Слайд 1Пять дней
из жизни греческого мальчика
(часть вторая)
Слайд 2День третий
Третий день Олимпийских игр посвящался соревнованию самых молодых юношей. Хотя
они выполняли всё то же самое, что их более взрослые товарищи, правила для них были помягче: вдвое укорачивалась дистанция бега, меньше назначалось прыгунам в скамме, да и судьи не были так требовательны.
В этот день прошли и двойной бег и шестерной. Но самое интересное было впереди, кулачный бой – самый древний вид спорта.
На арене появились бойцы. На головах бронзовые колпаки для защиты. А на случай, если сильный удар придётся по уху, надевали специальные повязки. Никому ведь не хотелось оглохнуть. Руки обвязаны кожаными ремнями до локтей и свободны только пальцы. По правилам Олимпийских игр не разрешалось прикреплять к ремням свинцовые пластинки.
Однако бойцы не спешили. Как и борцы, они выжидали, стоя друг против друга, подолгу выжидали, стараясь поставить
Слайд 3противника против солнца или улучить момент, когда противник ослабит защиту.
Никто
в те далёкие времена не догадался бы, каким станет кулачный бой через две с половиной тысячи лет, когда он будет называться боксом. Даже во сне не мог присниться древнему греку ограниченный верёвками ринг или раунды, устанавливающие срок времени для каждой схватки. Бой вёлся на довольно широкой площадке, развивался в очень медленном темпе и носил осторожный, оборонительный характер.
Внезапно один из них выбросил вперёд руку и, ударив противника в голову, ловко увернулся от ответного удара. Теперь нападения следовали одно за другим. Силы противников казались равными, и невозможно было предсказать исход боя.
- Правила! Правила! – закричал вдруг судья, который все время стоял около бойцов, и угрожающе взмахнул своей длинной рогатиной.
- Неверный удар! Он нарушил правила! Стыдись, Евридам!
Слайд 4Стадион бушевал. Все хорошо знали, что бить можно только в голову.
Лишь неопытный боец мог нанести удар в грудь, плечо или бедро. Евридам не был особенно виноват, - увёртываясь, Никофон сам подставил плечо, но зрители выходили из себя, грозно размахивая кулаками. Евридам славился своим хладнокровием, но сейчас он всё-таки рстерялся и, неловко оступившись, упал.
Бить лежачего правилами не запрещалось, если он не признавал себя побеждённым и продолжал сопротивляется. Поэтому его соперник не колеблясь нанёс поверженному врагу такой страшный удар, что тот на мгновение потерял сознание. Опомнившись, Евридам с трудом поднял руку в знак того, что сдаётся, и глашатай тотчас провозгласил имя Никофона, победившего противника.
Пара за парой выходили на арену бойцы. Трещали челюсти, грозно вздымались в молниеносных ударах могучие кулаки. Уносили и уводили побеждённых, снова
Слайд 5разбивались парами и боролись между собой, пока не остался на поле
один боец – тот, который оказался самым сильным и ловким.
Это был Никофон.
Нового олимпионика осыпали цветами и похвалами, приветствовали восторженными криками и увенчали лаврами. Судьбой же побежденных не интересовался никто.
Во второй половине дня начались состязания по панкратиону. Панкратий, представлявший собой комбинацию кулачного боя и борьбы, считался самым трудным из гимнастических упражнений. Противники, совершенно обнажённые, без всякого оружия, могли рассчитывать только на гибкость тела и силу мускулов. Применять грубые приёмы запрещалось, и вообще панкратия были особенно строгими. Но хотя панкратий считался не таким опасным, как кулачный бой, панкратисты тоже часто уродовали друг друга до неузнаваемости.
Восторженный рёв зрителей приветствовал появление атлетов. Почти все
Слайд 6высокие, с мощно развитой мускулатурой, с телами, покрытыми тёмным, бронзовым загаром
и блестящими от масла, они действительно были очень красивыми.
Судьи с рогатинами уже заняли свои места рядом с бойцами. Вид у них был угрожающий, а глаза пристально следили за каждым движением противника, чтобы не допустить нарушения правил.
- У панкратистов те же правила, что и в кулачном бою? – спросил Лин
- Нет, - ответил Каллий, - им разрешено гораздо больше. Они имеют право выворачивать руки, ломать пальцы, бить ногой, толкать. Ударять можно и кулаком и раскрытой кистью.
- А что запрещается?
- Не очень многое. Нельзя кусать противника и всовывать пальцы в глаза или рот.
В это время на арене состязались два атлета Сострат и Стратофон.
Слайд 7Внезапно Сострат отпустив горло соперника, схватил его за ногу, поднял на
воздух и бросил на землю. Но Стратофон, молниеносно вскочив, схватил противника за плечи, упёрся ногой в живот и бросился снова на землю спиной вниз, увлекая за собой Сострата. Предстояла самая интересная часть поединка – лежачий панкратий.
Панкратий действительно разделялся на стоячий и лежачий. В первом противники стремились только свалить друг друга, но окончательно борьба решалась в лежачем панкратии.Наконец Сострат завладев руками Стратофона и, ловко увёртываясь от ударов, которые тот пытался наносить ему ногами, начал безжалостно ломать пальцы противника. Наконец Стратофон не выдержал, он кивнул головой в знак того, что признаёт себя побеждённым. Соревнования продолжались до тех пор, пока солнце не начало уже клониться к западу. А когда последняя пара покинула арену, тот же Сострат Акрохерсит завоевал звание олимпионика.
Слайд 8Наконец на стадионе воцарилась тишина и на арену неторопливым шагом вышли
гоплиты – тяжеловооруженные воины.
Бег в полном вооружении был заключительным зрелищем на Олимпийских играх. Воины в металлических шлемах и наколенниках, с тяжёлым щитом в руках должны были пробежать две стадии.
Бег гоплитов продолжался недолго.
В розовых сумерках заката шеренга воинов в покрытых пылью доспехах покидала стадион, приветствуя поднятой рукой вставших со своих мест зрителей.
Несколько человек, подняв на руки старика, трое сыновей которого участвовали в беге, с триумфом пронесли его вслед за уходящими воинами. И последние, уже увядшие за длинный, жаркий день, цветы и венки со всех сторон летели к их ногам…
Олимпийские игры закончились.
Слайд 9День четвертый
Снова звучат песни. Снова пёстрые толпы наполняют тенистые аллеи Альтиса.
Нет никого на раскалённых зноем трибунах стадиона, опустел ипподром. Сегодня – праздник, только праздник. Эллада чествует новых олимпиоников. Лин и Теллиас успели занять удобные места недалеко от дома, в котором жили распорядители Олимпийских игр – элленодоники. Отсюда он мог увидеть самое начало торжественной процессии.
Медленно и величаво из дома вышли элленодики – десять почтенных мужей, одетых в длинные белые гиматии. Они шли попарно, ни на кого не глядя. Вслед за элленодиками появились олимпионики, и взрыв восторженных приветствий огласил воздух. Под звуки флейт появились увенчанные цветами лошади – победители ипподрома. В лучах утреннего солнца процессия остановилась у алтаря двенадцати богов. Элленодики выстроились полукругом возле ступней, а олимпионики по одному стали подходить к алтарю и приносить благодарственные жертвы.
Слайд 10Процессия двинулась дальше к Пританею – резиденции гражданских властей. Здесь жрецы
и должностные лица устроили торжественное официальное пиршество.
В полдень Лин и его брат Теллиас отправились в обратный путь.
Выйдя на дорогу, Лин остановился. В последний раз он окинул взглядом темную зелень аллеи Альтиса, блеск мраморных колонн храма Зевса и пёструю толпу, с шумом и смехом валившую из ворот… и решил, что через четыре года он обязательно будет участвовать в Олимпийских играх!!!