Слайд 1
Заседание НОУ «Поиск» учащихся
МБОУ «СОШ №22».
«Без стремления к научной работе
каждый,
как учитель, так и ученик, попадает под власть
трех педагогических демонов:
банальности, механичности, рутинности.
Он деревенеет, каменеет, опускается!»
А. Дистервег.
Слайд 2
Реализация поликультурного потенциала в исследовательских работах по русскому языку и литературе
Слайд 3Ход заседания:
1. Итоги работы;
2. Обмен опытом.
3. Выбор тем будущих работ.
Слайд 4Итог работы прошлого созыва научного общества учащихся:
Участие в научно-практических конференциях:
Слайд 5 1.городские «Кызласовские чтения» секция «Русский язык», проводимые МБОУ «СОШ №1» (1
место, два 3 места);
2.городские «Кызласовские чтения» секция «Сквозные темы в русской и мировой литературе», проводимые МОУ «СОШ №1» (3 место);
3.республиканская научно-практическая конференция «Многоязычие и поликультурность» секция «Русский язык и культура речи» (4 человека – участие, одно 1 место);
6.I региональная научно-практическая конференция школьников «Многоязычие и поликультурность» секция «Хакасская литература» (3 место);
7.региональная научно-практическая конференция «Юность науки» секция «История русского языка и особенности его функционирования» (2 человека – участие);
8.региональная научно-практическая конференция «Юность науки» секция «История русского языка и особенности его функционирования» (2 место);
9.региональная научно-практическая конференция «Юность науки» секция «Зарубежная литература» (2 место);
10.региональная научно-практическая конференция «Юность науки» секция «Информатика» (1 место).
Слайд 6
Основными целями поликультурного гуманитарного образования являются:
формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности
учащегося по отношению к собственной российской культуре, поликультурной по своей природе;
воспитание уважения к истории и культуре другого народа;
создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;
формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению.
Слайд 7
Тайны двух
Тайны двух славянских азбук
Добря Мария, ученица 9 «Г» класса
школы № 22
Слайд 8Цель научной работы– рассмотрение гипотез создания двух славянских азбук.
Объект исследования –
две славянские азбуки – кириллица и глаголица.
Предмет исследования – сравнительный анализ азбук с точки зрения их триединства.
Слайд 11На основе греческих гласных появилась группа «еров» и две согласных –
Б и S – итого 8 букв;
Из «алфавита икс» появились шипящие и гласная «юс большой» - то есть 6 букв;
Остальные знаки кириллицы были чисто греческими – 24 буквы.
Сравнительный анализ букв показал:
Слайд 12
Интерпретация сюжета о тени Х.К. Андерсеном и А. фон Шамиссо
Нарылкова Валерия,
ученица 9 «Г» класса школы №22.
Слайд 13Задачи исследования:
1. Рассмотреть биографии Х.К. Андерсена и
А. фон Шамиссо, выявить общие жизненные факты, оказавшие влияние на формирование основных мотивов их творчества;
2. Выявить суть эстетики немецкого и датского романтизма;
3. Охарактеризовать специфику сюжета о тени и показать степень заимствования у А. Шамиссо.
Слайд 14
Общее в понимании места тени
в жизни человека.
Тень – это
вещь, которая властвует над человеком;
Тень – это составляющий элемент существования героев в мире;
Тень – это символ богатства, репутации;
Слайд 15Выводы:
В отличие от андерсеновской тени, Петер Шлемиль у Шамиссо оказывается духовно
сильнее бесплотной, ничтожной фигуры ученого, ведь он смог избавиться в конце концов от зависимости перед дьяволом.
Шамиссо развивает конфликт произведения на широком фоне многообразных и социально-конкретных человеческих характеров, так как количество персонажей в «Удивительной истории…» гораздо больше, чем в «Тени» Андерсена, что дает возможность лучше почувствовать социальную атмосферу произведения.
По нашему мнению, произведения Шамиссо и Андерсена – это не только настоящее и прошлое, но и будущее, потому что писатели затрагивают «вечные» темы и проблемы, которые стары, как сама жизнь, - это поиски счастья, стремление к лучшему, неудовлетворенность достигнутым и т.д.
Слайд 16Специфика образования и употребления фамилий.
Слайд 17Задачи исследования:
1.Определить понятие "ономастика". 2.Рассмотреть историю возникновения фамилий на Руси.
3.Выявить группировки фамилий среди жителей города Абакана.
Слайд 18
Слово фамилия у римлян
первоначально относилось только к рабам.
«Familus значит
домашний раб, а familia – это совокупность
принадлежащих одному человеку рабов». [Фасмер 2003: 184].
Тем не менее латинское слово familia распространилось
по всей Европе в значении «семья, семейство, супруги».
Согласно словарю С.И. Ожегова, «фамилия – это общее имя членов семьи, наследуемое от предков и прибавляемое к отчеству»
[Ожегов 1990: 846].
Слайд 19История русской антропонимии:
Дохристианский – когда в ходу были собственно славянские, языческие
имена;
Христианский – когда право наречения имени стало принадлежать церкви.
Границей этих периодов стал 988 год – год крещения Киевской Руси.
Слайд 20Становление фамилии на Руси.
Датируется 14-15 веками.
В 16-17 веках вводится единая трёхчленная
система наименований:
Имя;
Отчество;
Фамилия.
Слайд 21Выводы:
В настоящее время все фамилии условны и уже не указывают на
занятие человека и его характер.
Имена собственные являются единицами языка.
Имена собственные относятся к номинативным единицам языка.
Среди их функций выделяют: номинативную, идентифицирующую, дифференцирующую, а также социальную, эмоциональную, указательную, адресную и т.д.
Слайд 22
«ПУСЬКИ БЯТЫЕ»
Л. ПЕТРУШЕВСКОЙ
КАК ФАКТ ИСТОРИИ ЯЗЫКА.
Мачалкина Ольга,
9 «Г»
класс.
Слайд 23«Пуськи Бятые»
Л. Петрушевской
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке.
И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.
От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Слайд 24
Целью работы является анализ конструкций, при помощи которых создан текст «Пусек
Бятых», определение признаков и способов их образования.
Основные задачи:
1.Изучить «лингвопредтечи лингвосказки»;
2.Выявить сущность подобных конструкций;
3.Определить особенности образования псевдослов.
Объектом исследования является сказка Петрушевской «Пуськи Бятые», предметом – те новообразования, при помощи которых создано это загадочное произведение.
Слайд 25
«Выдуманные слова Л. Петрушевской по своему
строению похожи на русские существительные, глаголы, прилагательные и наречия (сяпала, например, - это конечно же глагол прошедшего времени, бутявка - существительное женского рода (что - то вроде козявки), калушата - детеныши Калуши; сравните лягушата, утята и т.п., дюбые и некузявые - прилагательные в форме множественного числа и т.д.). Эти слова связаны друг с другом нормальными для русского синтаксиса отношениями: подлежащее согласуется со сказуемым (сяпала Калуша), определение с определяемым (пуськи бятые), глагол подчиняет себе зависимые в "ожидаемой" форме: сяпала по напушке, увазила бутявку, бутявок не трямкают.
Слайд 26Окказиональные слова в поэзии С. Есенина.
Харченко Катя, ученица 9 «Б»
класса школы №22.
Слайд 27Объект исследования - новообразования С. Есенина.
Предмет- принципы создания окказионализмов.
Слайд 28Задачи:
1. Дать понятие термина "окказионализм".
2. Выделить признаки, по которым
окказионализмы отграничиваются от неологизмов и потенциализмов.
3. Выявить модели словообразования, используемые С. Есениным при создании окказионализмов.
Слайд 29Выводы:
большая часть новообразований – потенциальные слова, которые могли бы претендовать на
статус языковой единицы, но по тем или иным причинам не закрепились в языке. Нами обнаружено 68 таких слов, что составляет примерно 75%.
меньшую часть составили собственно окказионализмы, созданные по индивидуально-авторским моделям или с нарушением каких-либо условий по языковым моделям. В стихотворениях С. Есенина мы выявили 32 таких новообразования, что составляет примерно 25 % от общего количества индивидуально-авторских слов.
Слайд 30Работа в группах:
1 группа (молодые члены НОУ) – подобрать вопросы к
старшим членам научного общества;
2 группа – подготовить рекомендации к выбору тем будущих работ (в рамках принципа поликультурности)
Слайд 31
Спасибо за работу!
Успехов в исследовательской деятельности!