Слайд 1Подготовила учитель физической культуры МБОУ СОШ №5: Гнеденкова Валентина Юрьевна
Приемы релаксации
на уроках
Слайд 2Что же такое релаксация?
Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после
напряженной умственной и физической деятельности.
Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения учебного материала.
Слайд 3Виды релаксации
движения;
игры;
физкультминутки;
заинтересованность в новом, необычном;
пение.
Слайд 4Разрядка с использованием различных движений
Учащиеся по команде учителя встают
и выполняют
простые движения
(поднимают руки вверх,
опускают вниз, прыгают,
топают, имитируют движения).
Действия, совершаемые
учащимися, могут сопровождаться
проговариванием и музыкой.
Слайд 5Расслабление мышц плечевого пояса
Стряхиваем воду с пальцев –
исходное положение –
руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнением полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
Слайд 6Поднимаем и опускаем плечи
Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно
опускают их в нормальное положение (сбрасываем плечи вниз).
Слайд 7«Мельница»
Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед – вверх.
После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе.
Слайд 8Расслабление и напряжение мышц корпуса
Движения помогают осознать напряженное и ненапряженное состояния
мышц тела. Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в сторону рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко, неподвижно стоят на полу. Подражая тряпичным куклам, они снимают излишнее напряжение в плечах, в корпусе. Руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым коротким толчком поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса.
Слайд 9Пальчиковая игра на уроках
«ПАУЧОК»
Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью,
а затем по плечу другой руки.
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
(кисти свободны и опущены, выполняем стряхивающие движения).
Дождик Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу или коленям).
Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками)
Паучок ползет опять,
(Действия аналогичны первоначальным).
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке
«Паучки» ползают по голове.
Слайд 10Игра «Буратино»
Буратино своим длинным
любопытным носом рисует.
Все движения сопровождаются движениями
глаз.
«Солнышко» - мягкие
движения носом по кругу.
«Морковка» - повороты
головой вправо – влево, носом рисуем
морковку.
«Дерево» - наклоны вперед – назад,
носом рисуем дерево.
Слайд 11Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения
Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле
или стоя.
1-2 отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3-4 голову наклонить вперед, плечи не поднимать.
Повторять 4 – 6раз.Темп медленный.
Слайд 12Оздоровительные физкультминутки для активизации мыслительной деятельности, с применением точечного массажа
Более тысячи
биологических
активных точек на ушах известно в настоящее время, поэтому,
массируя их, можно воздействовать на весь организм.
Нужно стараться так помассировать
ушные раковины, чтобы уши «горели».
Рекомендуемые упражнения:
1.Потягивание за мочки сверху вниз;
2. Потягивание ушной раковины вверх;
3. Потягивание ушной раковины наружу;
4. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
Слайд 13Физкультминутки для глаз
Физкультминутки не только служат профилактикой нарушения зрения, но и
благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Рекомендуемые упражнения:
1. Вертикальные движения глаз вверх – вниз;
2. Горизонтальные влево – вправо;
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;
4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5. На доске до начала урока начертить какую – либо кривую (спираль, окружность, ломанную).
Предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном направлении, а затем в другом направлении.
Слайд 14Игра «Дождь в лесу»
Дети встают – «превращаются» в деревья в лесу.
Учитель читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко – высоко тянули чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирают пальцами). Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга , защищать от сильных ударов дождя своими ветками (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
Слайд 15Урок осуществляется в условиях комфортности:
Санитарно-гигиенических:
свежий воздух, соответствующее освещение, подходящие по росту
парты, расположение слабовидящих учащихся в соответствии с рекомендациями медико – санитарной службы, а также по желанию детей и родителей.
Комфортной для человека уровень шума 10 дБ. Обычный разговор «в спокойных тонах» - это 40 дБ. 70 дБ – это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного воздействия.
Слайд 16Здоровьесберегающие компоненты на уроке:
Плотность урока: количество времени, затраченного на учебную деятельность
не менее 60 %, но не более – 80 %;
Темп завершения урока: спокойный, учащийся должен иметь возможность задать учителю вопросы;
Учитель комментирует домашнее задание: объем, «риски», «опасные места», наличие выбора;
Внимание!
Система оценивания.
Стрессогенная ситуация.
Три варианта оценивания:
1. Ученик (самооценка);
2. Ученик – ученик (взаимооценка);
3. Ученик – учитель (корректирующая оценка и договор на окончательную оценку).
Слайд 18Спасибо за внимание!!!
Берегите себя и всегда помните фразу Карлосона: «Спокойствие, только
спокойствие!!!»