Слайд 1Самоконтроль на уроках физкультуры
Слайд 2Почему это важно
Для повышения эффективности процесса физического воспитания большое значение имеет
самоконтроль занимающихся. Способность к самоконтролю не проявляется сама собой, ее нужно формировать. В этой связи весьма актуальны методические разработки, связанные с данным вопросом. Самоконтроль позволяет своевременно установить наличие тех или иных отклонений в состоянии здоровья занимающихся, принять необходимые меры по их устранению.
Слайд 4Контролируются:
уровень физического развития (рост, вес, динамометрия, спирометрия);
уровень развития двигательных качеств (устанавливаются
по региональным тестам);
состояние здоровья (давление, пульс, количество дней, пропущенных по болезни);
степень владения умениями и навыками в объеме учебной программы для конкретного класса.
Слайд 5Для осуществления контроля и самоконтроля динамики этих показателей используются специальные карточки
(таблицы). В их фиксируются основные показатели, возраст, результаты. Ведение карточек поручалось ученикам. Вначале ребята знакомились с инструкцией по их заполнению, затем демонстрировалась методика измерений и их оценки. Так формировалась готовность учащихся к овладению методами самоконтроля.
Условные обозначения:
и – исходный показатель;
к – конечный показатель;
с – сдвиг (в %);
Р – результат;
О – оценка уровня результата.
Слайд 7Рост
Рост - важный показатель физического развития. Но он должен рассматриваться в сочетании
с массой тела, окружностью грудной клетки, ЖЕЛ (спирометрия). Измерение роста имеет большое значение для вычисления показателей, характеризующих правильность, пропорциональность телосложения и состояние физического развития.
Масса тела служит одной из основных характеристик физического состояния человека и является показателем развития его организма. Масса тела человека в норме определяется путем вычитания из показателей роста (в см) условных величин.
Окружность грудной клетки. Хорошо развитая грудная клетка - показатель хорошего физического развития и известная гарантия крепкого здоровья. Окружность грудной клетки исследуется в состоянии покоя (в паузе), при вдохе и выдохе.
Разница между вдохом и выдохом называется экскурсией грудной клетки. Последняя зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания.
Слайд 8Вес тела. Способы определения
Индекс Брока (Бругшема):
нормальный вес тела для людей
ростом от 155 до 165 см равен длине тела в сантиметрах, из которого вычитают цифру 100. Все отклонения в сторону увеличения или уменьшения считаются избытком или недостатком веса. При росте 165—175 см вычитается цифра 105, а при росте 175 см и выше — 110.
Индекс Кетля (сопоставления веса и роста):
вес тела в граммах делят на рост в сантиметрах. Нормальным считается такой вес, когда на 1 см роста приходится у мужчин 350—400 г, у женщин — 325—375 г.
Слайд 9Мышечная сила рук
Сила мышц рук измеряется динамометром. Мышечная сила рук зависит
от роста, массы тела и других показателей. В среднем относительная сила мышц рук для мужчин –60-70% веса, для женщин – 45-50% веса.
Слайд 10ЖЕЛ
ЖЕЛ - спирометрия, объем воздуха, который можно выдохнуть из легких,
характеризующий главным образом силу дыхательных мышц, а также эластичность легочной ткани.
Слайд 12Пульс
Наряду с измерением показателей физического развития, физической подготовленности и уровня здоровья,
целесообразно контролировать деятельность функциональных систем в процессе выполнения физических нагрузок. Приоритетным является измерение показателей сердечно-сосудистой системы. Наиболее доступным методом определения уровня деятельности сердечно-сосудистой системы является пульсометрия. Как организм переносит нагрузку, лучше всего показывает частота сердечных сокращений (ЧСС).
Слайд 13Способы определения пульса
тремя пальцами на запястье (для спокойного состояния человека);
большим и
указательным пальцами на шее;
кончиками пальцев на виске;
ладонью к груди в области сердца.
Слайд 14Легкая нагрузка – пульс 100–120 уд./мин.,
средняя – 130–150,
высокая –
свыше 160 уд./мин.
После тренировки пульс успокаивается через 5–10 минут и достигает у школьников приблизительно 70–80 уд./мин.
Слайд 15Одышка
Работа сердца тесно связана с деятельностью легких. Поэтому ослабление сердечной мышцы
влечет за собой нарушение кровообращения в легких, снижает их вентиляцию, т. е. обмен между легочным и наружным воздухом. В результате этого в крови образуется недостаток кислорода и избыток углекислоты, которая раздражает дыхательный центр, вызывая одышку.
Одышка - это учащенное дыхание. Любые занятия физическими упражнениями вызывают учащенное дыхание. После больших физических напряжений одышка считается явлением нормальным. При этом число дыханий может удвоиться и даже утроиться. По мере нарастания тренированности одышка исчезает и дыхание быстро приходит в норму.
Слайд 16Боли
Могут возникать в отдельных мышечных группах (наиболее нагружаемых мышцах), при тренировках
после длительного перерыва или при занятиях на жестком грунте и т.п.
Следует обращать внимание на боли в области сердца и их характер; на головные боли, головокружение; на возникновение болей в правом подреберье, особенно при беге, потому что такие боли нередко свидетельствуют о хроническим холецистите, холангите и других заболеваниях печени.
Слайд 17Потоотделение
Зависит от индивидуальных особенностей и функционального состояния человека, климатических условий, вида
физической нагрузки и т.д. На первых тренировочных занятиях потливость выше, по мере тренированности потоотделение уменьшается. Потоотделение оценивают как обильное, большое, умеренное и пониженное. Потоотделение зависит также от количества жидкости, потребляемой спортсменом в течение дня.
Слайд 18Противопоказания к занятиям физкультурой
острые респираторные заболевания (грипп, ОРВИ и др.);
фурункулез;
остеомиелит, инфицированные
раны и пр.;
ангина;
артрит (полиартрит) в стадии обострения;
острая травма, гемартроз, гематомы, переломы костей, сотрясение головного мозга;
острая крапивница, отек Kвинки и некоторые другие аллергические заболевания;
болезни крови (лимфогранулематоз, гемофилия и др.);
активная форма туберкулеза;
ревматизм в активной фазе;
острые боли;
язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в стадии обострения;
менструация (первые дни);
острые гинекологические заболевания (аднексит, кольпит и др.).
Слайд 20Самочувствие - это своеобразный барометр влияния физических упражнений на организм занимающихся.
Чрезмерные нагрузки сопровождаются плохим самочувствием. Если оно сохраняется длительное время, необходимо немедленно обратиться к врачу и снизить нагрузку.
Слайд 21Настроение. Способствует большей эффективности тренировочного процесса. Спорт также может улучшить настроение.
Сон. Должен быть регулярным,, не менее 7 ч, а при больших по объему физических нагрузках – 8 -9 ч.
Аппетит. При физических нагрузках обмен веществ происходит более активно.
Нежелание тренироваться, повышенная потливость, бессонница, боли в мышцах могут свидетельствовать о перетренированности.
Слайд 22Заключение
Для каждого человека нет большей ценности, чем здоровье.
Физическая культура - неотъемлемая
часть жизни человека. Занятия физическими упражнениями играют значительную роль в работоспособности человека, поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться еще в образовательном учреждении.
Самоконтроль прививает студенту грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и к занятиям физическими упражнениями, помогает лучше познать себя, приучает следить за собственным здоровьем, стимулирует выработку устойчивых навыков гигиены и соблюдения санитарных норм и правил. Самоконтроль помогает регулировать процесс тренировки и предупреждать состояние переутомления.