Слайд 1Исследовательская работа
АНАЛИЗ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
В МАКРОЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение
«Мошъюгская основная общеобразовательная школа»
Филиппов Иван Иванович, учитель физкультуры МБОУ «Мошъюгская ООШ»
Мошъюга 2016
Слайд 2ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ. Об уровне подготовленности лыжника-гонщика
принято судить прежде всего по спортивным результатам. Однако в лыжных гонках при оценке уровня достижений (результатов) необходимо учитывать ряд переменных факторов: рельеф местности и условия скольжения, масштаб соревнований и состав участников и др.
Слайд 3Высокий результат в лыжных гонках не может служить объективным критерием подготовленности.
Так же и победа даже со значительным отрывом от остальных гонщиков на соревнованиях небольшого масштаба над соперниками недостаточной квалификации еще не говорит о высоком уровне подготовленности. И наоборот, небольшой проигрыш сильнейшим лыжникам-гонщикам по времени, даже при весьма низком занятом месте (но при хорошей плотности результатов), указывает на достаточно высокий уровень подготовленности.
Слайд 4Поэтому только комплексная оценка дает объективное представление об уровне подготовленности в
лыжных гонках. Здесь следует учитывать: результаты различных по масштабу и составу участников соревнований, победы над известными спортсменами, данные врачебного, педагогического контроля и самоконтроля лыжника, уровень технической подготовки и психологической устойчивости и др.
Слайд 5При оценке подготовленности лыжника-гонщика необходимо учитывать и его индивидуальные особенности, положительные
сдвиги в отдельных компонентах нагрузки, темп прироста результатов и показателей контрольных испытаний, а также имеющиеся недостатки (например, в развитии силы отдельных мышечных групп, пробелы в технической подготовке). Повышение уровня подготовленности лыжника-гонщика - процесс многолетний.
Слайд 6Под физической работоспособностью принято понимать такое количество механической работы, которую спортсмен способен выполнять
длительно и с достаточно высокой интенсивностью.
Для определения физиологической реакции на физические нагрузки, т.е. при оценке физической работоспособности спортсменов широко применяется степ-тест.
Слайд 7Цель исследования - определить динамику физической работоспособности лыжников-гонщиков в различные периоды
макроцикла подготовки.
Задачи:
1. Изучить методы определения уровня физической работоспособности.
2. Определить уровень физической работоспособности лыжников-гонщиков на каждом этапе.
3. Оценить динамику физической работоспособности лыжников-гонщиков.
Слайд 8ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
Лыжные гонки - циклический вид спорта,
т.к. соревнования возможны только зимой - существует четкая периодизация в подготовке лыжников.
Построение цикличности обычно начинают с больших циклов, определяя годичную периодизацию тренировки. Периодизация тренировки в лыжных гонках основывается на общих закономерностях развития тренированности и становления спортивной формы. В связи с сезонностью занятий лыжными гонками периодизация связана с временами года, календарем соревнований.
Слайд 9Эффективность тренировочного процесса повышается при правильном чередовании малых, средних и больших
нагрузок в микро, мезо- и макроциклах.
С увеличением тренировочных нагрузок возрастает роль педагогического контроля за переносимостью их, а также оценки эффективности и целесообразности увеличения нагрузок. Систематический сравнительный анализ данных о скорости передвижения и ЧСС во время занятий позволяет судить о работоспособности спортсменов на всех этапах и корректировать тренировочную программу.
Слайд 10Деление годичной подготовки на макроциклы обусловливает определенную последовательность решения главной задачи
— достижение наивысших результатов в основных соревнованиях зимнего сезона.
В первом макроцикле подготовительный период длится четыре месяца (май — август), а соревновательный (сентябрь) — не более месяца. Подготовительный период первого макроцикла делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный.
Слайд 11Второй макроцикл начинается с октября и заканчивается апрелем. Также, как и
первый макроцикл, он делится на подготовительный и соревновательный периоды.
Подготовительный период делится на этапы специальной подготовки в бесснежное время и на снегу.
Этап специальной подготовки в бесснежное время длится примерно до 20 октября. В это время с помощью средств специальной подготовки при сниженных объеме и интенсивности нагрузок восстанавливается и поддерживается уровень тренированности спортсменов.
Этап специальной подготовки на снегу начинается втягивающим мезоциклом (первые 10 дней тренировок на снегу во время «вкатывания»).
Базовый мезоцикл продолжается примерно до 25 ноября. В это время лыжники выполняют наибольший объем циклической работы (главным образом ходьба на лыжах с невысокой интенсивностью).
Слайд 12В конце ноября с началом официальных соревнований начинается развивающий мезоцикл.
Этот
мезоцикл включает также январь — первый месяц соревновательного периода.
Соревновательный период (январь — апрель) следует разделить на два этапа: предварительных (январь) и основных соревнований (февраль-апрель). На этом этапе необходимо подвести гонщиков к наивысшей спортивной форме непосредственно к главным соревнованиям и поддерживать ее до окончания основных соревнований. Заканчивается этап основных соревнований, а вместе с ним и второй макроцикл подготовки восстанавливающим мезоциклом во второй половине апреля.
Слайд 13ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
Определение уровня физической
работоспособности у человека осуществляется путем применения тестов с максимальными и субмаксимальными мощностями физических нагрузок.
В тестах с максимальными мощностями физических нагрузокиспытуемый выполняет работу с прогрессивным увеличением ее мощности до истощения (до отказа). К числу таких проб относят тест Новакки и др.
Тесты с субмаксимальной мощностью нагрузок осуществляются с регистрацией физиологических показателей во время работы или после ее окончания. К их числу относятся хорошо известные пробы С. П. Летунова, Гарвардский степ-тест, тест Мастера и др.
Слайд 14Методика проведения Гарвардского степ-теста
Физическая нагрузка задается в виде восхождений на ступеньку.
Высота ступеньки и время выполнения теста зависят от пола, возраста и физического развития испытуемого. Испытуемому предлагается на протяжении 5 мин совершать восхождение на ступеньку с частотой 30 раз в 1 мин. Каждое восхождение и спуск складываются из четырех двигательных компонентов:
1. — испытуемый встает на ступеньку одной ногой;
2. — испытуемый встает на ступеньку двумя ногами, принимая строго вертикальное положение;
3. — испытуемый ставит назад на пол ногу, с которой начал восхождение;
4. — испытуемый опускает на пол другую ногу.
Слайд 15Таблица 1. Высота ступеньки и время восхождений при проведении Гарвардского степ-теста
(Карпман В.Л., Белоцерковский 3.Б., Гудков И.А., 2005)
Слайд 16После окончания физической нагрузки испытуемый отдыхает сидя. Начиная со 2-й минуты,
у него 3 раза по 30-секундным отрезкам времени подсчитывается ЧСС: с 60-й до 90-й, со 120-й до 150-й и со 180-й до 210-й секунды восстановительного периода. Значения этих трех подсчетов суммируются и умножаются на 2 (перевод из уд/ЗОс в уд/мин). Результаты тестирования выражаются в условных единицах в виде индекса гарвардского степ-теста (ИГСТ), величина которого рассчитывается из уравнения:
ИГСТ=t*100/[(ЧСС1+ЧСС2+ЧСС3)*2],
где ЧСС1, ЧСС2 и ЧСС3 - пульс за первые 30 сек на 2, 3, 4 минуте восстановления, t - время восхождения в сек.
Слайд 17Таблица 2. Оценка результатов Гарвардского степ-теста (Карпман В.Л., Белоцерковский 3.Б., Гудков
И.А., 2005)
Слайд 18ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ.
Исследование проводилось с октября 2015
года по март 2016 года на базе МБОУ ДОД «Ижемская детско-юношеская спортивная школа». В исследовании приняли участие на добровольной основе 5 девочек в возрасте 14-15 лет, имеющие квалификацию 2-3 спортивного разряда. Физическая работоспособность юных спортсменок оценивалась по результатам Гарвардского степ-теста. Степ-тест применялся по общепринятой методике.
Слайд 19Цель работы: определить физическую работоспособность с помощью ИГСТ.
Оборудование: секундомер, скамья для степ-теста, метроном,
тонометр.
Ход работы: в состоянии покоя у испытуемых регистрировалась частота сердечных сокращений (ЧСС) за 30 секунд и артериальное давление (АД). Высота ступени и время восхождения подбирались, руководствуясь данными таблицы 3.
Таблица 3. Параметры выполнения работы при вычислении ИГСТ:
Слайд 20Тест заключался в повторных подъемах на ступеньку 40 см и спусках
с них в течение 4 мин. Частота восхождения - 30 подъемов в 1 минуту под удары метронома. Подъем на ступеньки и опускание на пол производилось с одной и той же ноги на ступеньке, положение на ступеньке вертикальное с выпрямленными ногами. После нагрузки подсчитывалась ЧСС сидя за первые 30 секунд на 2, 3, 4 минуте восстановления. ИГСТ рассчитывается по следующей формуле:
ИГСТ=t*100/[(ЧСС1+ЧСС2+ЧСС3)*2]
где ЧСС1, ЧСС2 и ЧСС3 - пульс за первые 30 сек на 2, 3, 4 минуте восстановления, t - время восхождения в сек (240).
Тест проводился в конце каждого микроцикла подготовки после одного дня отдыха. Результаты сдачи Гарвардского степ-теста (ИГСТ) представлены в таблицах 4-12. Из представленных данных видно, что отмечается прирост показателей физической работоспособности юных лыжников в течение макроцикла подготовки.
Слайд 21В таблице 13 расчитаны средние показатели физической работоспособности (ИГСТ) юных лыжников
в подготовительном и соревновательном периодах. В соревновательном периоде, в отличие от переходного и подготовительного периодов, выявлены более низкие показатели частоты сердечных сокращений во время восстановления после дозированной физической нагрузки.
Таблица 13. Средние показатели физической работоспособности (ИГСТ) юных лыжников в подготовительном и соревновательном периодах:
Слайд 22Динамика изменения физической работоспособности в макроцикле подготовки, представленная в таблице 14,
хотя и имеет индивидуальные отличия, но подчиняется тенденции к повышению после каждого микроцикла подготовки.
Таблица 14. Динамика изменения работоспособности спортсменок в макроцикле:
Слайд 23Общая динамика ИГСТ по группе демонстрировала уверенный рост, но темпы индивидуального
прироста, как и на каждом этапе, так и в целом различались и отражали индивидуальные особенности спортсменов.
Исходя из графика, у Вокуевой Кристины и Купцовой Алены наблюдается большой прирост работоспособности в подготовительный период и сниженный темп прироста в соревновательный период. У Каневой Наталии значительный прирост наблюдается в подготовительном периоде в течение двух микроциклов подготовки после начала исследования, далее в конце подготовительного и в соревновательном периоде идет медленный рост работоспособности. У Каневой Дарины и Каневой Дианы наоборот наблюдается небольшой прирост работоспособности в подготовительном периоде и значительный - в соревновательном периоде.
Рисунок 1. Динамика изменения ИГСТ юных лыжников в макроцикле.
Слайд 24Таблица 15. Динамика прироста ИГСТ на каждом этапе исследования.
Слайд 25Рисунок 2. Прирост индивидуального ИГСТ на каждом этапе исследования.
Средний прирост ИГСТ
по группе за рассматриваемый период составил 11,58 усл. ед., что отражает значимый прирост работоспособности спортсменов. Вместе с тем индивидуальная динамика прироста работоспособности имела существенные различия, которые характеризовались большим приростом в подготовительный период и сниженным темпом в соревновательный период у одних спортсменов. Также наблюдалась противоположная картина у других спортсменов, что может говорить о переходе в спортивную «форму» в соревновательном периоде.
Слайд 26ВЫВОДЫ
1. В практике спорта определяют уровень физической работоспособности по тестам, таким
как тест Новаки, пробы С. П. Летунова, Гарвардский степ-тест, тест Мастера и др.
2. Степ-тест проводился в конце каждого микроцикла подготовки после одного дня отдыха.
3. Общая динамика ИГСТ по группе демонстрировала уверенный рост, но темпы индивидуального прироста, как и на каждом этапе, так и в целом различались и отражали индивидуальные особенности спортсменов.