Презентация, доклад по русскому языку на тему Части речи

Содержание

ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?Учащимся школ, на эти вопросыответит ГЛАГОЛ. глагол

Слайд 1Презентация подготовлена учителем домашнего обучения ГБС(К)ОУ школы-интерната VIII вида Апариной Людмилой

Анатольевной.

Дидактический материал для уроков русского языка по теме : «Части речи».

Презентация подготовлена учителем домашнего обучения ГБС(К)ОУ школы-интерната VIII вида Апариной Людмилой Анатольевной.Дидактический материал для уроков русского языка

Слайд 2
ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
Учащимся школ, на эти вопросы
ответит ГЛАГОЛ.

глагол
ЧТО ДЕЛАТЬ?   ЧТО СДЕЛАТЬ?Учащимся школ, на эти вопросыответит ГЛАГОЛ.     глагол

Слайд 3Мяукает, прыгает, крадётся кто?
Прыгает, летает, клюёт, чирикает кто?
Воет, дует, гудит что?
Учится,

читает, пишет, считает кто?
Лает, кусается, грызёт кто?
Мычит, жуёт, пасётся кто?

Угадай слово.

Мяукает, прыгает, крадётся кто?Прыгает, летает, клюёт, чирикает кто?Воет, дует, гудит что?Учится, читает, пишет, считает кто?Лает, кусается, грызёт

Слайд 4Отгадайте загадки, вставив пропущенные слова.
Загадки.
Летом по лесу _______
Зимой в берлоге ______
В

траве ________,
Хвостом _______,
Хвост _________ ,
Другой ________,

Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нём,
Там ______ и _______,
___________ и ______ .

Через океан ______ великан
И __________ воды фонтан.

плывёт,
выпускает

гуляет,
отдыхает

пишут,
считают,
рисуют,
читают

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК

мелькает,
виляет
оторвёт,
наживёт

Отгадайте загадки, вставив пропущенные слова.Загадки.Летом по лесу _______Зимой в берлоге ______В траве ________,Хвостом _______,Хвост _________ ,Другой ________,Стоит

Слайд 5Собери мячи в две корзинки. В одну со словами, отвечающими на

вопрос ЧТО?, а в другую – остальные. На какой вопрос они отвечают? Найди пары слов.

Собери мячи.

ЧТО?

?

письмо

кормушка

возить

рисовать

воз

писать

летать

рисунок

кормить

лётчик

коса

косить

Собери мячи в две корзинки. В одну со словами, отвечающими на вопрос ЧТО?, а в другую –

Слайд 6Распределите слова.
На свои места.
испечёт
заготовит
ест
запряжёт
облупит
живёт
спит
пляшет
работает
закупит
вспашет
затопит
Что делает?
Что сделает?

Распределите слова.На свои места.испечётзаготовитестзапряжётоблупитживётспитпляшетработаетзакупитвспашетзатопитЧто делает?Что сделает?

Слайд 7Прочитайте, заканчивая предложения глаголами, противоположными по значению.

1.Противники нападали на ворота, а

вратарь их надёжно __________.
2.Мачеха свою дочь хвалит, а падчерицу ___________.
3.Звёзды вспыхнули на мгновение и ___________.
4.Детям разрешили играть на улице, но выбегать на дорогу ___________.

Подбери слова.

Прочитайте, заканчивая предложения глаголами, противоположными по значению.1.Противники нападали на ворота, а вратарь их надёжно __________.2.Мачеха свою дочь

Слайд 8Вставьте пропущенные буквы, пользуясь подсказкой.

Как прочитать?
весел_т
нос_т
холод_т
жив_т
ед.ч.
ед.ч.
ед.ч.
ед.ч.
ед.ч.
ед.ч.
ед.ч.
ед.ч.
ед.ч.
ед.ч.
ед.ч.
ед.ч.
мн.ч.
мн.ч.
мн.ч.
мн.ч.
мн.ч.
мн.ч.
мн.ч.
мн.ч.
мн.ч.
мн.ч.
мн.ч.
мн.ч.
пита_т
приста_т
стро_т
по_т
ро_т
вел_т
согрева_т
говор_т

Вставьте пропущенные буквы, пользуясь подсказкой.Как прочитать?весел_тнос_тхолод_тжив_тед.ч.ед.ч.ед.ч.ед.ч.ед.ч.ед.ч.ед.ч.ед.ч.ед.ч.ед.ч.ед.ч.ед.ч.мн.ч.мн.ч.мн.ч.мн.ч.мн.ч.мн.ч.мн.ч.мн.ч.мн.ч.мн.ч.мн.ч.мн.ч.пита_тприста_тстро_тпо_тро_твел_тсогрева_тговор_т

Слайд 9Выделенные слова замените глаголами настоящего времени.
По небу плыть тёмные снежные тучи.

Не переставая идти мокрый густой снег. Мы медленно брести по лесу. Я с трудом передвигать ноги. Товарищ подбадривать меня.

Прочитай правильно.

Выделенные слова замените глаголами настоящего времени.По небу плыть тёмные снежные тучи. Не переставая идти мокрый густой снег.

Слайд 10
Прочитайте, правильно «расселяя» частицу не.

Без правды __ живут, а только

маются.
Правда в огне __ не горит и в воде __ тонет.
__ правдою свет пройдёшь, да назад __ воротишься.

Пословицы.

Прочитайте, правильно «расселяя» частицу не.Без правды  __ живут, а только маются.Правда в огне __ не горит

Слайд 11В «пустые» окна вставь нужные глаголы.
Мальчик

с земли упавшее яблоко.
Мать детей обедать.
На дом учитель несколько задач.
Девочка подруге интересную книжку.
Малышка хорошо всю ночь.

Глаголы какого времени вы вставили?

Сочини сам.

В «пустые» окна вставь нужные глаголы.Мальчик       с земли упавшее яблоко. Мать

Слайд 12Распределите глаголы по столбикам.

На свои места.
помогаю
писал
сказал
поливаю
одел
буду варить
найду
буду петь
расскажу
стираю
нёс
нарисовал
испеку
напишу
зайду
убирал
ем
иду
прошедшее время
настоящее время
будущее время

Распределите глаголы по столбикам.На свои места.помогаюписалсказалполиваюоделбуду варитьнайдубуду петьрасскажустираюнёснарисовалиспекунапишузайдуубиралемидупрошедшее времянастоящее времябудущее время

Слайд 13Вставь пропущенную букву. Измени слова по вопросам и определи к какому

времени относится глагол.

Измени слова.

с _ деть

ч _ тать

п _ сать

л _ чить

л _ тать

б _ жать

Что делаю?

что сделаю?

что делал?

что буду делать?

Вставь пропущенную букву. Измени слова по вопросам и определи к какому времени относится глагол.Измени слова.с _ детьч

Слайд 14Соедини каждое существительное с подходящим по смыслу глаголом.
Как правильно?
дома
картофель
огурцы
река
водопад
города
ласточки
книги
орлы
телеграмма
парят
выкапывают
строят
возводят
низвергается
реют
срезают
течёт
вручают
дают

Соедини каждое существительное с подходящим по смыслу глаголом.Как правильно?домакартофельогурцырекаводопадгородаласточкикнигиорлытелеграммапарятвыкапываютстроятвозводятнизвергаетсяреютсрезаюттечётвручаютдают

Слайд 15Вставьте недостающие слова, заменяя словосочетания глаголом.

Ты – редактор.
оказывать помощь
одержать победу
давать совет
принять

решение

что делать?

что сделать?

что делать?

что сделать?

Вставьте недостающие слова, заменяя словосочетания глаголом.Ты – редактор.оказывать помощьодержать победудавать советпринять решениечто делать?что сделать?что делать?что сделать?

Слайд 16Соедините словосочетания с близким по значению глаголом.

баловать

повесить голову
загрустить дать по шапке
бездельничать класть зубы на полку
голодать гладить по головке
прогнать зарубить на носу
запомнить бить баклуши

Выражения – синонимы.

Соедините словосочетания с близким по значению глаголом.баловать

Слайд 17Прочитайте текст, заменяя выделенные глаголы глаголами настоящего времени.

Лесные малыши.
Лето – время лесных малышей. Вылетали из гнезда птицы. У зверей подрастала смена. Старше всех лесных малышей медвежата. Они послушно следовали за матерью. Лисята играли у норы. Бельчонок совершил свой первый высотный прыжок. В сумерках выходили на охоту ежата. В лесу ты встретил много лесных малышей. Не обижай их! ( По Н. Надеждиной).

Почти автор.

Прочитайте текст, заменяя выделенные глаголы глаголами настоящего времени.

Слайд 18Замените единственное число глаголов множественным.

Один – много.
Иволга свистит.
Сорока трещит.
Жаворонок звенит.
Дятел стучит.
Сова

кричит.

Комар пищит.

Соловей поёт.

Замените единственное число глаголов множественным.Один – много.Иволга свистит.Сорока трещит.Жаворонок звенит.Дятел стучит.Сова кричит.Комар пищит.Соловей поёт.

Слайд 19Глаголы с ударным окончанием распределите по спряжениям.
Проверь себя.
1 спряжение
2 спряжение
дрожит
раздаются
звенит
ведут
поют
тонет
не видать
плывут
жужжат
пробежать
стучат

Глаголы с ударным окончанием распределите по спряжениям.Проверь себя.1 спряжение2 спряжениедрожитраздаютсязвенитведутпоюттонетне видатьплывутжужжатпробежатьстучат

Слайд 20К каждому глаголу выберите только те существительные, с которыми глаголы употреблялись

в переносном значении. У глаголов определи спряжение.

Горят не только костры!

звери

реки

костры

щёки

дети

поля

песня

вода

море

ребёнок

лес

человек

спят

шумят

молчит

смеётся

льётся

горят

К каждому глаголу выберите только те существительные, с которыми глаголы употреблялись в переносном значении. У глаголов определи

Слайд 21К словосочетаниям подберите глагол, близкий по значению, в том же лице

и числе.
Обведёшь вокруг пальца
Гладите по головке
Клюём носом
Вставляет палки в колёса
Выбьетесь из сил
Сложить голову
Зарубить на носу

Как ещё можно?

Не замечать

обмануть

мешать

запомнить

хвалить

погибнуть

помогать

дремать

устать

К словосочетаниям подберите глагол, близкий по значению, в том же лице и числе.

Слайд 22Раскройте скобки и вставьте пропущенные окончания.
1.Из воды (не) выжм ___ масла,

в пустом слове (не) найд ___ мысли.
2.Скаж ___ - (не) ворот ___, напиш ____ - (не) сотрёшь, отруб ____ - (не) пристав ____.
3.Часом опозда ____ - годом (не) наверста ____.

Пословицы.

Раскройте скобки и вставьте пропущенные окончания.1.Из воды (не) выжм ___ масла, в пустом слове (не) найд ___

Слайд 23Прочитайте, заменяя выделенное слово близким по значению. Измените глаголы так, чтобы

получилось словосочетание.
набежала.
отшумел.
засосала.
взошёл.
обрадовал.
звала.
пестрел.

Что получится?

Туча

Отшумел

Трясина

Месяц

Успех

Родина

Луг

отчизна

битва

солнце

поляна

сражение

болото

облако

луна

отечество

удача

Прочитайте, заменяя выделенное слово близким по значению. Измените глаголы так, чтобы получилось словосочетание.

Слайд 24Существительных в природе При любой найдёшь погоде. Кто? и Что? – вопрос задай И

спокойно отвечай. Это кукла, это книжка, Это кошка, это мышка. Всё так просто и понятно, Увлекательно, занятно. На вопросы Кто? и Что? Отвечать оно должно.

Имя существительное

Существительных в природе При любой найдёшь погоде. Кто? и Что? – вопрос задай И спокойно отвечай.

Слайд 25Распредели слова по вопросам.
Распредели сам.
Кто?
Что?
строитель
курятник
комбайнёр
постройка
комбайн
курица
чтение
читатель

Распредели слова по вопросам.Распредели сам.Кто?Что?строителькурятниккомбайнёрпостройкакомбайнкурицачтениечитатель

Слайд 26К данным словам подбери слова, противоположные по значению. Соедините их. Назови

существительные отвечающие на вопрос Кто?

Найди слово

белизна

богач

встреча

восход

сказка

доброта

веселье

мудрец

великан

жадность

глупец

бедняк

быль

чернота

разлука

скука

заход

карлик

К данным словам подбери слова, противоположные по значению. Соедините их. Назови существительные отвечающие на вопрос Кто?Найди словобелизнабогачвстречавосходсказкадобротавесельемудрецвеликанжадностьглупецбеднякбыльчернотаразлукаскуказаходкарлик

Слайд 27Собери тетрадки в портфель. Сколько получилось в каждом?
Сложи тетрадки.
М.Р.
Ж.Р.
СР.Р.
животное
аллея
зверь
медведь
конь
метро
север
сердце
степь
ремень
яблоко
тетрадь

Собери тетрадки в портфель. Сколько получилось в каждом?Сложи тетрадки.М.Р.Ж.Р.СР.Р.животноеаллеязверьмедведьконьметросеверсердцестепьременьяблокотетрадь

Слайд 28Закончи по смыслу.
душистая ……………..

морская ………….
тёплое ………………. облачный ………….
известная ……………. зелёное …………….
субботний ………….. липовая ……………
тёплое ……………… звёздный …………..
дружный ………….. удачная ……………
жареный …………… крутой …………….
красная ……………… доброе …………….

Закончи сам

ж.р.

ср.р.

ж.р.

м.р.

ср.р.

м.р.

м.р.

ж.р.

ж.р.

ж.р.

ж.р.

м.р.

м.р.

м.р.

ср.р.

ср.р.

Закончи по смыслу.душистая ……………..         морская  ………….тёплое

Слайд 29Найдите «слова-карандаши», которые употребляются только во множественном числе. Расставьте их в

нужные стаканы.

Что где?

Парные предметы

игры

Отрезки времени

вещества

щипцы

прятки

клещи

опилки

сутки

каникулы

чернила

сливки

дрожжи

санки

сумерки

шахматы

брюки

ножницы

Найдите «слова-карандаши», которые употребляются только во множественном числе. Расставьте их в нужные стаканы.Что где?Парные предметыигрыОтрезки временивеществащипцыпряткиклещиопилкисуткиканикулычерниласливкидрожжисанкисумеркишахматыбрюкиножницы

Слайд 30Составь словосочетания с существительными в нужных падежах. Используйте предлоги.
Сочини сам.
крыша
дом
берег
море
ходить
школа
музей
побежать
пролетел
вершина
плыть
земля
поле
гора
озеро
перелететь
находился
река
полюс
граница

Составь словосочетания с существительными в нужных падежах. Используйте предлоги.Сочини сам.крышадомберегмореходитьшколамузейпобежатьпролетелвершинаплытьземляполегораозероперелететьнаходилсярекаполюсграница

Слайд 31Прочитайте стихотворение, используя слова для справок. Что вы ещё добавите, чтобы

стихотворение восстановить полностью.
Что где?
Дерево прячет корни __ ________,
Искры таятся ___ тёплой _______.
__ ______ зрелом спрятан дубок.
__ белой _______ спрятан желток.
(О. Дриз)
Слова для справок: зола, скорлупа, земля, жёлудь.

Восстанови

Прочитайте стихотворение, используя слова для справок. Что вы ещё добавите, чтобы стихотворение восстановить полностью.Что где?Дерево прячет корни

Слайд 32-

Я - слово замечательное,-

Художницу нашу знает весь свет, Сказало Прилагательное.- Раскрасит Художница всякий предмет. Я равного себе не знаю: Ответит всегда на вопросы такие: Я признаки обозначаю. Чей? Чьё? Чьи? Без признаков предмета нет- Какой? Какая? Какое? Какие? Об этом знает целый свет.

Имя прилагательное

-Я - слово замечательное,-           Художницу нашу знает

Слайд 33К данным существительным подбери по три имени прилагательных, обозначающих разные признаки.
Назови

признаки

стол

яблоко

Какой?

По форме, размеру

Какое?

По цвету

цветок

Какой?

По месту, где он растёт

К данным существительным подбери по три имени прилагательных, обозначающих разные признаки.Назови признакистоляблокоКакой?По форме, размеруКакое?По цветуцветокКакой?По месту, где

Слайд 34Соедини пары прилагательных, близких по значению.
пасмурный

печальный
Радостный твёрдый
тяжёлый (путь) хмурый
грустный весёлый
жёсткий смелый
отважный трудный

Подбери пару

Соедини пары прилагательных, близких по значению.пасмурный

Слайд 35Прочитайте, вставляя нужные имена прилагательные.
1._______сторона __ мать, а _______ -

мачеха.
2.Верёвка хороша _________, а речь - __________.
3._________ дело лучше __________ безделья.
4. Платье хорошо ________, а друг ________.
5. _______ слово лечит, а _______ - калечит.
6.Оснью дни _______, а весной _______.
Слова для справок: длинная, новое, ненастье, злое, старый, ясные, маленькое, родная, короткая, доброе, чужая, большого.

Пословицы и поговорки

Прочитайте, вставляя нужные имена прилагательные.1._______сторона __ мать, а _______  - мачеха.2.Верёвка хороша _________, а речь -

Слайд 36Прочитайте прилагательное с каждым из существительных.
Составь сам
лесной
край
озеро
поляна
золотой
широкий
синий
родной
зуб
кольцо
брошь
поле
простор
улица
лента
небо
цветок
село
страна
город

Прочитайте прилагательное с каждым из существительных.Составь самлеснойкрайозерополяназолотойширокийсинийроднойзубкольцоброшьполепросторулицалентанебоцветокселостранагород

Слайд 37Восстанови окончания прилагательных. Напишите к ним названия предметов, у которых есть

такие признаки.

Что это?

нов…..

каменн…..

высок…..

бархатн…..

нарядн…..

красн…..

белоствольн…..

стройн…..

кудряв…..

летн…..

сильн…..

внезапн…..

Восстанови окончания прилагательных. Напишите к ним названия предметов, у которых есть такие признаки.Что это?нов…..каменн…..высок…..бархатн…..нарядн…..красн…..белоствольн…..стройн…..кудряв…..летн…..сильн…..внезапн…..

Слайд 38К словосочетаниям, записанным в столбике, подберите такие, где прилагательные употреблены в

переносном значении. Объясните причину.

В чём разница

стальной характер

золотое сердце

светлая память

живая беседа

прозрачный намёк

сладкая речь

прозрачный воздух
живые цветы
сладкая ягода
светлая вода
золотое кольцо
стальной обруч

К словосочетаниям, записанным в столбике, подберите такие, где прилагательные употреблены в переносном значении. Объясните причину.В чём разницастальной

Слайд 39Из данных слов составьте словосочетания.
Составь сам
чудесный
картина
жирный
пятно
кислота
щавелевый
сено
душистый
камыши
чуткий
белка
дома
пушистый
жилой

Из данных слов составьте словосочетания.Составь самчудесныйкартинажирныйпятнокислотащавелевыйсенодушистыйкамышичуткийбелкадомапушистыйжилой

Слайд 41Данные сочетания слов измените на словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного.
Другими

словами.

доска для класса прилаг. + сущ.
вилки из металла
занятия в группе
вечер в субботу
поля для хоккея
работа в коллективе
мячи для тенниса

Данные сочетания слов измените на словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного.Другими словами.доска для класса

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть