Слайд 1 Физкультура на 5
Подготовила студентка группы 1406
Идиатулина
Елена
Слайд 3 Каждому из вас, ребята, хорошо известно, что по утрам надо
делать зарядку. Известно-то известно, но многие ли регулярно выполняют это исключительно важное правило гигиены! К сожалению, нет. Причины всегда находятся: одни говорят, что и рады бы заниматься гимнастикой, но на нее не хватает времени; другие считают зарядку ненужным делом, поскольку и так, мол, достаточно нагружают себя на спортивных занятиях; третьи ссылаются на то, что толку от нее мало, ибо больших мышц она не нарастит; четвертые честно признаются, что делать упражнения лень.
Вот это последнее, я убеждена, и есть самая главная причина того, почему большинство ребят увиливают от зарядки. И тем, без преувеличения, наносят себе очень большой ущерб.
Считаете, громко сказано! Нисколько: ущерб от этого действительно немалый. И постараюсь вас в этом убедить.
Ученые установили: когда мы спим, наши мышцы расслаблены, сердце работает вполсилы, легкие дышат не спеша. Словом, большинство функций организма заторможено. И хотя, поднявшись с постели, вы начинаете двигаться — умываетесь, завтракаете, идете в школу, организм ваш все еще остается в своеобразном дремотном состоянии. Окончательно он проснется лишь через 2—3 часа. А до того работа ваша на уроках будет протекать неполноценно.
Другое дело, если вы выполните утром физические упражнения. Сразу активизируются кровообращение, дыхание, работа мозга, деятельность кишечника. И организм полностью пробудится. Затем — душ или обливания (обтирания). И вот вы уже не поплететесь в школу, а отправитесь туда решительной, упругой походкой, ощущая в теле легкость, а в голове — ясность.
Утренняя зарядка не сделает вас атлетом (для этого существуют другие приемы), но она укрепит и ваше тело, и весь ваш организм, и в конце концов (а может быть, в первую очередь) вашу волю. Ведь известно, что себя победить труднее всего. И если вы не сможете справиться с таким простым делом, как утренняя зарядка, то как же тогда будете преодолевать в жизни настоящие трудности, добиваться успеха!
Особо хочется подчеркнуть закаливающую роль зарядки. Ведь многие из вас простуживаются и заболевают по нескольку раз в год. Воздушные ванны во время упражнений, водные процедуры — прекрасное средство закаливания, которое со временем позволит болеть значительно меньше, а потом и вовсе избавит от простуд. Нужно только быть настойчивым и ежедневно, из месяца в месяц, из года в год (всю жизнь) начинать утро с зарядки.
Слайд 4 Итак, проветрив комнату (а в теплое время года открыв настежь
окно), приступайте к утренней гимнастике. Проделайте для начала такие упражнения:
1. Ходьба или легкий бег на месте (или по комнате). 1—2 мин.
2. Потягивание. Встаньте на носки, поднимите руки ладонями вверх и потянитесь (видели, конечно, как это делают после сна кошки и собаки) к потолку — вдох. Тянитесь энергично, напрягая мышцы. Возвратитесь в исходное положение — выдох. Повторить 3—4 раза: Упражнение способствует укреплению мышц позвоночника, улучшению кровообращения в мышцах рук, увеличению объема грудной клетки.
3. Упражнения для укрепления мышц ног, улучшения подвижности в суставах. Приседания на всей ступне и на носках (6—8 раз). Еще одно упражнение для ног: стоя, держась за спинку стула, круговые движения правой, затем левой ногой (6—8 раз).
4. Упражнения для развития рук и плечевого пояса. Первое: круговые движения руками вперед и назад в ускоренном темпе. Второе: сгибание и разгибание рук в упоре лежа или с упором на сиденье стула. 6—8 раз. Заканчивайте упражнения потряхиванием рук, чтобы снять напряжение.
5. Упражнения для укрепления мышц живота и спины, боковых мышц туловища: а) наклоны вперед; б) наклоны назад; в) на¬клоны в стороны (насос); г) повороты туловища влево и вправо (вокруг вертикальной оси). Каждое упражнение — 6—8 раз в медленном темпе.
6. Прыжки или бег (можно со скакалкой). Эти упражнения предназначены для усиления деятельности двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Выполнять 20—30 сек.
7. Упражнения для постепенного перехода от возбужденного состояния к спокойному: ходьба на месте с сохранением правильной осанки (2—3 мин.).
Слайд 6 Во-первых, до учеников доводят требования к поведению, которые учитель считает необходимым
соблюдать. Во-вторых, жестко и неукоснительно следят за выполнением этих требований. Главное здесь, чтобы все происходило без исключений, послаблений и за каждое нарушение следовали наказания, причем неважно, в какой форме. Учащиеся скоро привыкают, и в присутствии учителя порядок обеспечен, а в некоторых случаях и без него дети не шалят, не безобразничают, зная его строгость и дотошность в расследовании нарушений.
Безусловно, обеспечение безопасности школьников на уроках физической культуры — важнейшее направление работы учителя.
Ученики задание поняли и внешне охотно его выполняют. Одни бегают, лишь бы учитель не приставал к ним, но, пользуясь удобными моментами, отлынивают от занятий бегом. Другие, заботясь об отметке, демонстративно усердствуют на глазах педагога. Третьи вообще никак не относятся ни к бегу, ни к учителю, хотя они и бегают вместе со всеми, но нацелены они на что-то, к физкультуре не относящееся. Есть и четвертые, и пятые, и у всех свои проблемы. Однако, если наша цель — физическое воспитание детей, нам нужно думать о том, как принести детям больше пользы.
Слайд 7Физическое воспитание детей в школе и дома
Слайд 8Воспитание здорового, гармонически развитого ребенка — основная задача семьи и школы.
В решении этой задачи первостепенную роль играют правильно организованные занятия физической культурой и спортом в школе, и во внеурочное время, рациональное сочетание умственной деятельности и занятий физическими упражнениями в режиме дня.
За правильную постановку физического воспитания в режиме дня школы несут ответственность директор школы и организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Задача родителей — организация и руководство мероприятиями по физической культуре и спорту дома, в кругу семьи, т. е. родители также должны принимать самое активное участие в физическом воспитании детей.
Что же включает в себя это понятие «физическое воспитание»? Прежде всего — строгое соблюдение режима дня, систематическое закаливание, ежедневные занятия физической культурой и регулярные занятия спортом. Разнообразные движения необходимы для роста и жизнедеятельности организма ребенка. О том, что движения способствуют здоровью, люди знали очень давно: еще 2,5 тысячи лет назад на одной из скал древние эллины высекли: «Если хочешь быть сильным - бегай, ели хочешь быть красивым - бегай, если хочешь быть умным – тоже бегай».
Конечно, знают об этом папы и мамы сегодняшних детей. И, тем не менее, как показывают исследования, у большинства ребят двигательная нагрузка низка. Мы все чаще слышим разговоры гиподинамии, т. е. о сниженной физической активности, недостаточной физической нагрузке. Семилетний ребенок проводит 3 — 4 часа за партой в школе, потом еще1 — 1,5. часа готовит уроки дома и столько же обычно просиживает у телевизора. В старших классах при неправильно организованном режиме, неумении полезно и рационально расходовать время его вовсе не остается на то, чтобы побегать, погулять, подвигаться. А без движения, без полноценного отдыха на воздухе нет, как правило, и полноценного развития.
Гиподинамия чревата опасностью вызвать различного рода нежелательные отклонения в здоровье ребенка, привести к психическим расстройствам и нервным срывам. И наоборот, у школьников, ежедневно занимающихся физическими упражнениями, отмечаются несколько большие прибавки в росте, значительнее увеличивается окружность и экскурсия грудной клетки, повышается жизненная емкость легких и сила мышц. Существенные изменения происходят и в обмене веществ; лучше усваиваются питательные вещества, более интенсивно протекают окислительные процессы. Благоприятно отражаются занятия физической культурой и спортом на развитии и укреплении всего опорно-двигательного аппарата ребенка, что создает условия для развития правильной осанки.
Слайд 9В занятиях физической культурой есть и еще одна важная сторона —
психологическая. Играя со своими сверстниками, состязаясь с ними на беговой дорожке и спортивной площадке, дети вступают между собой в сложные человеческие взаимоотношения, учатся отстаивать свои интересы, беречь и ценить друзей, тренируют волю, воспитывают в себе смелость, решительность. Под влиянием систематических занятий физической культурой повышаются сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В результате нервная система приобретает способность быстрее приспосабливаться к новой обстановке, к новым видам деятельности. Таким образом, регулярные занятия физическими упражнениями благоприятно сказываются на деятельности всего организма ребенка
Как же воспитать привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями? Начать нужно с правильной, рациональной организации режима дня. Ребенок пошел в школу, естественно, изменился и режим его дня, появились новые непривычные нагрузки, новые обязанности, и двигаться он, к сожалению, стал гораздо меньше. Поэтому в данный период при организации режима особое внимание следует уделить правильному чередованию умственной деятельности, связанной к тому же со значительной статической нагрузкой, с физическими упражнениями. Специальные научные исследования показали, что даже в те дни, когда по расписанию в школе проводится урок физической культуры, у младших школьников дефицит двигательной активности составляет 40%. Доказано, что для компенсации естественной биологической потребности в движение должен быть неимение 2-часа. Поэтому с первых дней нужно научить первоклассника беречь и ценить время, строго соблюдать режим. Несоблюдение режима, неумение планомерно распределять время отрицательно сказываются на растущем и развивающемся организме: ребенка. Когда мы видим вялого, нервозного, недостаточно физически развитого ребенка, с плохой осанкой, то почти безошибочно можно сказать, что он мало бывает на воздухе, малоподвижен, поздно ложится спать, а значит, и недосыпает. Систематическое же недосыпание (сегодня — интересная телепередача, завтра — кино и компьютерные игрыт. п.), несвоевременный прием пищи, отсутствие занятий физическими упражнениями (на которые и времени-то не остается) отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на психоневрологическом статусе ребенка.
Твердый распорядок, предусматривающий все моменты двигательного режима, поможет детям так построить день, чтобы хватило времени и на уроки, и на помощь дома, и на игры, развлечения, и на занятия спортом. Единого, удобного для всех режима, естественно, нет и быть не может. Режим каждого ребенка может иметь те или иные особенности, которые определяются его индивидуальными склонностями, характером увлечений и занятий, всем укладом жизни семьи. Однако всякий режим должен строиться с учетом особенностей роста и развития ребенка, динамики его умственной работоспособности и, конечно, с учетом школьных и- внешкольных занятий.
Чтобы составить правильный распорядок дня, необходимо знать примерную продолжительность основных режимных моментов. Основываясь на научных исследованиях, рекомендациях лечебно-профилактических учреждений, практике школьной жизни, к этим моментам обычно относят: учебные занятия в школе (в зависимости от возраста ребенка и класса, в котором он учится, — от 3 до 6 час.), приготовление уроков дома (1—4 часа), внеклассные и внешкольные занятия (1—3 часа), пребывание на воздухе, игры, занятия спортом, прогулки, дорога в школу и обратно (2,5—3,5 часа), утренняя гигиеническая гимнастика,, закаливающие процедуры, прием пищи, туалет, помощь по дому (2—2,5 часа), сон (8,5— 11 час).
Слайд 10Основой основ любого режима, как мы уже говорили, должны быть движения,
позволяющие восполнять дефицит двигательной активности любыми возможными способами. Для этого используются самые различные виды физических упражнений.
Утренняя гигиеническая гимнастика; Проще всего для проведения утренней гигиенической гимнастики воспользоваться комплексами, взятые в интернете или записанные на телевидение. Эти комплексы методически обоснованы дифференцированы в зависимости от возраста, сопровождаются музыкой и полезными замечаниями по ходу выполнения. Можно, однако, и самим составить комплекс из 8—10 упражнений. В этом случае лучше проконсультироваться с учителем физической культуры. Важно, чтобы упражнения, подобранные в комплексе, последовательно воздействовали на основные 'мышечные группы и органы. Гимнастические комплексы рекомендуется периодически менять.
Перёд утренней гимнастикой необходимо проветрить комнату, открыть форточку. Еще лучше, если ребенок будет выполнять, упражнения на свежем воздухе. Начинают обычно с ходьбы или легкой пробежки, затем выполняются упражнения в потягивании с глубоким дыханием, наклоны вперед, назад, в стороны, подскоки, прыжки, бег. Завершается комплекс ходьбой с постепенным замедлением темпа и дыхательными упражнениями, позволяющими привести организм в относительно спокойное состояние. Каждое упражнение нужно. Повторять 8—12 раз. В первое время между упражнениями можно делать 10—15 секундные паузы, в дальнейшем — выполнять упражнения одно за другим. На первых порах не следует увлекаться количеством упражнений. В комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики целесообразно включать упражнения из домашних заданий по физической культуре. Во время гимнастики родители должны добиваться, чтобы ребенок выполнял упражнения четко, ритмично, без напряжения, следил за осанкой (положение плеч, головы, туловища) и дыханием (глубокое и ритмичное, вдох — носом, выдох — ртом). Гимнастику полезно завершать водными процедурами (обтирание, обливание или душ) и растиранием сухим полотенцем.
Утренняя гигиеническая гимнастика «зарядит» ребенка на весь день хорошим настроением, поможет быстро устранить вялость и сонливость. Очень важно и то, что утренняя гимнастика доступна всем и требует относительно мало времени.
Физкультминуты (физкультпаузы) проводятся на уроках в школе и дома во время приготовления домашних заданий, длительного чтения, рисования и т. п. Этот вид двигательной активности обеспечивает отдых ребенка, переключает его внимание с одного вида деятельности на другой, улучшает дыхание и кровообращение. Физкультминуты проводятся примерно через 45 мин. занятий (у младших школьников через 30— 35 мин.). Общая продолжительность их — не более 3 мин. Упражнения (3—4) подбираются с учетом характера предшествующих учебных занятий. После письменной работы — это упражнения для рук, энергичные сжимания и разжимания пальцев, потряхивание кистями и т. п.; после длительного сидения — приседания, потягивания с глубоким дыханием, повороты туловища. Дома выполняются те упражнения, которые разучили в классе.
Наибольшую долю в двигательном режиме учащихся следует отвести подвижным играм и самостоятельным занятиям физическими упражнениями. В подвижных играх на воздухе дети утоляют жажду движения, разряжают накопившуюся энергию. Игра учит их смелости, предприимчивости, помогает самоутвердиться, проявить себя, узнать товарищей, учит считаться с коллективом, действовать в его интересах.
Но если детей не научить правильно использовать это время, не организовать их, то двигательная активность зачастую бывает очень низкой. От родителей, особенно тех, у кого дети младшего школьного возраста, требуется не только общее наблюдение за самостоятельными играми, но и реальная помощь: они могут рассказать о тех играх, в которые играли сами, купить нужную книгу, наконец, принять активное участие в оборудовании спортивной площадки во, дворе, обеспечить детей спортивным инвентарем: мячами, скакалками, санками, лыжами, коньками.
Одна из целей самостоятельных занятий физическими упражнениями — получить элементарные спортивные навыки. Какие именно? Для самых маленьких это, в первую очередь, плавание, катание на санках, ходьба на лыжах, катание на коньках, умение ездить на велосипеде и т. п. Эти навыки, как правило, просты и доступны, лишь немногие при обучении им требуют специальных знаний. К тому же в последние годы выпущено много методической литературы.
Слайд 11Даже пешеходная прогулка, если ее разумно организовать, может быть отличным средством
физической культуры и способом повышения двигательной активности. Ходьба — прекрасное средство физической тренировки, доступное и оказывающее благотворное влияние на весь организм — на органы пищеварения, железы внутренней секреции, нервную систему, дыхание. Столь же благотворно действует на организм оздоровительный бег, завоевывающий все новых и новых поклонников. Но обязательно следует соблюдать разумные дозировки в нагрузках. Младшие школьники должны заниматься бегом , под наблюдением родителей, старшие могут тренироваться самостоятельно.
Прогулки за город, туристские походы вместе с детьми в воскресные дни будут не только приятным отдыхом, дарящим радость общения с природой, возможностью многому научить своих детей, но и значительной физической нагрузкой, тренировкой в овладении различными двигательными навыками. Прогулка позволяет, кроме того, в известной степени компенсировать недельный дефицит двигательной активности.
Утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминуты, подвижные и спортивные игры — те формы двигательного режима, которые могут организовать и проконтролировать родители. В течение учебного года время на физкультурные мероприятия в режиме дня распределяется примерно так, как указано в таблице.
В дни школьных каникул распорядок дня школьников должен быть построен так, чтобы они максимальное время находились на воздухе, занимались подвижными и спортивными играми.
