду с типичными для каждого возрастного периода характеристиками, имеются индивидуальные особенности развития. Они варьируют и зависят от состояния здоровья, условий жизни, степени развития нервной системы.
Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела

Слайд 8ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В периодах развития до достижения зрелого возраста, ребенок наиболее интенсивно развивается,

растет и в этих периодах родителям следует особо пристально наблюдать за своими детьми, если не принимать нужных мер в эти периоды то последствия окажутся неприятными, как для самого ребенка, так и для его родителей. Самые трудные для родителей периоды – это «новорожденный», «грудной» и «подростковый».
В первые два периода организм только становится, и не известно как он будет развиваться – ведь он еще ослаблен и не готов к жизни.
В «подростковый» интенсивно формируется личность подростка, возникает чувство взросления, изменяются отношения к предста­вителям противоположного пола.
В переходный период детям нужно особенно чуткое отношение родителей и педагогов. Не следует специально привлекать внимание подростков к сложным изменениям в их организме, психике, однако разъяснить закономерность и биологический смысл этих изменений необходимо. Искусство воспитателя в этих случаях заключается в том, чтобы найти такие формы и методы работы, которые бы переключали внимание детей на различные и многообразные виды деятельности, отвлекали их от сексуальных переживаний. Это, прежде всего, повышение требований к учению, труду и поведению школьников.
Вместе с тем, очень важно тактичное, уважительное отношение взрослых к инициативе и самостоятельности подростков, умение направить их энергию в правильное русло. Ведь подросткам свойственно переоценивать и свои силы, и меру своей самостоятельности. Это тоже одна из особенностей переходного периода.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	В периодах развития до достижения зрелого возраста, ребенок наиболее интенсивно развивается, растет и в этих периодах родителям

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть