Слайд 1Выполнила:
Кузина Мария Николаевна
Задачи, структура и содержание обучения чтению во 2-х -
9-х классах специальной (коррекционной) школы
Слайд 2План:
1.Задачи курса обучения чтению во 2-9 классах.
2. Структура и содержание
курса обучения чтения.
3. Формирование навыка правильного чтения.
4. Формирование навыка беглого чтения.
5. Формирование навыка выразительного чтения.
6. Формирование навыка сознательного чтения.
Слайд 3Основной задачей уроков чтения, как в любой школе, так и в
специальной (коррекционной) школе для детей с недоразвитием интеллекта является формирование правильного, беглого и осознанного чтения. Согласно программным требованиям, формирование выразительности чтения начинается с 3-го класса, с момента перехода к чтению целыми словами,
Как показали исследования М. Ф. Гнездилова, Р. И. Лалаевой, Н. К. Сорокиной навыки чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья формируются медленно.
По мнению ряда исследователей, психофизиологической основой трудностей чтения является замедленный темп приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, трудность установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля.
Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность, внимание, бедность словаря и несформированность грамматического строя, затруднения в понимании логических связей - все это приводит к тому, что дети с ОВЗ читают текст со значительными искажениями. Ошибки, нарушающие правильность чтения, единичные для учащихся массовой школы, становятся многочисленными, типичными для учеников коррекционной школы (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и представляют собой явление довольно стойкое, сохраняющееся даже в старших классах и тормозящее развитие навыка беглого чтения.
Для успешного обучения чтению у ребёнка должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать несложные произведения, определять своё отношение к героям.
Слайд 4Задачи и содержание уроков чтения
Вырабатывать у детей навыки правильного, беглого, выразительного
и сознательного чтения.
Развивать произношение, внимание, память, логическое мышление, в частности, затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений.
Исправлять недостатки образного восприятия, активизировать словарь детей, устранять нарушения монологической речи, усовершенствовать словесную систему мышления.
Расширять кругозор учащихся, обогащать их представления о природе, нравственных правилах поведения человека в обществе;
Формировать положительные личностные качества учащихся; развивать речь и мышления; знакомить с элементами литературоведческих представлений.
Слайд 51.Задачи курса обучения чтению во 2-9 классах
Задачи курса обучения чтению во
2-х - 9-х классах специальной (коррекционной) школы:
Образовательные задачи:
содержание читаемого материала должно знакомить учащихся с чем-то новым, давать представления о чем-то новом, знакомить с какими-то понятиями;
на уроках необходимо формирование техники чтения, ее четырех качеств - сознательность, правильность, беглость, выразительность.
Коррекционные задачи:
коррекция речи, мышления, внимания, памяти, воображения.
Воспитательные задачи:
воспитывать нравственные качества;
эстетическое воспитание;
экологическое воспитание.
Слайд 7Объяснительное чтение - предполагает, прежде всего, размещение произведений в учебниках в
зависимости от тематического принципа. Объяснение содержания произведения и его разбор опирается на имеющийся у детей опыт или на те явления, которые проходят в данный момент перед их глазами.
Начиная с 5-го класса, появляются темы, разбор которых опирается на знания детей (история, география, естествознание). В учебники включаются произведения "малых форм" (рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы). Далее появляются произведения, имеющие более объемный материал.
Литературное чтение - имеет монографический принцип расположения материала (хронологический).Отводится несколько уроков на изучение творчества одного писателя. Объяснение и разбор произведения опирается на знания детей, но не исключается также опора на их опыт. Изучается биография писателя. Используются произведения как малых, так и крупных форм. Появляются повести пьесы, поэмы, отрывки из романов, баллады.
Правильность чтения у умственно отсталых школьников отрабатывается с определенными трудностями. Такие исследователи как Ж.И. Шиф, М.Ф. Гнездилов, В.Г. Петрова, Р.И. Лалаева, В.В. Воронкова и др. пишут о том, что умственно отсталые дети допускают большое количество ошибок, искажающих звуковой состав слова.
Примерно 80 % учащихся первого года обучения допускают различные нарушения правильности чтения. К сожалению, нарушения правильности чтения сохраняются и в старших классах.
Слайд 8Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе
Учитель должен владеть учебным предметом,
методами обучения.
Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
Урок должен быть оснащен:
техническими средствами обучения;
дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмы рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);
весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.
На уроке должны осуществляться инновационные процессы.
Необходимо введение в обучение компьютеров.
На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
соответствие мебели возрасту детей;
соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
Слайд 93. Формирование навыка правильного чтения.
Под правильностью чтения понимается чтение без
искажений: правильно передаётся слого-буквенный состав слова, грамматические формы слова, не допускаются пропуски, перестановки слов в предложении.
Правильность чтения выражается в том, чтобы ребёнок не допускал:
замены
пропусков
перестановки
добавления
искажения
повторов букв (звуков), слогов и слов
ошибок при постановке ударения в словах.
Р.И. Лалаева рекомендует специальные приемы, способствующие выработке правильного чтения :
Медленное чтение учителя;
-Чтение таблиц с трудными словами и предложениями.
-Чтение небольших текстов, написанных на доске.
-Своевременное объяснение значения слова.
-Хоровое чтение трудной части рассказа.
-Распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого.
-Коллективное обсуждение правильности чтения отдельных учеников. Все учащиеся по своим книгам следят за чтением товарищей. После прочтения соответствующей части идет обсуждение качества чтения каждого ученика.
-Сопряженное чтение;
Слайд 10Упражнения, способствующие формированию правильного чтения:
Звуко-буквенный анализ слов. Работа с классной разрезной
азбукой. (в начальной школе)Трудное слово произносится по слогам, анализируется, составляется из букв разрезной азбуки и затем плавно прочитывается. Иногда трудное слово записывается на доске по слогам и прочитывается.
2. Чтение слов с одинаковыми приставками, суффиксами, корнями
увял, увёл, увёз; дровами, травами; зима, земля; вьюга, вьюн, вьют.
3.Чтение слов, написание которых отличается одной-двумя
буквами или порядком их расположения:
кто - кот следы - слезы
так - тот мука - муха
4. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:
лес - лесок шел - пошел
трава - травка нырял – нырнул
5.Чтение слов по подобию:
сом Маша шапка
лом Даша Лапка
ком Паша папка
6.Чтение слогов и слов с подготовкой:
о-то-сто - стол с-то - сто-ит
у-ту-сту - стул с-та - ста-ли
Предварительное прочитывание слоговых структур заканчивается обязательным глобальным чтением слова: а-ра-тра - трам-вай - трамвай.
7. Чтение слов, написанных разным шрифтом
ПЫлеСОС СнеГИри
ВоРОбьИ ТЕтерЕВочЕК
МОлОКо шкОЛьНиКИ
Слайд 114. Формирование навыка беглого чтения.
Под беглым чтением понимается темп чтения,
близкий темпу устной разговорной речи и обеспечивающий понимание прочитано.
Беглость чтения зависит от биологических (генетических) качеств личности: от темперамента, быстроты реакции, качества зрения и слуха. Нормальной беглостью является темп, который соответствует темпу обычной устной речи ребёнка.
Факторы, тормозящие развитие беглости чтения у учащихся с недоразвитием интеллекта:
Основная причина, затрудняющая выработку беглости чтения, заключается в узости поля зрения и неточности зрительного восприятия учащихся с недоразвитием интеллекта.
Малое поле зрения, под которым понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.
Отсутствие внимания является одновременно и причиной и следствием замедленного чтения, снижения понимания и запоминания текста
Регрессия — это непроизвольные, механические, повторные фиксации глазами одного и того же участка текста (фраз, слов, предложений)
Неразвитость артикуляции – это движение губ, языка и других органов речи при чтении.
Неритмичность дыхания Дети не умеют правильно, рационально использовать дыхание. Это приводит к тому, что у ребёнка часто не хватает дыхания для того, чтобы дочитать фразу до конца, и он делает остановки внутри предложения и даже в середине слова. Это, естественно, также снижает скорость чтения.
Трудные слова К трудным словам относятся многосложные, состоящие более чем из трёх слогов, и слова со стечением согласных, которое трудно для артикулирования.
Отсутствие гибкой стратегии чтения работы механизмов мозга, управляющих чтением и обеспечивающих получение значимой информации благодаря правильному выбору стратегии смыслового восприятия текста. Та или иная скорость и техника чтения подчиняются прежде всего целям, задачам и тем установкам, которые читатель ставит перед собой.
Слайд 12 Упражнения для активизации органов речи.
Артикуляционная гимнастика
Скороговорки. (Проворонила ворона воронёнка).В работе со скороговорками используется памятка.
1. Прочитай медленно.
2. Подумай, о чём говорится.
3. Найди похожие слова.
4. Проговори медленно, запомни.
5. Проговори быстро несколько раз.
Чистоговорки. ( Чтение шёпотом и медленно, тихо и умеренно, громко и быстро.)
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
Оль-оль-оль – мы купили соль.
Упражнения для увеличения поля зрения.
Гимнастика для глаз.
Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Карточка, в каждой клеточке вписаны цифры от 1 до 10 и 20.
В работе с таблицами используется памятка
1. Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.
2. Старайся запомнить расположение двух-трех следующих друг за другом чисел. 3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят всю целиком.
Читай быстро целыми словами "по кругу" столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыдущие слова максимально быстро.
Например: дом, дом - зуб, дом - зуб - нос, ...
Упражнение «Пальма». На доске висит картинка с изображением пальмы, а по краям написаны гласные буквы. Учитель держит в руке карточку с сочетанием нескольких букв и прикладывает её к разным гласным, а дети должны быстро называть вновь полученные слоги . Например, стр-а, стр-о, стр-я, стр- и, стр-ю
Игра «Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
Слайд 135. Формирование навыка выразительного чтения.
Признаком осознанности является выразительность чтения.
Односторонняя зависимость между этими качествами проявляется в том, что выразительное чтение возможно только при условии понимания читаемого.
Прочитать текст выразительно – это значит:
1.Раскрыть характерные особенности образов, картин, изображённых в нём;
2.Показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
3.Передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.
Развитие навыка выразительного чтения осуществляется на уроках и во внеклассное время как на материале текстов в книгах для чтения, так и на основе специально подобранных упражнений.
Выразительность чтения
Средствами речевой выразительности являются следующие компоненты звучащей речи:
сила голоса (громко – тихо);
темп чтения;
тембр чтения;
паузы;
логическое ударение;
повышение или понижение интонации.
Виды и приемы работы по развитию этого навыка могут быть следующими:
Дыхательная гимнастика.
короткий вдох носом, длительный выдох через рот;
короткий вдох ртом, длительный выдох через нос ,
короткий вдох ртом и длительный выдох через рот
короткий вдох носом и длительный выдох через нос
3.Разноголосое чтение. («Прочитай стихотворение так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока»).
Слайд 144.Упражнения на развитие голосового аппарата. (Произносим громко, тихо, шепотом).
Ра-ра-ра -
начинается игра.
Ры-ры-ры - у нас в руках шары.
Ру-ру-ру - бью рукою по шару.
5.Отработка темпа чтения. (Произносим быстро, умеренно, медленно).
Моль – соль – толь – боль
Почка – почва – почта
Дверь – зверь – червь
6.Упражнения на дикцию. (Скороговорки, чистоговорки).
Коси, коса, пока роса.
На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа
Ло-ло-ло - на улице тепло
7 . Чтение в ритме
Марка норка жарко
8. Приём подражания учителю. Подражание образцу выразительного чтения. 9. 9. 9. Чтение по ролям.
-Братцы, я медведя поймал!
-Так веди его сюда!
-Да он не идёт.
-Ну, так сам иди.
-Да он держит меня. Ай!
8.Хоровое чтение - для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя.
9. Чтение по ролям.
10.Чтение предложений с разными интонациями:
удивления, сомнения, радости.
Хорошо в лесу весной!
11.Чтение предложения, выделяя голосом подчеркнутое слово.
Ходили по грибы? Ходили по грибы.
Ходили по грибы? Ходили по грибы.
Слайд 156. Формирование навыка сознательного чтения.
Осознанное чтение – это такое чтение,
при котором происходит полное и адекватное понимание на уровне слова, словосочетания, предложения, законченной части и всего текста в целом. Иными словами, в процессе чтения художественного текста ученики должны усвоить фактическую, смысловую и идейную стороны произведения.
Однако у школьников с недоразвитием интеллекта обнаруживаются трудности понимания на всех уровнях языковых единиц.
Особенности восприятия текста такими детьми заключается в следующем:
в непонимании значений отдельных слов, даже в тех случаях, когда значение данного слова становится понятным из контекста, на основе установления логической связи этого слова с другими словами; или в тех случаях, когда значение слова ребенку известно, но оно дано в форме косвенного падежа и воспринимается им как новое, непонятное;
во фрагментарном понимании текста;
в неточном, а иногда и искаженном представлении ситуации, описанной в рассказе;
в неумении установить смысловые связи между отдельными эпизодами в рамках одной части текста, между частями текстами.
Слайд 16В развитии навыка осознанного чтения огромное значение имеют такие виды занятий
как:
подготовка учащихся к восприятию текста,
словарная работа,
выразительное первоначальное чтение произведения учителем,
чтение текстом учащимися,
анализ прочитанного при повторном чтение,
составление плана,
пересказ,
работа над выразительными средствами художественного произведения,
характеристика героя.
Упражнения для развития осознанного чтения можно разделить на несколько групп:
Первая группа – логические упражнения.
Что общего в словах и чем они различаются?
мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.
Шарф, варежки, пальто, кофта.
Какое слово лишнее и почему?
Картофель, лук, помидор, яблоко, огурец.
«Составь новое слово» ( путём перестановки слогов)
Сосна камыш
Игра «Составь новое слово» ( у каждого из данных слов нужно взять только первый слог )
Колос, рота, ваза.
Аналогично второй слог, последний слог.
Раздели слова на группы.
Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец.
Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.
К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.
Насекомые: сорока, муха, оса, сова, жук, комар, кукушка, пчела.
Слайд 17Вторая группа – игры на составление слов со словами.
«Найди слово
в слове»
Гроза , газета, поднос, часовщик, кустарник, ярмарка.
«Подбери пару» ( Слова записаны в 2 столбика, нужно к слову из первого столбика подобрать подходящее по смыслу слово
из второго столбика . )
лиса трусливый
мальчик хитрый
заяц прилежный
Загадки (любые, которые подходят к теме урока)
Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы м.
ма ти ма си ра му ло ка до
Слайд 18Третья группа – работа с текстом ( учебник ).
Прочитай текст самостоятельно,
ответь на вопросы, написанные на доске.
Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос.
Задай вопросы по тексту или по части текста.
Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.
Работа над заголовком.
Докажи, что заголовок выбран правильно.
Выбери заголовок ,из предложенных.
Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.
Подбери к заглавию часть текста.
Озаглавь части, текст.
Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
Пересказ по вопросам и без них.
Составление плана текста.
Подбор иллюстрации к тексту.
По иллюстрации определить содержание текста.
Выбери правильный ответ.
Галка
Галка хотела пить. Во дворе стоял кувшин с водой. Но вода была только на дне. Галка не могла ее достать. Тогда галка стала бросать в кувшин камешки. Вода поднялась, и галка смогла напиться.
Выбери правильный ответ:
Галка хотела пить.
В кувшине было много воды.
Галка бросала в кувшин хлебные шарики.
Галка бросала в кувшин камни от безделья.
Галка была умна и придумала, как напиться.