Слайд 1 учебно-исследовательская работа
Автор :Людмила Михайловна Голубева
Источник информации: http://boxing.fizteh.ru/
Слайд 2Для того чтобы определить направление исследования и уточнить его возможные результаты,
исследователь должен иметь определенные знания и опыт работы. Поэтому УИ работе предшествует период практической деятельности, накопление знаний и опыта в данном виде спорта
Слайд 3Первым этапом исследовательской работы является изучение того, что уже сделано
в этой и в смежных областях деятельности. Может оказаться, что интересующая проблема исследована и решена. Если проблема изучена в общем виде, можно использовать известные данные и сосредоточить усилия на исследовании отдельных вопросов. Изучение состояния смежных наук поможет исследователю получить дополнительные и вспомогательные данные, облегчающие работу над избранной темой.
Слайд 4Очень ценные данные дает изучение опыта практической работы.
Следующий этап исследовательской работы
— анализ данных, полученных при изучении литературных источников и опыта. Этот этап завершается окончательным выяснением основного направления исследования, уточнением предположений (гипотез) и определением организационных форм работы и методик получения объективных данных. Этап оканчивается уточнением плана исследования.
Слайд 5Основной этап — это, как правило, экспериментальные исследования. Исследователь проверяет в
специально организованных условиях эффективность того или иного метода тренировки, варианта техники и т. п. Данные должны отражать наиболее существенное в изучаемом явлении. Некоторые темы могут разрабатываться и без постановки экспериментальных исследований, например темы по истории развития бокса или отдельным вопросам методики. В этих случаях исследователь углубленно изучает литературу и опыт практической работы.
Слайд 6Обобщение опыта
Основными методами обобщения опыта являются изучение литературы и исследование
опыта практической работы.
Слайд 7Изучение литературы.
Прежде всего нужно составить список книг, брошюр, статей и
рукописей, в которых могут быть материалы, интересующие исследователя. Список литературы должен быть по возможности полным, включать работы за последние 10-15 лет (в том числе капитальные труды по смежным наукам).
Слайд 8Список составляется на основании библиографических справочников и каталогов библиотек. 1:глм и
каталоге ш: указаны журнальные статьи, следует просмотреть перечни статей, помещаемые обычно в последнем номере журнала за каждый год. Затем составить перечень вопросов и подготовить карточки для выписок.
Слайд 9Изучая книгу или статью, не следует при первом же чтении делать
выписки и конспекты. Первый раз надо прочитать всю книгу (или главу), отмечая на листе бумаги страницы и параграфы, в которых изложен интересующий материал. При втором чтении не обязательно перечитывать весь труд. Можно ограничиться повторным изучением отмеченных ранее разделов и страниц, конспектируя их содержание и заполняя карточки для картотеки.
Слайд 10В одну(НЕОБЯЗАТЕЛЬНО ЭТО КАРТОЧКА) * карточку заносится мнение автора книги по
одному вопросу. Таким образом, после обработки одной книги исследователь заполнит столько карточек, сколько вопросов он наметил. Столько же карточек будет заполнено после обработки следующей книги и т. д.
Слайд 11Обобщение опыта практической работы
Изучение опыта работы проводится путем бесед с преподавателями,
тренерами, научны ми работниками, спортсменами, анкетирования; изучения документов планирования и учета; наблюдения за практикой работы; организации учета практической работы по специальным формам.
Слайд 12+При анкетировании особое внимание нужно обратить на определение перечня вопросов и
их изложение. Не следует перегружать анкету большим количеством вопросов, а также ставить вопросы в слишком общей форме или в формулировке, допускающей различные толкования. Вопросы должны быть сформулированы конкретно и так, чтобы заполняющий мог ответить короткой фразой или одним словом «Да», «Нет», «Согласен» и т. д. Так, например, изучая технику прямого удара, не следует писать в анкете — «Как выполняется удар?». На такой вопрос можно ответить целой статьей, причем упустить как раз ту деталь, которая интересует исследователя.
Слайд 13Изучение документов планирования и учета может дать ценные сведения для работ,
связанных с исследованием методики обучения, тренировки. В то же время нужно иметь в виду, что данные, полученные при анализе этих документов (журналов учета, дневников спортсменов, отчетных документов секций и т. п.) не всегда достаточно правильны. Поэтому нужно обработать большое количество таких документов, обобщить опыт работы.
Слайд 14Используя данные других исследователей, следует иметь в виду, что они могли
допустить ошибки вследствие того, что:
оценка результатов исследования давалась разными людьми и вразличных условиях;
данные получены при помощи непроверенных измерительных приборов;
квалификация лиц, проводивших измерения, была неодинаковой;
учет велся небрежно.
Слайд 15Методики получения объективных данных в области физкультуры и спорта можно разделить
на пять основных групп:
1) визуальные наблюдения;
2) регистрация внешних проявлений действий;
3) изучение внутренних реакций организма на физические нагрузки;
4) исследование психического состояния;
5) изучение реакции центральной нервной системы.
Слайд 16 Визуальные наблюдения
Визуальное (зрительное) наблюдение — самый
простой и распространенный метод получения данных и их оценки. Он общедоступен, дает возможность наблюдать сам процесс действия. Но данные зрительного наблюдения приблизительные, неточные. Нельзя точно измерить ни силу, ни скорость, ни даже форму движений, тем более получить данные о внутренних реакциях организма. Этот универсальный метод должен, как правило, дополняться другими, точно регистрирующими хотя бы основные показатели, необходимые для изучения данного явления.
Слайд 17Фото- и киносъемка как методы исследования движений.
Наиболее простым и в
то же время наименее точным способом фиксирования формы движений является зарисовка. Рисунки, как правило, дополняют словесными замечаниями.
Более точную картину дает фотографирование; однако фотография фиксирует только один момент движения.
Слайд 18Наиболее совершенный метод — киносъемка. Сняв движения со скоростью 64 и
больше кадров в секунду и проектируя изображение на экран со скоростью 24 кадра в секунду, исследователь может рассматривать движения замедленными в несколько раз, что дает возможность заметить такие его детали, которые не обнаруживаются при обычном наблюдении.
Слайд 19Исследование внутренних реакций организма на определенный вид работы
В практике научной
работы по физической культуре и спорту чаще всего применяются исследования:
Слайд 20морфологических изменений, происходящих в результате занятий физическими упражнениями;
реакций сердечнососудистой системы;
реакций дыхательной системы;
функциональных сдвигов в свойствах мышц;
изменения функций выделительных систем (в основном почек).
Слайд 21Регистрация морфологических изменений
сводится в основном к измерению количественных показателей организма
в целом и его отдельных частей — измерения массы тела, роста, длины конечностей, объема мышц, величины и формы сердца, формы и пропорций костно-связочного аппарата, амплитуды движений в суставах и т. п.
Такие показатели изменяются сравнительно медленно, и поэтому морфологические измерения проводятся через значительные промежутки времени (от месяца до года).
Слайд 22Исследование реакции сердечнососудистой системы
Наиболее распространенный метод исследования деятельности сердечнососудистой системы —
подсчет количества сокращений сердца (пульса). Измерения частоты сокращений сердца в покое, сразу после дозированной нагрузки и после восстановительного периода, дает представление о функциональных сдвигах в деятельности сердца. Более точные показатели можно получить, измеряя после функциональных проб не только частоту сокращений сердца, но и величину артериального давления.
Слайд 23Наиболее точным методом определения состояния и сдвигов в деятельности сердца является
электрокардиография (ЭКГ).
Слайд 24Исследование выделений
Изучение состава мочи, слюны, пота и других выделений может дать
некоторые данные о сдвигах в организме при физических нагрузках. В практике научной работы по исследованию проблем тренировки чаще применяется исследование мочи, состав которой значительно изменяется при больших физических нагрузках.
Слайд 25Исследование функциональных свойств мышц
измерение силы и динамики сокращений;
определение механических свойств
мышц;
исследование биохимических изменений в мышцах;
изучение сдвигов в системе иннервации мышц
Слайд 26Педагогические наблюдения проводятся как во время занятий или соревнований, так и
вне их, и являются по существу частью воспитательной работы, которую проводит преподаватель. Наблюдая за поведением спортсмена, беседуя с ним и его товарищами, исследователь выясняет его отношение к занятиям, к работе, к товарищам, узнает о его настроении, определяет тип нервной деятельности и т. п. При научной работе такие наблюдения надо проводить систематически.
Слайд 27Организация и планирование научных исследований
Актуальностью вопроса.
Средствами, которые имеются в
его распоряжении (наличие базы, аппаратуры, помощников, консультантов, технических исполнителей и т.п.; возможность привлечения в качестве испытуемых определенного контингента спортсменов).
Уровнем своей подготовленности (опыт работы по теме; знания; владение методиками получения объективных данных и т. п.
При этом нужно учитывать не только то, что уже имеет и знает исследователь, но и то, чему может он научиться в сроки, отведенные на подготовку к исследованию).
Слайд 28Тема работы не должна быть слишком обширной и поэтому непосильной. Но
не следует исследовать и слишком узкую тему, такую как, например, «Движение в локтевом суставе при нанесении прямого удара».
Слайд 29Подготовка к проведению исследований
Прежде всего надо наметить общий план, в
котором определить сроки выполнения и содержание основных разделов исследовательской работы: изучение литературы, обобщение опыта практической работы, проведения экспериментальных исследований и т. п.
Слайд 30ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
Тема __________________________________
Исполнитель ___________ Руководитель _____
Начало работы _____
Окончание работы ____
Задачи исследования ______________________
Методы исследования _____________________
Результат работы (диссертация, курсовая работа, статья и т.п.) _______________________
Пути внедрения в практику _________________
Расходы на исследования ___________________
Слайд 31I. Определение темы, гипотезы и составление плана
II. Изучение литературы
III. Изучение
опыта практической работы:
опрос тренеров
рассылка анкет
личные наблюдения
изучение документов, планирование учета
обработка полученных материалов
Слайд 32IV. Экспериментальные исследования:
уточнение плана исследований
предварительные эксперименты
основные эксперименты
дополнительные эксперименты
V.
Анализ данных экспериментальных исследований
VI. Выводы и предложения
Слайд 33VII. Литературное оформление и опубликование:
статей по теме исследования
докладов и рефератов
работы в целом
Слайд 34Организация и проведение экспериментальных исследований
Эксперимент нужно поставить так, чтобы его
результаты не вызывали сомнений.
При исследовании проблем методики обучения и тренировки нужно создавать экспериментальные группы, часть которых тренируется (или обучается) по одной программе и системе, а другая часть — по другой. Составы группы должны быть равноценными, условия занятий и условия жизни и работы приблизительно одинаковыми и программы курсов обучения (тренировки) идентичными, за исключением тех ее частей, которые отражают существо исследований
Слайд 35В ряде случаев до проведения эксперимента нужно проверить теоретические предпосылки, уточнить
основное направление исследований, провести предварительные исследования. Бывает, что для уточнения некоторых вопросов недостаточно данных, полученных при основном эксперименте; возникает потребность в проведении дополнительных исследований. Может быть, наконец, и так, что по характеру темы нужно поставить не один, а два, три и больше основных экспериментов, проведенных поочередно или параллельно (в последнем случае наиболее быстрый и верный путь — привлечение к работе коллектива исследователей, работающих над решением одной и той же задачи).
Слайд 36Достоверность данных исследования зависит также от количества испытуемых. Чем их больше,
тем меньше вероятность того, что на результаты исследований повлияли неучтенные факторы — индивидуальные особенности занимающихся, различные условия их жизни, психологические факторы и др. При изучении проблем тренировки и обучения число подопытных должно быть тем больше, чем меньше уверенность в полной идентичности состава групп, условий занятий и т. п.
Слайд 37Обработка и анализ данных исследовании
Большинство научных работ и области физкультуры
и спорта, направлено на изучение зависимости одного явления от другого, например зависимости спортивного результата от системы тренировки, успешности овладения навыками от методов обучения и т. д.
Слайд 38Наиболее простой способ анализа результатов наблюдения — сопоставление средних арифметических величин,
которые вычисляются путем сложения всех однотипных показателей наблюдения и деления суммы на количество показателей.
Слайд 39Определение средней арифметической величины показателей дает возможность сравнивать результаты и при
неодинаковом численном составе групп. Однако простое сравнение средних арифметических величин не всегда достаточно характеризует исследуемое явление. Среднее арифметическое не дает представления о колебаниях отдельных показателей и более достоверно для небольшого количества случаев.
Слайд 40Если данных получено много, их, после предварительной подготовки, нужно расположить по
определенной системе (возрастания или убывания). Это облегчит дальнейшие вычисления и само уже является одной из форм статистической обработки материала. При наличии вычислительной техники можно производить операции с большим количеством данных, что повышает достоверность выводов, дает возможность точнее прогнозировать результаты внедрения новых методов тренировки.
Слайд 41Оформление научной работы
Введение, в котором кратко обосновывается актуальность исследуемой проблемы,
задачи и средства их решения, выдвигается гипотеза.
Состояние разработки этой проблемы по данным литературы и обобщения практического опыта. Заканчивается эта часть обоснованием и формулировкой темы исследования.
План, описание организации и методики проведения исследования , частные задачи и характеристика информации.
Изложение хода исследивший.
Анализ полученных данных и выводы.
Предложения для внедрения в практику.
Слайд 42Научные работы могут быть оформлены к публикации в виде диссертаций, монографий,
пособий, научных статей, рефератов, методических статей и учебников.
Слайд 43Научная работа должна быть тщательно отредактирована: материал изложен четко, логично, литературным
языком, текст оптимально иллюстрирован рисунками и чертежами, помогающими читателю усвоить наиболее сложные разделы.
Слайд 44Требования к работам
Работы могут быть научно-исследовательского и методического характера и
описательные.
Научно-исследовательские работы требуют знания нужной литературы, умения проводить эксперименты, обобщать сведения и делать выводы (исследования в области физической подготовки или техники, тактики, методики подготовки, планирования и др.).
Слайд 45Описательные работы показывают, насколько глубоко тренер(учитель) знает вопрос, умеет использовать литературу,
обобщать и делать выводы
Заключительная часть содержит выводы или заключение (возможны предложения или рекомендации) и список использованной литературы.