Слайд 1
Использование инновационных технологий и интерактивных методов и подходов на
занятиях по физической культуре в детском саду
Подготовила инструктор по ФК:
Бритько Н.В.
Слайд 2«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем
у детей завтра»
(Джон Дьюи)
Слайд 3Инновация (от лат. in — в, novus — новый) означает нововведение,
новшество.
Слайд 4Актуальность
Инновационные технологии в ДО направлены на
создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Специалисты утверждают, что инновационные технологии в ДО внедрять не только можно, но и нужно. Однако следует учитывать, что к педагогическим технологиям, применяемым в образовательном процессе детей дошкольного возраста, предъявляется несколько строгих требований.
Слайд 5
Концептуальность, предполагающая, что воспитательный процесс должен
основываться на определенной научной концепции.
Системность – требование, предусматривающее, что технологиям необходимо обладать всеми признаками, характерными для системы. То есть они должны быть целостными, логичными, а составляющие их элементы – взаимосвязанными.
Управляемость – требование, под которым подразумевается, что педагогическому коллективу должна быть обеспечена возможность ставить перед собой определенные цели, планировать процесс обучения, по ходу работы корректировать те или иные моменты.
Воспроизводимость – требование, в соответствии с которым технология должна быть одинаково эффективна вне зависимости от личности педагога, применяющего ее на практике.
Современные образовательные технологии в ДО в обязательном порядке должны соответствовать всем вышеперечисленным пунктам.
Требования к педагогическим технологиям:
Слайд 6- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
-технология проектной деятельности;
-технология проблемного обучения (организация учебно-исследовательской
деятельности);
-технологии развивающего обучения;
-технология исследовательской деятельности;
-технологии мнемотехники;
- технология уровневой дифференциации;
- технологии, ориентированные на каждую отдельную личность (личностно-ориентированные);
- так называемые игровые технологии;
- технологии интегративного обучения.
Виды технологий:
Слайд 7
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех
факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Слайд 8
Здоровьесберегающие технологии в ДО
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Технологии обучения здоровому образу
жизни
Коррекционные технологии
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада, воспитание валеологической культуры, т.е. осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Слайд 9 Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Игровой стретчинг – это система специально подобранных упражнений на растяжку мышц, проводимая в игровой форме. Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят 8-9 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают разных животных и выполняют упражнения в сопровождении определенных музыкальных произведений.
Релаксация –– это снижение тонуса скелетной мускулатуры, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Слайд 10 Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Гимнастика для глаз –по 3-5 мин. в любое время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Слайд 11 Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Технология
использования подвижных и спортивных игр
Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Используются элементы древнегимнастических движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу.
Слайд 12 Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Оздоровительный
бег отлично действует на верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, сердце легкие, вызывает активное потоотделение.
Оздоровительный бег вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более сильным нагрузкам.
Фитбол- гимнастика –это коррекционная, реабилитационная, современная технология способствующая развитию координации движений, активизации дыхательной системы, правильной осанки.
Слайд 13 Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Степаэробика
–ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ-платформе. Развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет мышечную систему, улучшает гибкость, пластику, восстанавливает тонус тела, нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы и т.д.
Детский пилатес – специально составленная программа на основе базовых упражнений Pilates, адаптированных к детям различного возраста, великолепное решение для физической нагрузки, способной разрешить не только проблемы, касающиеся опорно-двигательного аппарата, но и предупредить их возникновение.
Слайд 14 Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Пальчиковая
гимнастика –Развитие мелкой моторики, которое положительно влияет на интеллектуальное и речевое развитие детей, улучшает воображение, служит интересным элементом разнообразия в занятии. Можно добавлять элементы пальчиковой гимнастики в привычные упражнения, например, выполнять их при ходьбе. Также, выполняя пальчиковую гимнастику, можно заучивать с детьми интересные стишки.
Использование тренажеров
Цель: Формирование у детей интереса к занятиям спортом, к здоровому образу жизни, расширение кругозора, формирование навыков пользования спортивными тренажерами, элемент разнообразия на занятиях физической культурой.
Слайд 15 Технологии обучения здоровому образу жизни
Самомассаж - это
массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.
Взаимомассаж
Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, «День здоровья» и т.д.).
Слайд 16 Технологии обучения здоровому образу жизни
Коммуникативные игры –совместная
деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества. Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития. Делятся на парные и групповые. Парные способствуют «расширению» открытости по отношению к партнеру – умению чувствовать и принимать его. Групповые – дают навыки взаимодействия в коллективе детям малообщительным, замкнутым, зависимым, тем, у кого занижена самооценка, нарушено поведение, кто страдает страхами.
Слайд 17 Коррекционные технологии
Психогимнастика. Психогимнастические упражнения объединяют различные психические функции
– то есть сводят в единое целое мышление, эмоции и движения и помогают ребенку научиться сознательно ими управлять. Используется в виде активных ролевых игр.
Технологии музыкального воздействия используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Слайд 18 ИКТ (информационно-коммуникативные технологии)
Слайд 19 ИКТ (информационно-коммуникативные технологии)
Активно используются в воспитательно-
образовательной работе дошкольной
организации. Такие занятия позволяют
интегрировать аудиовизуальную
информацию, представленную в различной
форме (видеофильм, анимация, слайды,
музыка), активизируют внимание детей
благодаря возможности демонстрации
явлений и объектов в динамике.
Слайд 20Соблюдение санитарно – гигиенических норм при использовании ИКТ на занятиях
Продолжительность использования
ИКТ по требованиям СанПиНа:
- для детей 3-4 лет – не более 3-5 минут
- для детей 4-5 лет – не более 5-7 минут
- для детей 5-6 лет – не более 10 минут
- для детей 6-7 лет – не более 15 минут
Мультимедийный экран должен быть расположен не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от детей.
Слайд 21Использование проектора в ОУД приводит к целому ряду позитивных результатов:
обогащает дошкольников
знаниями в их образной целостности и эмоциональной окрашенности
психологически облегчает процесс усвоения материала воспитанниками
расширяет общий кругозор детей
возбуждает живой интерес к предмету познания
возрастает уровень использования наглядности в воспитательно-образовательном процессе
Слайд 22 Технология проектной деятельности
Этот метод актуален и очень эффективен,
т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Он дает возможность педагогу сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении проблемных задач. Дети совместно с родителями выполняли свои мини-проекты по сбору информации на разную тематику:
-Спортивные игры с мячом;
-Подвижные игры с мячом.
-Как мы играем дома с мячом.
-Проект «Мы за здоровый образ жизни»
-Проект «Правила дорожного движения выполняй и здоровье сохраняй» и т.д.
-День игры или Фестиваль подвижных игр.
Родители активно включаются в проектную деятельность, предлагают свою помощь, учувствуют во всех запланированных мероприятиях (походы в лес, на каток, экскурсии, конференции и др.)
Слайд 23 Проблемное обучение
Технология проектирования тесно взаимодействует с проблемным обучением.
Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности педагога и детей. На физкультурной деятельности ставим вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.
Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Слайд 24 Технологии развивающего обучения
вполне применимы и в физическом
развитии. Например, технология индивидуального подхода к воспитанию и развитию детей предусматривает право ребенка на свободу выбора деятельности (спортивного снаряда, основных видов упражнений, спортивных игр и т.д.) – день выбора. Он может проводиться в конце каждого квартала и поможет определить не только способности детей, но и их склонности.
Это может быть работа по индивидуальным образовательным маршрутам (с использованием индивидуальных карточек).
Слайд 25 Технология исследовательской деятельности
Например, «Путешествие по карте», где
могут закрепляться знания о сторонах света, рельефе местности, природных ландшафтах и их обитателях, о частях света; или «Путешествие по «реке времени»», где могут найти отражение знания о прошлом и настоящем человечества, истории жилища и благоустройства и т.д.; а результаты опытов закрепляться при организации игровых упражнений, дыхательной гимнастики.
Экспериментально-познавательная деятельность при проведении ОУД по физической культуре может заключаться в исследовании качеств и свойств предметов: мяч - резиновый, упругий, хорошо отскакивает, модули бывают разного качества – мягкие поролоновые, твердые пластиковые;
- познакомить детей со светом – отражение света зеркалом (игра с «солнечным зайчиком»), с уникальным природным явлением – радугой (разложение белого света на составляющие цвета);
- с разнообразными видами движения человека и животных; воздушным, водным, земным пространством;
- с моделью Солнечной системы, местом планеты Земля в ней и т.д.
Слайд 26 Технология исследовательской деятельности
Или, воспитатель с детьми проводит
исследовательскую деятельность на тему «Декоративные животные», в результате которой делались выводы о том, кто что ест. Инструктор ФК проводит игру на закрепление «Накорми животных».
Слайд 27 Использование технологии мнемотехники (модели знакомых игр, схемы, графические
изображения и др.)
в образовательном процессе облегчает запоминание у детей и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Они используются при организации совместной и самостоятельной деятельности. Так, например, использование схем-карточек при проведении ОУД по физической культуре; использование плана-схемы расстановки спортивных снарядов.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать картинки-подсказки, на которых изображены животные, выполняющие какие-либо движения. Например, на отрезке «ходьба на носках» показана лиса, на отрезке «прыжки» - заяц, на отрезке «бег» - лошадка. Дети заранее ознакомлены с персонажами – животными, знают какой вид движения надо выполнять и могут самостоятельно выполнять упражнения согласно разметке.
Слайд 28 Использование технологии мнемотехники (модели знакомых игр, схемы, графические
изображения и др.)
Для детей старшего дошкольного возраста на индивидуальных карточках-схемах символически изображается вид упражнения, количество повторений записывается кружками и цифрой. Темп указывается цветом: красный – быстро, синий – в среднем темпе, зеленый – медленно. Соединяя карточки дети составляют варианты игр-эстафет, самостоятельно расставляют пособия для ее проведения. Благодаря умению детей пользоваться карточками, умению «читать» их, ориентироваться по ним, очень легко организовать физкультурные досуги: «Найди клад», «Прогулка по лесу», «Спасти Елену Прекрасную», «Форд-Боярд». К детям выходит персонаж, ставит перед ними задачу, раздает карты. Дети группами по 5-6 человек выполняют задания, изображенные на карточке; в процессе игры они находят сюрпризы, набирают очки, отгадывают загадки и справляются с заданием: находят клад, побеждают Кащея и т.д. В результате развивается инициатива у каждого ребенка, желание как можно лучше выполнить задание, а самостоятельная двигательная активность является критерием степени овладения двигательными умениями и навыками.
Слайд 29 Технология уровневой дифференциации
Используется в работе с целью
создания условий для личностного развития дошкольника, независимо от индивидуальных способностей и особенностей. Найти оптимальный уровень физической активности для каждого обучающегося.
На каждом занятии физической культуры или разной деятельности применяются элементы технологии уровневой дифференциации:
По гендерному признаку - дается задание с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и познавательного интереса; Например: ОРУ ленточки – для девочек, гантели – для мальчиков.
По здоровью и по уровню развития, обучающие распределяются на медицинские группы с учетом состояния здоровья, что учитывается в организации занятия.
Слайд 30Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей
системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
новое движение.
Слайд 31Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Технологии свободного воспитания делают акцент на
предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. (После вводной части дети делятся на две подгруппы. Одна подгруппа с педагогом закрепляет полученные представления о новом движении, повторяя его несколько раз, а другая подгруппа совершенствует хорошо знакомые движения. Затем подгруппы меняются местами. Важное указание: на подгруппы дети должны разделиться сами, инструктору в этот процесс вмешиваться не стоит. Чтобы подгруппы были равны по количеству, можно использовать флажки разного цвета. По выбору детей можно судить об их реакции на новое движение и соответственно принять правильное педагогическое решение. Обычно на выбор детей влияет неуверенность в своих возможностях, когда упражнение кажется им трудным. Тогда они не спешат взять красный флажок. Дети, уверенные в своих возможностях (а иногда и излишне самоуверенные), сразу выбирают новое движение.)
Слайд 32Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного
образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, праздники, развлечения).
Достижение данной цели предполагается посредством решения следующих задач:
- Формированием у детей способов работы в паре, в малой группе. (На физкультурных занятиях по картам-схемам (разработана картотека) дети выполняют упражнения в группах, ситуации «Научи друга»).
- Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки. (Работав по подгруппам дети анализируют себя и своих сверстников).
Слайд 33Игровая технология
строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и
объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем с целью повышения эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой.
Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Игровая деятельность на занятиях дает возможность повысить у воспитанников интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Например, организация ОУД в форме сюжетно-ролевых музыкально-ритмических игр («Сказочный театр физической культуры») или интересных и разнообразных образно-игровых, сюжетно-игровых, предметно - образных поможет с большим успехом решить задачи физического и умственного развития.
Слайд 34Игровая технология
Социо-игровая технология – это эффективный метод повышения воспитательного потенциала занятия,
который способствует непринуждённо в игровой форме привлечь ребенка к получению знаний при помощи общения со взрослым, как равноценным партнером по игре; умение ребенка делиться своими знаниями со сверстниками, не бояться ошибок.
Социо-игровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, общаются в деловой обстановке.
По содержанию игры делятся на сюжетные и бессюжетные; игры с пением, хороводные игры, игры с музыкальным сопровождением; спортивные игры и игровые упражнения («сбей кеглю», например); игры с элементами соревнований. Спортивные упражнения также могут включаться в содержание подвижных игр.
Слайд 36Технологии интегративного обучения
Интегрированные занятия отличаются от традиционных использованием
межпредметных связей, предусматривающих лишь
эпизодическое включение материала других предметов.
Интегрирование – соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития.
Слайд 37Интерактивные технологии
Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при
которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.
Данные методы применяются, начиная с дошкольного образования. Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
II младшая группа – работа в парах, хоровод;
средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.
Слайд 38Интерактивные технологии
«Работа в парах»
Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в
пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.
Слайд 39Интерактивные технологии
«Хоровод»
На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить
задание по очереди не могут. Педагог с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.
Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.
Слайд 40Интерактивные технологии
«Цепочка»
Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста
умения работать в команде.
Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.
Слайд 41Интерактивные технологии
«Карусель»
Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно
ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу. Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это
стимулирует общение между детьми.
Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.
Слайд 42Интерактивные технологии
«Интервью»
На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется
интерактивная технология «Интервью».
Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-
ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
Слайд 43Интерактивные технологии
«Работа в малых группах» (тройках)
Применение технологии групповой работы «в тройках»
дает возможность трудиться на занятии всем детям.
Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.
Слайд 44Интерактивные технологии
«Большой круг»
Технология «Большой круг» - это
технология, которая позволяет
каждому
ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и
решать поставленную задачу.
Слайд 45Интерактивные технологии
«Дерево знаний»
Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется технология
«Дерево знаний».
Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево.
Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.