Ежедневная гигиеническая гимнастика, спортивные игры, прогулки, туризм — это первые шаги к серьезным занятиям спортом, который занимает особое место в физическом воспитании детей и подростков. Приобщить ребенка к спорту, пусть на самом начальном уровне, необходимо, так как одних физических упражнений, если даже родители сумели привить своему ребенку привычку к систематическим занятиям, мало для его гармонического развития. А выйдет из него классный спортсмен или нет, покажет будущее. Прежде чем разрешить заниматься в какой-либо секции или спортивной школе, нужно определить, какой вид спорта больше подходит ребенку. Родители должны учесть индивидуальные особенности — конституциональные, физические, психические качества его характера, темпы развития. И непременно посоветоваться с участковым врачом и учителем физической культуры. Большое значение имеет также интерес ребенка к определенному виду спорта. Но, конечно, основной выбор за специалистами, тренерами при отборе в секции.
Если же ребенок посещает спортивную секцию - СДЮСШОР, родители должны проследить за соответствующими изменениями в его режиме дня. Опасения о перегрузке детей, занимающихся в спортивных секциях, необоснованны. Они хорошо вписываются в распорядок дня, не нарушая нормативов основных режимных моментов. Контроль за физическими нагрузками на тренировках и соревнованиях осуществляется медицинскими работниками. Родители должны проявлять интерес к спортивным занятиям детей, поощрять их первые победы. Эффективность занятий физической культурой в семье будет по-настоящему высокой лишь при последовательном, ежедневном их проведении без скидки на занятость, усталость и т. п. И конечно, все наставления родителей о пользе и значении утренней гимнастики, закаливания, занятий спортом останутся словами, если они сами не будут следовать им. Личный пример родителей лучше всяких наставлений. Именно от родителей, от того, насколько правильно, умело и настойчиво они возьмутся за дело, зависит физическое развитие и здоровье детей.
Слайд 12Значение обычной и спортивной разминки, физиологические механизмы
Слайд 13Одним из важных условий обеспечения эффективности выполнения физических упражнений (учебных, тренировочных,
соревновательных) является учет динамики функционального состояния организма учащихся, юных спортсменов в процессе занятий.
Учителю и тренеру важно хорошо представлять себе, какие изменения происходят при этом в различных органах и системах организма детей, что нужно, чтобы повысить их работоспособность и эффективность занятий.
Структурно учебные и тренировочные занятия обычно разделяют на три части: вводную (подготовительную), основную и заключительную. Особенно важны правильная организация и методически грамотное проведение вводной части, поскольку основные задачи, решаемые там,— постепенное подведение организма к мышечной нагрузке, физическая и психическая подготовка к ней, ускоряющие и облегчающие процесс врабатывания в основную работу,— во многом предопределяют эффективность всего последующего занятия. Высокие требования, внезапно предъявляемые к организму (большая физическая нагрузка, сложные физические упражнения), могут привести к срыву адаптации, ухудшению функционального состояние и даже физическим и психическим травмам.
Какие же задачи решаются в вводной части занятия? Это, прежде всего, педагогическая подготовка — создание благоприятной ситуации для решения педагогических задач. Следующая задача — психологическая настройка, обеспечение психической готовности к занятиям (тренировке). Не менее важна и функциональная настройка — усиление деятельности систем дыхания и кровообращения, повышение температуры тела и т. п. Большое значение имеет и двигательная настройка — вхождение в темп и режим специализированных двигательных актов, достижение оптимума двигательных реакций.
Весь комплекс физических упражнений, проводимых в вводной (подготовительной) части занятий с целью заблаговременной и всесторонней мобилизации функций организма, их подготовки к выполнению предстоящих упражнений, принято называть разминкой.
Не следует путать разминку с врабатыванием — функциональными изменениями, возникающими в организме в начальном периоде работы (например, при выполнении комплекса физических упражнений для развития основных физических качеств). Чем менее подготовлен организм, тем длительнее и напряженнее период врабатывания. Правильно организованная разминка облегчает процесс врабатывания и обеспечивает более высокую готовность к выполнению основной группы физических упражнений.
Слайд 14ОБЫЧНАЯ И СПОРТИВНАЯ РАЗМИНКА.
Обычная разминка состоит из общей и специальной частей.
Упражнения общей разминки должны оказывать разностороннее воздействие, в том числе создавать положительный эмоциональный настрой. Цель этих упражнений — повышение функций центральной нервной системы, усиление обмене веществ, активизация деятельности систем дыхания и кровообращения. В программу такой разминки обычно включают упражнения умеренной интенсивности с постепенно возрастающей мощностью: обще-развивающие и беговые, сочетающиеся с гимнастическими, а также с играми. Для этой части занятия подбирают преимущественно простые и знакомые упражнения.
Вводная масть уроков физической культуры в школе может быть ограничена общей разминкой. Однако реально она нередко завершается специальной разминкой с использованием упражнений, которые по своему характеру приближены к предстоящей основной деятельности.
При проведения разминки необходимо использовать нестандартное оборудование и инвентарь например: скакалки, теннисные мячи, гантели и даже детские самокаты. Все эти вещи продаются в спортивных магазинах или специализированных интернет магазинах. Например купить детский самокат можно тут velomot.com главное чтобы они были надёжными и долговечными.
Слайд 15ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ РАЗМИНКИ
Главное ее отличие от обычной разминки заключается в том,
что она слагается из трех частей.
В первой части спортивной разминки особое внимание уделяют подготовке к предстоящей работе суставов, связочного аппарата, сухожилий и мышц. С этой целью в комплекс включают упражнения умеренной интенсивности, последовательно вовлекающие в деятельность все основные суставы. Вначале используют упражнения динамического характера с возрастающей амплитудой, причем каждое упражнение повторяют 8—12 раз. Затем выполняют несколько упражнений статического характера, продолжительностью 5—8 сек. каждое. В целом на первую часть разминки отводят около 5 мин.
Во второй части спортивной разминки в течение 5—10 мин. хорошо использовать бег умеренной интенсивности. (При этом частота сердечных сокращений — ЧСС — повышается до 120— 160 уд/мин.)
Третья, специальная, часть включает упражнения, близкие по своей биомеханической структуре к упражнениям, выполняемым в основном разделе спортивной тренировки. Однако интенсивность таких упражнений и длительность пауз между ними должны соответствовать режиму умеренной мощности. Продолжительность этой части разминки — 15—20 мин.
При планировании спортивной тренировки иногда опускают первую часть, связанную с подготовкой опорно-двигательного аппарата, или из-за недооценки физиологической сущности и направленности этих компонентов разминки резко сокращают вторую часть. Это делает процесс разминки неполноценным. Поэтому более подробно остановимся на тех изменениях, которые происходят в организме при разминке и переход от покоя к рабочему состоянию происходит постепенно, строго индивидуально у каждого человека. Этот переход нервных процессов на новый уровень функционирования и обеспечивает разминка. В результате увеличивается подвижность нервных процессов, улучшаются восприятие и переработка информации, достигается большая координация регуляции всех звеньев двигательной и других систем, обеспечивающих оптимальную деятельность физиологических функций во время выполнения физических упражнений.
Слайд 16Под влиянием разминки происходит подготовка к предстоящей работе суставов, связок, сухожилий
и мышц. Подготовка суставов достигается за счет того, что во время выполнения соответствующих упражнений усиливается выделение в полость сустава синовиальной жидкости (так называемой смазки), уменьшающей трение суставных поверхностей и тем самым предохраняющей их от повреждений. В результате разминки повышается эластичность связок, сухожилий и мышц, улучшается гибкость суставов. Все это предотвращает травмы, разрывы, трещины и т. д. Вот почему в разминку, особенно спортивной направленности, важно включать эту часть.
При разминке, как правило, повышается температура тела, особенно рабочих мышц, и потому разминку иногда называют разогреванием. Повышение температуры способствует снижению вязкости мышц, что облегчает выполнение движений с большей амплитудой и более высокой скоростью сокращения и расслабления. Специальные исследования показали, что при повышении в результате разминки температуры тела на 2 °С скорость сокращения мышц может увеличиваться до 20 %.
Повышение температуры мышц способствует также активизации ферментов и увеличению скорости метаболических (обменных) процессов, что создает благоприятные условия для переноса кислорода, содержащегося в крови, тканям, способствует более быстрой и полной его утилизации.
Разминка мобилизует все звенья систем дыхания и кровообращения. Если же основная работа начинается без предварительной разминки, то некоторое время организм работает в условиях недостаточного кровообращения.
Под влиянием разминки раскрываются капилляры мышц, увеличивается их просвет, и кровоснабжение мышцы увеличивается в десятки раз. Стимулируя работу мышц, разминка улучшает кровообращение за счет того, что мышцы, выполняющие роль «мышечного насоса», облегчают возврат крови к сердцу.
При разминке происходит сжатие сосудов «депо крови» селезенки, печени, подкожной клетчатки. В результате этого увеличивается общий объем циркулирующей крови, что также улучшает кровоснабжение работающих органов, и в первую очередь мышц.
Слайд 17Одним из важнейших эффектов разминки является усиление работы сердца. Для повышения
эффективности работы сердца необходимо увеличение не только частоты сердечных сокращений, но и его ударного объема
(выброс крови за каждое сокращение), что приводит к увеличению минутного объема крови. Однако достигается это не сразу. Определенной инертностью обладают и функции кровообращения: достичь значительно больших, по сравнению с состоянием покоя, величин кровообращения организм может лишь через 3— 5 мин. разминки. Поэтому эту часть разминки не следует урезать до 1—2 мин.
Значительно интенсифицируются при разминке и функции дыхания: возрастает частота и объем дыхания, увеличивается сеть работающих в легких капилляров, тем самым обеспечивается большее потребление кислорода и лучшее выведение из организма продуктов обмена.
Разминка способствует повышению обмена веществ и оптимизации терморегуляции, что тоже очень важно, так как усиление обменных процессов приводит к повышению температуры тела, иногда чрезмерному. Одним из эффективных путей регуляции теплоотдачи и поддержания комфортной температуры тела является потоотделение. Поэтому разминку рекомендуется проводить «до пота», чтобы во время выполнения основной физической нагрузки механизмы терморегуляции включались быстрее.
Следует подчеркнуть, что роль разминки состоит не только в усилении готовности физиологических систем к работе, но и в повышении их взаимосвязи. Это необходимо для более эффективного выполнения двигательных действий различной сложности и интенсивности.
Слайд 18Организация специальной разминки
Слайд 19Ее характер определяется в зависимости от ряда факторов. В первую очередь
это вид предстоящей основной нагрузки. Длительность и интенсивность разминки определяются внешними условиями, физическим и эмоциональным состоянием занимающегося и т. п. Рекомендовать единую по характеру, продолжительности и интенсивности нагрузку для всех случаев нецелесообразно. Но важно,- например, знать, что для усиления дыхания и кровообращения необходимо не менее 3—5 мин., для налаживания терморегуляции — столько же. Поэтому рекомендуемая продолжительность разминки перед занятием на развитие общей выносливости — 3—5 мин. Такой же должна быть продолжительность и вводной части урока физической культуры. Начинается она обычно с ходьбы, переходящей в бег. Затем выполняют прыжки и обще-развивающие упражнения динамического характера, мобилизующие функции сердечно-сосудистой системы, дыхания и терморегуляции. Усиливается транспортная функция крови — перенос кислорода к работающим мышцам и тканям.
Если предстоит освоение или выполнение сложно координированных двигательных действий, то в вводную часть включают сходные упражнения.
В результате во время основной части урока повышается точность, координация движений, быстрота двигательных реакций разной сложности? Улучшается состояние психофизиологических функций, результативность выполнения циклических и ациклических упражнений. Однако разминка не всегда должна быть регламентирована этим временем. Так, если в ходе тренировки, например в секции тяжелой атлетики, нужно подготовить организм юноши к большим физическим напряжениям, разминка должна быть значительно продолжительнее. Спортивная практика свидетельствует, что длительность подобной разминки может достигать 20—30 мин.
К концу разминки ЧСС у школьников не должна превышать 140—160 уд/мин. За 1 мин. до начала основной тренировки или основной части урока у тренированных она может составлять 100—110 уд/мин., а у не занимающихся физическими упражнениями систематически — 110—115 уд/мин. Пауза после разминки также определяется ее содержанием, интенсивностью, продолжительностью, уровнем двигательной подготовленности и функциональным состоянием учащихся. Чаще всего этот интервал составляет 3—15 мин. В заключение еще раз подчеркнем, что знание физиологических закономерностей разминки необходимо учителю, тренеру для более эффективного построения учебного и тренировочного процесса, повышения результативности занятий, укрепления здоровья школьников, повышения их работоспособности. Неправильно организованная