Презентация, доклад по физ.развитию в ДОО Консультация для воспитателей Психогимнастика как средство коррекции психоэмоционального состояния дошкольника

Содержание

Психогимнастика - курс специальных занятий ( этюдов, игр, упражнений) направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики дошкольника, как его познавательной, так и личностно- эмоциональной сферы ребенка. ( Чистякова М.И. Психогимнастика М. 1995г.).«Прежде всего такие

Слайд 1

Консультация для воспитателей «Психогимнастика как метод коррекции психо- эмоционального состояния дошкольника».

Выполнил:
Инструктор по ФК Устинов С. Ю.

2017год.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 39»
ГОРОДА ВОТКИНСКА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Консультация для воспитателей

Слайд 2Психогимнастика - курс специальных занятий ( этюдов, игр, упражнений) направленных на

развитие и коррекцию различных сторон психики дошкольника, как его познавательной, так и личностно- эмоциональной сферы ребенка. ( Чистякова М.И. Психогимнастика М. 1995г.).

«Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутыми, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития, другими нервно- психическими расстройствами, находящимися на грани здоровья и болезни. Не мене важно использовать психогимнастику с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки».

Психогимнастика - курс специальных занятий ( этюдов, игр, упражнений) направленных на развитие и коррекцию различных  сторон

Слайд 3Актуальность проблемы состоит в том, что при отсутствии формирования эмоционально- волевой

сферы личности дошкольника, дети оказываются неспособными к саморегуляции своей деятельности. У детей с неразвитой эмоционально волевой сферой наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. В настоящее время работа воспитателя осложняется тем, что за последние появляется детей все больше и больше, склонных ссорам и агрессии, избегающих своих сверстников замкнутых и т.д. Немаловажную роль в этом играет обедненная эмоциональная жизнь ребенка., что способствует развитию у детей общего эмоционального неблагополучия.
Актуальность проблемы состоит в том, что при отсутствии формирования эмоционально- волевой сферы личности дошкольника, дети оказываются неспособными

Слайд 4Поэтому задача воспитателя в решении данной проблемы состоит:

-изучить и внедрить в опыт своей работы коррекционную программу, которая направлена на снижение тревожности, формированию у детей адекватного поведения. -подобрать этюды( ситуации для проигрования с детьми), игры, упражнения, которые способствуют снятию психико-эмоционального напряжения, развитие эмоциональной активности.
Поэтому задача воспитателя в решении данной проблемы состоит:

Слайд 5Цель:

-обучение воспитанников технике выразительных движений, в воспитании эмоций и чувств, управление ими; - приобретения навыков в самораслаблении;
- оказание помощи детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снятие психическое напряжение, и возможность самовыражения.
Ожидаемый результат: Освоение и использование в образовательной деятельности, на физминутках воспитателями разновозрастных групп этюдов, игр и упражнений психогимнастики.
Цель:

Слайд 6Психогимнастика - это форма работы в группе, где участники, где участники

проявляют себя, и общаются без помощи слов. М.И. Чистякова разделяет этюды и упражнения на четыре звена: 1.Мимические и пантомимические игры и этюды. Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанныхс переживанием телесного и психического довольства: модели выражения основных эмоций( радость, удивление, интерес,презрение, отвращение, гнев, страх.) 2.Этюды и упражнения на выражении отдельных качеств характера и эмоциональных состояний. Цель: выразительное изображение черт, порождаемое социальной средой (жадность, доброта, честность и др.), их моральная оценка. 3. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность. 4. Психомышечная тренировка.

Психогимнастика - форма работы в группе, где участники, проявляют себя, и общаются без помощи слов. М.И. Чистякова разделяет этюды и упражнения на четыре звена: 1.Мимические и пантомимические игры и этюды. Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного и психического довольства( радость, удивление, интерес, гнев, страх, отвращение, презрение.) Модели выражения основных эмоций – радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.; некоторых эмоционально окрашенных чувств – гордость, застенчивость, уверенность и др. Дети знакомятся с элементами выразительных движений – мимикой, жестом, позой, походкой.

