Презентация, доклад на тему Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения

Содержание

Сегодня мы поговорим о…Вводных словах и предложениях;Вставных конструкциях;Обращениях.

Слайд 1Автор Клименко Алина Викторовна
Дополнительная образовательная программа «Подготовительный курс для абитуриентов колледжа» Русский

язык
Автор Клименко Алина ВикторовнаДополнительная образовательная программа  «Подготовительный курс для абитуриентов колледжа» Русский язык

Слайд 2Сегодня мы поговорим о…
Вводных словах и предложениях;
Вставных конструкциях;
Обращениях.

Сегодня мы поговорим о…Вводных словах и предложениях;Вставных конструкциях;Обращениях.

Слайд 3Вводные слова и предложения
Вводные слова и словосочетания не являются членами предложения. С

их помощью говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания (уверенность или неуверенность, эмоциональную реакцию и др.):
Пример: К сожалению, у него не было акварельных красок (Солоухин).
Эту же функцию могут выполнять и вводные предложения.
Например: Меня, смею сказать, полюбили в доме (Тургенев) – по структуре определённо-личное односоставное предложение; В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам (М. Горький) – по структуре двусоставное предложение; Мы, если хочешь знать, мы требовать пришли (Горбатов) – по структуре условное придаточное односоставное предложение.
На письме вводные слова, словосочетания и предложения обычно выделяются запятыми.
Вводные слова и предложенияВводные слова и словосочетания не являются членами предложения. С их помощью говорящий выражает свое отношение

Слайд 4NB!
В зависимости от контекста одни и те же слова выступают то

в роли вводных (следовательно, не членов предложения), то в роли членов предложения. Для того чтобы не ошибиться, следует помнить, что:
а) к члену предложения можно поставить вопрос;
б) вводное слово не является членом предложения и имеет одно из перечисленных выше значений;
в) вводное слов обычно (но не всегда) можно изъять из состава предложения.
Сравните приведённые попарно предложения:
Это правда (Достоевский). – Правда, иногда... не слишком весело скитаться по проселочным дорогам (Тургенев).
В течение лета он может привязаться к этому слабому, многоречивому существу, увлечься, влюбиться (Чехов). – Вы, может, подумали, что уж я у вас денег прошу! (Достоевский).
Слушай, мы верно пошли? Ты место помнишь? (Кассиль). – Кричит Осел: мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем (Крылов).
В целом ряде случаев критерием разграничения вводных слов и членов предложения является возможность добавления слова говоря.
Он, кстати, так и не пришёл («кстати говоря»); Тебе, собственно, можно было бы и не приходить («собственно говоря»); Короче, книга полезная («короче говоря»); Возвращаться к сказанному, по правде, не хочется («по правде говоря»).
NB!В зависимости от контекста одни и те же слова выступают то в роли вводных (следовательно, не членов

Слайд 5NB!
Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми слова: будто, как будто, вряд ли,

едва ли, якобы, почти, даже, именно, ведь, только, непременно, вот, как раз, всё-таки, обязательно, вдруг.
NB!Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми слова:  будто, как будто, вряд ли, едва ли, якобы, почти,

Слайд 6Правила постановки знаков препинания при вводных словах
1) В основном вводные слова, словосочетания

и предложения выделяются запятыми:
Признаюсь, он не произвел на меня приятного впечатления (Тургенев); Да ты её, вероятно, видел на том вечере (Тургенев).
2) Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов и предшествует обобщающему слову, то перед вводным словом ставится только тире (без запятой), а после него – запятая:
Книги, брошюры, журналы, газеты – словом, все виды печатной продукции валялись на его письменном столе в полном беспорядке.
Если предложение сложное, то запятая перед тире ставится на основании общего правила разделения частей сложного предложения:
Мужчины пили, спорили и хохотали, – словом, ужин был чрезвычайно весел (Пушкин).
3) При встрече двух вводных слов запятая между ними ставится:
Чего доброго, пожалуй, и женится, из умиления души... (Достоевский); Стало быть, по-вашему, физическим трудом должны заниматься все без исключения? (Чехов).
Усилительные частицы при вводных словах не отделяются от них запятой:
Уж вероятно, это так, поскольку нет никаких противопоказаний.
Правила постановки знаков препинания при вводных словах1) В основном вводные слова, словосочетания и предложения выделяются запятыми:Признаюсь, он не

Слайд 7Продолжение
4) Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного

оборота (обособления, уточнения, пояснения, присоединения), то никаким знаком от оборота оно не отделяется:
Спокойно потягивает трубочку смуглый, коренастый капитан, по-видимому итальянец или грек (Катаев); Среди товарищей есть эдакие поэты, лирики что ли, проповедники любви к людям (Горький).
Вводные слова не отделяются от обособленного оборота, если даже находятся в самом начале или самом конце предложения:
По-видимому опасаясь снежных заносов, руководитель группы отменил восхождение на вершину горы; Оставьте вы эти новые доводы, неубедительные и надуманные конечно.
Если же вводное слово находится в середине обособленного оборота, то оно выделяется запятыми на общих основаниях:
Ребёнок, испугавшийся, по-видимому, лошади, подбежал к матери.
Если вводное слово находится в начале оборота, заключённого в скобки, то оно отделяется запятой:
Оба сообщения (по-видимому, поступившие недавно) привлекли к себе широкое внимание.
Продолжение 4) Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота (обособления, уточнения, пояснения, присоединения), то

Слайд 8Практическая работа
1. Распределите слова на две группы: 1) слова, которые могут употребляться

как вводные; 2) слова, которые не могут быть вводными.
Разумеется, в-третьих, по-видимому, неожиданно, по-дружески, как будто, извините, к удивлению, едва ли, вдруг, следовательно, пожалуйста, ведь, к сожалению, вряд ли, по-моему, откуда-то.
2. С данными словами составьте пары предложений, употребив их в роли вводных и в роли членов предложения. Как изменится смысл и грамматический состав предложений? Как изменится значение и функции предложенных слов?
Казалось, кажется, видно, право, верно, напротив


Практическая работа1. Распределите слова на две группы: 1) слова, которые могут употребляться как вводные; 2) слова, которые не

Слайд 9Практическая работа
Прочитайте предложения. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Проведите сравнительный анализ

пар предложений и составьте лингвистический текст на тему: “Функционирование слов в предложении”.
1. Эта безлунная ночь казалось была всё так же великолепна как и прежде. (И. Тургенев.) – У Татьяны Андреевны замёрзли ресницы и поэтому ей казалось что от звезды падают на дорогу ломкие полосы света. (К. Паустовский.)  2. Когда наблюдаешь как ведёт себя человек наедине сам с собою – он кажется безумным. (М. Горький.) – Впрочем судьба наша кажется одинакова и родились мы видно под единым созвездием. (А. Пушкин.) 3. Из предыдущей главы видно в чём состоял главный предмет его вкуса и склонностей. (Н. Гоголь.) – Предположения, сметы, соображения блуждавшие по лицу его видно были очень приятны. (Н. Гоголь.) 4. Почти напротив его подвала простирался огромный пустырь городской земли…(А. Куприн.) – Зато…Архип сохранял спокойствие невозмутимое и не горевал нисколько; напротив он даже не без удовольствия через них перескакивал и кнутиком по ним постёгивал. (И. Тургенев.)
Практическая работаПрочитайте предложения. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Проведите сравнительный анализ пар предложений и составьте лингвистический текст

Слайд 10Практическая работа
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, укажите вводные конструкции. Пушкин

в совершенстве владел француз...ким. читал (по)английски (по)итальянски самостоятельн... выучился читать (по)испански. Поэтому  естестве(н, нн)о в библиотек...  были произведения античных авторов в переводах и оригиналах всех выдающихся писателей Западной Европы. Здесь же  (на)конец прочное место занимали произведения восточных литератур на француз...ком языке арабской индийской китайской.

2. Найдите предложения с вводными словами, расставьте запятые. 1.    Поезд мчит меня к счастью. 2.    К счастью на всём протяжении река имеет большую глубину. 3.    Всё казалось ему родным и близким. 4.    Должно быть в самом деле он ничем не мог помочь. 5.    Задание. Введите в предложение синонимичные вводные слова. 6.    Дождь прошёл стороной. Погода изменилась.
Практическая работа1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, укажите вводные конструкции. Пушкин в совершенстве владел француз...ким. читал

Слайд 11Практическая работа
Найдите вводные слова, сочетания и предложения в отрывках из произведений

Б. и А. Стругацких. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Надо признаться это меня ошеломило. 2. Кстати копирование документов запрещено. 3. Конечно же он ясно видел, что я недоволен заданием, что задание представляется мне странным и мягко выражаясь нелепым. Однако по каким-то причинам он не мог мне сказать больше, чем он сказал. 4. Как я и ожидал в папке не было ничего кроме документов. Первым моим побуждением было засунуть всю эту груду бумаг в стол, но я разумеется вовремя спохватился. 5. Впрочем надо сказать в своём отношении к теоретикам я не оригинален. К счастью мне достаточно редко приходится иметь дело с людьми этой профессии. 6. Выходит шеф интересуется главным образом неким Тристаном. Ради него он поднялся сегодня в несусветную рань и не постеснялся поднять с постели Слонова, который как известно ложится спать с петухами. 7. А ведь я его пожалуй помню! Все звали его (кроме Комова конечно) Лёвушка рёвушка или просто Рёвушка, но не потому разумеется что он был плакса, а потому что голос у него был зычный взрёвывающий. 8. Это скорее всего меня не касается. Но я должен знать, куда он может пойти? По-моему к маме идти в таком состоянии непристойно. Он не похож на сопляка точнее не должен быть похож. Учитель? Наставник? Это возможно. Это вполне вероятно.
Практическая работаНайдите вводные слова, сочетания и предложения в отрывках из произведений Б. и А. Стругацких. Расставьте недостающие

Слайд 12Продолжение
9. Раз шеф не объяснил мне, почему надо искать Абалкина

значит это не имеет значения. И тут же я понял ещё одну вещь. Вернее не понял а почувствовал. А ещё точнее заподозрил. Всё это обилие бумаг вся эта пожелтевшая писанина ничего не даст мне кроме может быть ещё нескольких имен и огромного количества вопросов не имеющих никакого отношения к делу. 10. Бoльшую часть бумаг составляли документы написанные как я понял рукой самого Абалкина. Во-первых это был отчёт об участии в операции «Мёртвый мир» на планете Надежда. Во-вторых был в папке ещё один документ отчёт об операции на планете Гигант. Операция впрочем была на мой взгляд пустяковая. 11. Как мне показалось материал этот был для меня совершенно бесполезен. Писать такие отчёты одно удовольствие, читать их как правило сущее мучение. 12. Я не психолог во всяком случае не профессионал но я подумал, что может быть мне удастся извлечь из этих отчётов что-то полезное о личности Льва Абалкина.
Продолжение 9. Раз шеф не объяснил мне, почему надо искать Абалкина значит это не имеет значения. И

Слайд 13Вставные конструкции
Вставные конструкции (словосочетания, предложения), в отличие от вводных, содержат дополнительные сведения,

попутные замечания, различные уточнения, пояснения, поправки. В отличие от вводных предложений, обычно не выражают отношения говорящего к высказываемой мысли, не содержат общей оценки сообщения, указания на его источник, на связь с другими сообщениями.
Вставные конструкцииВставные конструкции (словосочетания, предложения), в отличие от вводных, содержат дополнительные сведения, попутные замечания, различные уточнения, пояснения, поправки.

Слайд 14Рассмотрим примеры
В жаркое летнее утро (это было в исходе июля)

разбудили нас ранее обыкновенного(Аксаков) – вставная конструкция содержит дополнительные сведения, пояснение;
Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (Пушкин) – вставная конструкция содержит попутное авторское замечание;
Нет, вы (или ты) этого не должны знать! (Лермонтов) – вставная конструкция поясняет отдельное слово (вы) в основной части предложения;
Отец лишился обыкновенной своей твёрдости, и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах (Пушкин) – вставная конструкция синтаксически связана с основным предложением (согласованное определение), но выключено из него и имеет пояснительное значение;
Быть может (лестная надежда!), укажет будущий невежда на мой прославленный портрет и молвит: «То-то был Поэт!» (Пушкин) – вставная восклицательная конструкция выражает эмоции автора и его отношение к высказанным словам.
Рассмотрим примеры В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного(Аксаков) – вставная

Слайд 15Продолжение
Вставки резко разрывают связи между словами в предложении. По смыслу

они обычно не связаны с основным содержанием предложения. Кроме того, характер их включения в речь «незапланированный» (тогда как у вводных слов и конструкций – «запланированный»). Вставные конструкции как бы внезапно появляются в речи, не планируются заранее. Поэтому они не могут, в отличие от вводных слов и конструкций, стоять в начале предложения.
Вводные конструкции и вставные конструкции различаются также по интонации. Для вводных конструкций характерна интонация вводности – понижение тона речи, убыстрённый тип произношения. Для вставных конструкций характерна интонация включения – с более длительными паузами.
Продолжение Вставки резко разрывают связи между словами в предложении. По смыслу они обычно не связаны с основным

Слайд 16Знаки препинания при вставных конструкциях
На письме вставные конструкции выделяются при помощи скобок,

реже – тире:
Дисканты и альты (иногда басы и тенора) в эти хоры набирались из учеников (Помяловский); – Господа, – сказал он (голос его был спокоен, хотя тоном ниже обыкновенного). – Господа, к чему пустые споры! (Лермонтов); Тут – делать нечего – друзья поцеловались (Крылов); Но – чудное дело! – превратившись в англомана, Павел Петрович стал в то же время патриотом...(Тургенев).
В редких случаях вставные конструкции выделяются запятыми:
Мне показалось даже, а может быть оно и в самом деле было так, что все стали к нам ласковее (Аксаков).
Знаки препинания при вставных конструкцияхНа письме вставные конструкции выделяются при помощи скобок, реже – тире:Дисканты и альты (иногда басы

Слайд 17Практическая работа
Вставьте пропущенные знаки препинания. Объясните; пунктуацию предложений.
1) Тогда я встал

и выйдя из дому отправился по аллее по которой — я в том не сомневался — пошла и она.
2) Воробей упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
3) Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага кое-как превращенного в грязный пруд.
4) Он застал у них в гостиной секретаря посольства из немцев, длинного-длинного, белокурого, с лошадиным профилем и пробором сзади (тогда это было еще внове).
5) Я не успел хорошенько заметить его лица (коляска слишком быстро промчалась мимо) но мне показалось что он был глубоко тронут. (И. Тургенев)
Практическая работаВставьте пропущенные знаки препинания. Объясните; пунктуацию предложений.1) Тогда я встал и выйдя из дому отправился по

Слайд 18Практическая работа
Выделите в предложениях вставные конструкции; расставьте недостающие знаки препинания. 1. Да

и наконец нельзя же в твои годы с твоей наружностью Аратов опустил глаза и махнул рукою — да, да, с твоей наружностью, так чуждаться общества, света! 2. Крики: «Bis! Браво!» раздавались кругом, но она бросила быстрый взгляд на Аратова, который не кричал и не хлопал ему не особенно понравилось её пение слегка поклонилась и ушла. 3. И не то чтобы он дулся на Аратова за неудачу своей рекомендации добряк на это не способен но он очевидно нашёл некоторое занятие, которое поглощало всё его время. 4. Бедный старик не мог надивиться на Петеньку так он называл сына. 5. Насчёт фигуры лекарь с улыбкой взглянул на себя также кажется нечем хвастаться. 6. Проехав какие-то австрийские войска Ростов заметил, что следующая за тем часть линии это была гвардия уже вступила в дело. 7. — Господа, — сказал он голос его был спокоен, хотя тоном ниже обыкновенного. — Господа, к чему пустые споры! 8. Быстро но горячо прошла в душе моей страсть иначе я не могу назвать её ловить и собирать бабочек. 9. А где старая так он обыкновенно называл жену свою? 10. Издеваться над ним и ещё в официальной газете нехорошо — и даже неблагоразумно.
Практическая работаВыделите в предложениях вставные конструкции; расставьте недостающие знаки препинания. 1. Да и наконец нельзя же в

Слайд 19Продолжение
11. Николай она чувствовала не понимает её, и это ещё

более затрудняло желание рассказать о страхе своём. 12. Окончив свои дуэтино с дочерью фрау Леноре заметила, что у Эмилио голос отличный настоящее серебро но что он теперь вступил в тот возраст, когда голос меняется он действительно говорил каким-то беспрестанно ломавшимся басом, и что по этой причине ему запрещено петь. 13. Орловская деревня мы говорим о восточной части Орловской губернии обыкновенно расположена среди распаханных полей близ оврага кое-как превращённого в грязный пруд. 14. Воздух гостиной напоённый запахом ландышей большие букеты этих чудесных цветов белели там и сям по временам колыхался возмущённый приливом лёгкого ветра. 15. Развернув наудачу несколько писем в одном оказался засохший цветок перевязанный полинявшей ленточкой он только плечами пожал и глянув на камин отбросил их в сторону вероятно собираясь сжечь весь этот ненужный хлам. 16. Едва придя домой было немного более одиннадцати вечера Орсанов сел за письменный стол. 
Продолжение 11. Николай она чувствовала не понимает её, и это ещё более затрудняло желание рассказать о страхе

Слайд 20Продолжение
17. Покашливая на вокзале было накурено Рябинин вышел на крыльцо.

18. Солдаты их было трое ели не обращая внимания на Пьера. 19. Его вторая жена красавица умница вы её только что видели вышла за него, когда уже он был стар. 20. Воображая, что замок заперт, я вынул ключ, и о ужас! у меня в руках была только головка ключика. 21. Отверстие в двери он плотно заткнул старым своим армяком и чуть свет был уже на дворе, как ни в чём не бывало, сохраняя даже невинная хитрость! прежнюю унылость на лице. 22. Это был Пётр Герасимович Нехлюдов никогда не знал и даже немного хвастал тем, что не знает его фамилии бывший учитель детей его сестры. 23. Но господь бог ведает тут он поднял руку над головою, что скорее шар земной в раздробление придёт, чем мне от своего слова отступиться или тут он даже фыркнул струсить или раскаяться в том, что я сделал! 24. Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки оделся потеплее это было уже в конце сентября и сам правя выехал со двора.
Продолжение 17. Покашливая на вокзале было накурено Рябинин вышел на крыльцо. 18. Солдаты их было трое ели

Слайд 21Обращения
Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или

к чему обращаются с речью.
Роль обращения обычно выполняет существительное в именительном падеже (с зависимыми словами или без них) или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и др.).
Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.
Примеры: Чаадаев, помнишь ли былое? (Пушкин); О, скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки? (Пушкин); Не гаси, любимая, огонёк (Малков).
Обращения Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.Роль обращения

Слайд 22NB!
1) Для того чтобы не спутать обращение с подлежащим, которое тоже выражается

формой именительного падежа, следует учитывать следующее:а) обращение не является членом предложения, не входит в грамматическую основу;
б) если подлежащее выражено именем существительным, то сказуемое ставится в форму третьего лица (Чаадаев помнит былое); если в предложении есть обращение, то предложение часто является односоставным с глаголом-сказуемым во втором лице (Чаадаев, помнишь ли былое?);
в) обращение произносится с особой (звательной) интонацией: усиленное ударение, пауза.
2) По значению обращения чаще всего являются наименованиями лиц или названиями, кличками животных.
Не твоя ли, Пушкин, радость окрыляла нас тогда? (Блок); Что, конь, не малый мы с тобой по свету дали крюк? (Твардовский).
Но в речи (особенно в художественной речи) обращениями могут быть:
а) наименования неодушевлённых предметов, отвлечённых понятий.
Жизнь, я так благодарен тебе (Бенке);
б) географические наименования, собственные и нарицательные.
Я люблю тебя, Россия (Ножкин).
3) Не являются обращениями и не разделяются запятыми междометные выражения:
господи помилуй, боже упаси, упаси господи, господи прости, слава тебе господи и т.п.
NB!1) Для того чтобы не спутать обращение с подлежащим, которое тоже выражается формой именительного падежа, следует учитывать следующее:а)

Слайд 23Знаки препинания в предложениях с обращениями
1. Обращения вместе со всеми относящимися к

ним словами выделяются (в середине предложения) или отделяются (в начале либо в конце предложения) запятыми, если произносятся без восклицательной интонации:
Наши сестры в полутёмной зале, мы о вас ещё не написали (Смеляков); Позвольте мне, читатель мой, заняться старшею сестрой(Пушкин); До свидания, благороднейший господин Глинкин (М. Горький).
2. Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (следующее за обращением слово пишется с прописной буквы):
Старик! О прежнем позабудь... (Лермонтов).
3. Если обращение стоит в конце предложения, то после него ставится тот знак, который требуется содержанием и интонацией самого предложения:
Думай же, мастер культуры (Леонов); Ты здесь, миленький? (Тренев); Свинья ты, братец... (Горький).
Знаки препинания в предложениях с обращениями1. Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются (в середине предложения)

Слайд 24Продолжение
4. Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками:
Как

хорошо ты, о море ночное! (Тютчев).
Но перед обращением может стоять и междометие о (в значении «ах»), которое по правилам отделяется запятой или восклицательным знаком:
О, мама, почему ты меня упрекаешь?
Проверить знания пунктуации поможет практикум по русскому языку:
5. Частицы а и да, стоящие перед повторяющимся обращением, запятой от него не отделяются, а перед ними запятая ставится:
– Барин, а барин! – промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом (Тургенев).
При неповторяющемся обращении а выступает в роли междометия и отделяется запятой:
– А, Васька! – сказал он, узнав прежде всего розоватые панталоны своего друга... (Степняк-Кравчинский).
6. Повторяющиеся обращения разделяются запятой или восклицательным знаком:
Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно? (Никитин).
7. Однородные обращения, соединённые союзом и или да, запятой не разделяются:
Здравствуй, солнце да утро весёлое! (Никитин).
Продолжение 4. Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками:Как хорошо ты, о море ночное! (Тютчев).Но перед обращением

Слайд 25Продолжение
8. Если союз и повторяется при однородных обращениях, то перед первым и запятая не ставится.
Выйдите

вон из класса и Петя, и Вася!
9. При наличии нескольких обращений к одному лицу, находящихся в разных местах предложения, каждое из них выделяется запятыми:
Иван Ильич, распорядись, братец, насчёт закуски... (Тургенев).
10. Если распространённое обращение разорвано другими словами – членами предложения, то каждая часть обращения выделяется по общему правилу:
Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг! (Багрицкий).
Продолжение 8. Если союз и повторяется при однородных обращениях, то перед первым и запятая не ставится.Выйдите вон из класса и Петя, и Вася!9. При

Слайд 26Практическая работа
Найдите в предложениях обращения. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. [Аркадина:] Милый

сын когда же начало? [Треплев:] Господа начало! Прошу внимания!.. О вы почтенные, старые тени, которые носитесь в ночную пору над этим озером, усыпите нас! (Чехов) 2. Дорогая моя хорошая чистая будьте моей женой! (Чехов) 3. Горе тебе город Казань едет толпа удальцов собирать невольную дань с твоих беззаботных купцов (Лермонтов). 4. Спящий в гробе мирно спи, жизнью пользуйся живущий (Жуковский). 5. Как любил Кавказ мой величавый твоих сынов воинственные нравы (Лермонтов). 6. Кто волны вас остановил, кто оковал ваш бег могучий! (Пушкин) 7. Не зови меня ты воля не зови в поля! (Блок). 8. Приснись мне на лыжах бегущая Сольвейг не дай умереть не увидев тебя! (Прокофьев) 9. Вставай творящий чудеса Кипи неистощимой силой мой Севастополь город милый отчизны вечная краса! (Жаров) 10. До войны едва в помине был ты Тёркин на Руси (Твардовский).
Практическая работаНайдите в предложениях обращения. Расставьте недостающие знаки препинания.1. [Аркадина:] Милый сын когда же начало? [Треплев:] Господа

Слайд 27Продолжение
11. Поплачь поплачь Настенька дочушка моя. Лети лети ластынька лети

за моря (Твардовский). 12. Молодой уроженец Неаполя Что оставил в России ты на поле? (Светлов). 13. Цыц ты! Она тебе больше не слуга... (М. Горький). 14. Ну вы Вставайте... (М. Горький). 15. Да неужели вам мало ненасытный вы этакий! (Достоевский) 16. Милый друг ты мой не стыдись не вешай голову... (Фадеев) 17. О ты чьих писем много много в своём портфеле берегу! (Некрасов) 18. О мой милый мой нежный прекрасный сад!.. (Чехов) 19. Скажи же о проницательный читатель зачем выведен Рахметов, который вот ушёл и больше не явится в моём романе? (Чернышевский) 20. ...Смерть а Смерть ещё мне там дашь сказать одно словечко? (Твардовский) 21. О муза пламенной сатиры приди на мой призывный клич! (Пушкин) 22. Кто б ни был ты печальный мой сосед люблю тебя, как друга юных лет, тебя товарищ мой случайный (Лермонтов). 23. Спи младенец мой прекрасный баюшки-баю (Лермонтов). 24. Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный (Лермонтов). 25. Ах юность юность удалая Житьё в то время было нам (Пушкин).
Продолжение 11. Поплачь поплачь Настенька дочушка моя. Лети лети ластынька лети за моря (Твардовский). 12. Молодой уроженец

Слайд 28Практическая работа
1. Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.
1. Ветер споет

нам про дикие горы.
2. Мой друг настойчиво добивается цели.
3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.
4. Ребята пошли на речку.
5. Мама купила мне книгу.
6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

2. Составьте предложения так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других - обращениями.
Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.
Практическая работа1. Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.1. Ветер споет нам про дикие горы.2. Мой друг

Слайд 29Практическая работа
Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
I. 1) Мой друг отчизн...

посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знакомых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)
II. 1) Не буд... товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя. 4) Слав...те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк... . Рабы разгибайте спины и колени. Армия пролетариев встань стройна.
Практическая работаРасставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.I. 1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От

Слайд 30Домашнее задание
Выполнить в СДО лекцию 5.7

Домашнее задание Выполнить в СДО лекцию 5.7

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть