Слайд 1Алексей Константинович Толстой.
(1817 – 1875).
Слайд 2Баловень судьбы, которому с детства даны талант, любовь ближних, знатность и
богатство.
Отец – потомок знатного рода Толстых. Мать – дочь основателя Царскосельского лицея. Дядя – Алексей Алексеевич перовский (литерат. Псевдоним Антоний Погорельский), автор знаменитой сказки «Черная курица, или Подземные жители».Ее он написал специально для племянника.
Слайд 3
С 6 лет пишет стихи. Дядя демонстрирует их Жуковскому и даже
Пушкину, которые высоко оценили первый опыт подростка. Мудрый дядя, чтобы мальчик не заболел «звездной болезнью», сделал так, чтобы одно из стихотворений напечатали в журнале в сопровождении строгого критического роазбора. Это надолго отбило охоту у Толстого к быстрому успеху и поспешным публикациям.
Слайд 4В 18 лет окончил словесный факультет МГУ. Начал служить и вести
светскую жизнь. Друзья, увлечения, озорство объединяло молодых людей. Двоюродные братья Жемчужниковы ( три брата) были талантливы и остроумны. Они вместе с Толстым стали создателями премудрого Козьмы Пруткова. Это коллективный псевдоним, под которым в журналах «Современник», «Искра»и др. выступали эти поэты. Они высмеивали с помощью сатирических стихов, афоризмов умственный застой общества, политическую «благонамеренность», многих псевдолитераторов.
Слайд 5Официальная служба становилась в тягость. Тянуло к творчеству. Толстой добился отставки
в 1861 году. Началось напряженное и продуктивное творчество.
1862 год –драм. Поэма «Дон Жуан».
1863 год – роман «Князь Серебряный».
1866-1870 годы – историческая трилогия – трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис».
1867 год – первое собрание стихотворений.
Слайд 6В последнее десятилетие жизни создавались баллады, политические сатиры, поэмы, лирические стихи.
Творчество
Толстого проникнуто интересом к национальной старине, протестом против политической тирании, любовью к природе родного края.
Особое значение придавал созданию своеобразных и ярких характеров исторических лиц.
Слайд 7Баллада «Василий Шибанов».
Самостоятельное чтение баллады.
Слайд 8Вопросы по содержанию баллады.
Тема баллады?
Какие исторические лица упоминаются в тексте произведения?
К
какому периоду русской истории относится действие баллады?
Какие нравственные и философские вопросы поднимает Толстой в балладе?
Нарисуйте образ Курбского. Используйте текст. (…от царского гнева бежал… дороден был князь…опальный сидит воевода… дивится литовский народ и т.п.)
Слайд 9Почему произведение названо не Иоанн Грозный не Курбский, а именем стремянного?
Как
Шибанов доказывал свою «рабскую верность» господину?
Какое послание отправил Курбский царю?
Отдавал себе отчет Курбский, что посылает на верную смерть человека, так преданного ему ?
Чем подчеркивается отношение к Шибанову не как к верному товарищу, а как к средству , с помощью которого можно удовлетворить жажду мести, «укусить» царя , хоть и издалека?
Как вы думаете, достойно ли поведение Курбского, который не смог сказать в лицо царю все, что он о нем думает?
Слайд 10-Каким мы увидели царя Ивана Грозного?
-Как называет Шибанова Иоанн?
-Какую оценку поступку
Шибанова дает царь?
-Почему Шибанов подвергался долгим пыткам?
-Какой ответ слышали палачи от Шибанова?
-Какие слова шепчет Шибанов перед смертью, когда «язык мой немеет и взор мой угас»?
-Почему в молитвах стремянный просил не наказать Курбского за предательство, а просил простить его?
-Почему он молился за государя, пославшего его на мученическую смерть?
-Найдите завязку, кульминацию, развязку баллады.
Слайд 11Домашнее задание.
С. 266. вопросы №3, 4, 7, 8.
Прочитать «Князь Серебряный»:
вступительную статью,
главу 8.