Психогимнастика - это форма работы в группе, где участники, где участники проявляют себя, и общаются без помощи

Слайд 72.Этюды и упражнения на выражении отдельных качеств

характера и эмоциональных состояний. Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и др., ), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка.
При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. Фаза носит психопрофилактический характер.

2.Этюды и упражнения на выражении отдельных качеств

Слайд 83. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность.

Используются мимические и патномимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Цель: коррекция настроения и отдельных черт ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций. 4. Психомышечная тренировка. Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера. Желательно включать в группу артистичных детей, не нуждающихся в психотерапии.
3. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность.

Слайд 9Пример
«Драка»
Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
«Вы с другом

поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

Пример«Драка»Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните,

Слайд 10

Структура психогимнастики

 

 В структуру занятия входят: разминка, гимнастика, эмоции, общение, поведение, завершение.

1.Разминка Задачи: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию,

«У кого из детей белые носочки?», «Кто самый веселый, грустный?» и др. Подвижная игра должна быть направлена на общую деятельность, совместные движения, контакт. Время разминки примерно 5—6 минут.

настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Содержание: несколько упражнений игр на внимание, и подвижная игра. Упражнения-игры должны быть разнообразны по форме и характеру.. Например, «Что изменилось в этой комнате?», «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче тебе пожал руку?», «Какой предмет самый теплый, большой, шершавый?»,


Слайд 112.Гимнастика. Задачи: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений

и действий педагога; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их; тренировать ребенка в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями,

тренировать ребенка в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств.

Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций — мышления, эмоций, движения, а с помощью комментариев педагога подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам.

Таким образом психогимнастические упражнения используют механизм психофизического функционального единства.


2.Гимнастика. Задачи: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога; тренировать ребенка

Слайд 12Воспитатель должен уметь гибко изменять свою позицию: то становясь участником игры-драмы,

активно увлекающимся, соблазняющим, показывающим, то просто наблюдая или режиссируя, но ни в коем случае не заставляя, не оценивая, не наказывая. На занятиях по психогимнастике все дети успешны:

правильно все, что они делают, делая все по-своему, как могут. Полная дифференциация и осознание всех своих ощущений детьми невозможны, но сосредоточение внимания хотя бы на одном в каждом занятии необходимо. 3.Эмоции. В сюжет, каждого занятия обязательно включаются два-три упражнения на эмоции и эмоциональный контакт. Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие

эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. Методические задачи: фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций; подражательное воспроизведение чужих эмоций, фиксируя внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций; анализ и словесное описание мышечных проявлений эмоций; повторное воспроизведение этих эмоций в заданных упражнениях,

Воспитатель должен уметь гибко изменять свою позицию: то становясь участником игры-драмы, активно увлекающимся, соблазняющим, показывающим, то просто

Слайд 13контролируя ощущение.  

Формы упражнений: пантомимические загадки, игры, представления, задания. Список эмоций, оттенков, состояний, используемый в упражнениях: интерес—внимательность; радость—удовольствие; удивление—восхищение—изумление; горе—отчаяние—страдание—сострадание; гнев—злость—зависть; обида—досада;

презрение—брезгливость—отвращение; страх—испуг; стыд-вина; тревога—беспокойство; сочувствие—жалость—нежность; грусть—печаль.   . Этюды повторяются два-три раза. Общение. Цель: тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга. В упражнения включают, обмен ролями партнеров по общению, оценку своих эмоций и эмоций партнера. В таких упражнениях ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, .

а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, учится сопереживать. Упражнения помогают детям преодолевать собственные внутренние барьеры общения в реальной жизни. Поведение. Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции. Методические задачи: показ и проигрывание

контролируя ощущение.  

Слайд 14типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и

неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов; развитие навыков самостоятельного выбора и построения

детьми подходящих форм реакций и действий в разных ситуациях. Варьирование упражнений: — проигрывание ситуаций с типовыми инцидентами; — отреагирование внутренних негативных переживаний, имевших место ранее в детском саду, школе или дома; — загадки на решение различных конфликтных ситуаций; — самостоятельные игры-фантазии с проекцией новых эмоциональных проблем и актуальных переживаний; — домашние задания на активизацию положительных эмоциональных проявлений,


закрепление новых форм эмоционального реагирования. В процессе проигрывания обеспечивается смена ролей. Источники сюжетов: психологические ситуации, детские книги, мультфильмы,телепереди.

типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых

Слайд 15

«Шум моря» и т.п.Не следует отказываться от классических музыкальных произведений, чтобы параллельно решать еще и задачи эстетического развития детей. Занятия по психогимнастики строятся только на воображаемом материале, поэтому использование реальных шапочек для гномиков, например, крайне нецелесообразно, так как отвлекает внимание детей на атрибутику, превращает психогимнастику в игру, которая должна лишь лежать в ее основе.


Когда вы, касаясь головы ребенка, дарите ему воображаемую шапочку определенного цвета, песенкой колокольчика предлагаете «позвенеть», попробовать — не спадает ли «шапочка», «натянуть» ее поглубже, изобразить «хор» колокольчиков, — включенное воображение создаст образ, окрасит его эмоциями и движениями, что нам и нужно.

Завершение. Цель: закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения. Для психомышечной тренировки в релаксационной части можно использовать «Звуки леса»,


Слайд 16В группе не должно быть более одного гиперактивного, аутичного или склонного

к истерике ребенка. Не имеет смысла составлять группу по какому-то одному признаку: только амимичных или только с неустойчивым вниманием и т.п. Нельзя включать в одну группу детей с нормой развития, задержкой психического развития и детей


с интеллектуальным недоразвитием
Желательно включить в группу одного-двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью. С их помощью легче «заразить» других детей нужной эмоцией. У дошкольников в группе не должно быть более шести, а психопрофилактической работе — 10-12 детей.


В заключение уточним, где и как использовать психогимнастику воспитателю ДОУ:

В группе не должно быть более одного гиперактивного, аутичного или склонного к истерике ребенка. Не имеет смысла

Слайд 17- в качестве частичного замещения физкультурных минуток, используемых в структуре занятий.
-

в качестве релаксации после интенсивных нагрузок ( физических или интеллектуальных). – в качестве оживления материала по нравственному воспитанию(вводить в беседу по нравственной проблеме, после чтения литературного фрагмента, или вместо использования педагогической ситуации.)
–как самостоятельный вид подгрупповой работы, а так же для индивидуальной работы с детьми, имеющие блеклые моторные реакции,, с детьми, затрудняющимися выразить свои чувства и эмоции..
- в качестве частичного замещения физкультурных минуток, используемых в структуре занятий.- в качестве релаксации после интенсивных нагрузок

Слайд 19Фото к консультации : Этюд «Цветок» ( на выражение радости, применяю

также в качестве релаксации).

Фото1: «Посадили в землю маленькое зернышко».

Фото2: «Прошел ночью теплый дождик, полил в земельке наше зернышко (ладошки опущены вниз, пальчики «лучиками», энергичное покачивание ладошками из стороны в сторону).

Фото к консультации : Этюд «Цветок» ( на выражение радости, применяю также в качестве релаксации).Фото1: «Посадили в

Слайд 20Фото3: «Утро ясное пришло, солнце красное взошло, теплый луч солнышка упал

на землю, и согрел зернышко».

Фото4: «… потянулся росточек к ласковому солнышку!».

Фото5: «Распустился бутончик, и вырос прекрасный цветок. Нежится цветок под ласковым солнышком».

Фото3: «Утро ясное пришло, солнце красное взошло, теплый луч солнышка упал на землю, и согрел зернышко». Фото4:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть