Слайд 1ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
УЧАЩИХСЯ КАК
ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
СОВРЕМЕННОГО
УРОКА
Слайд 2«Интересно не только учиться,
но и демонстрировать
свои знания,
применять и
облекать их
в самые неожиданные формы»
Слайд 3
Система методической работы в условиях реализации личностно-ориентированного подхода.
Слайд 9Моделирование уроков инновационного типа.
Слайд 12ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Индивидуальные карточки контроля, орфографические и синтаксические пятиминутки, тесты, опрос-контроль
с помощью таблиц, графическое и цифровое обозначение написанного.
Слайд 13Карточки для слабых учащихся могут содержать консультацию, подсказку в виде образца
рассуждения, алгоритма, опорной схемы, которые помогут провести анализ и сделать правильные выводы, снимут стресс и помогут усвоить способ действия.
Слайд 14
В карточках для средних учащихся подсказка убирается.
Наряду с обычными упражнениями
они могут включать в себя задания типа "исправьте ошибки",
"сделайте выборку", "произведите классификацию",
"поработайте со схемами", "найдите общее и различное",
"переконструируйте
предложение",
которые рассчитаны
на сообразительность
и развитие мыслительных
способностей школьников.
Слайд 15Сильным ученикам предлагаются карточки с творческими заданиями, предусматривающими большой объем самостоятельных
мыслительных операций, например:
1. Приведите примеры слов:
а) с разделительными Ъ и Ь;
б) с Ь после шипящих в глаголах и
существительных;
в) с сочетаниями чт, чн, нч, нщ.
2. Придумайте предложения, в которых сочетания умывать руки, прикусить язык, воды в рот набрал были употреблены в прямом и переносном значении.
Слайд 16Орфографические и синтаксические пятиминутки
Задания пятиминуток могут быть разными:
определите,
в каких словах есть орфограмма, а в каких ее нет;
в выделенных словах обозначьте орфограмму и ту часть слова, в которой она находится;
вставьте пропущенные орфограммы и подберите проверочные слова;
составьте словосочетания по схемам;
выделите словосочетания из предложения;
найдите грамматическую основу предложения, определите, чем она выражена;
вставьте пропущенные пунктограммы, объясните их постановку и т.д.
Слайд 18
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
в именах существительных
Слайд 20Задания типа:
диктант «Проверь себя», «Найди ошибку», игра «Корректор» помогают учащимся
активизировать познавательную активность, применить свои умения и навыки на практике, способствуют развитию логического мышления,орфографической зоркости.
Слайд 23Разноуровневые карточки-задания по теме
«Сложноподчиненные предложения», 9 класс
Базовый уровень 1. Задание. Расставить
знаки препинания
(В)высь взл…тает Сокол жмется Уж к земле. (М.Г.)
Хотелось рисовать кисти выпадали из рук.
Посмотрит рублем подарит. Кукушка закуковала пора сеять лен.(Посл.)
2. Задание повышенного уровня сложности.
Опустив выделенные слова, расставить знаки препинания
1.Когда дождь кончился, мы пошли в горы.
2. За ночь все отдохнули, поэтому можно было двигаться дальше.
3. Шофер нажал на тормоз, но машина не остановилась.
4. Если скажешь слово, прибавят десять.
Слайд 24
Тематические зачёты—разноуровневая форма проверки знаний учащихся.
Первая часть тематического зачета проверяет, достиг
ли ученик обязательного уровня усвоения материала.
За каждое задание обязательной части зачета может быть
выставлен 1 балл, независимо от сложности. Учитывая достаточно
высокий уровень заданий обязательной части предлагаемых
тематических зачетов, считаем целесообразным при условии безошибочного
выполнения заданий этой части оценивать работу оценкой
«зачет, 4».
При выполнении 75% заданий учащийся получает «зачет» («3»),
в остальных случаях ученик пересдает зачет
по обязательной части,
причем он будет выполнять только задания, аналогичные тем,
с которыми не справился при выполнении обязательной части зачета.
Слайд 25К выполнению дополнительной части зачета допускаются учащиеся,
получившие оценки «зачет, 4»
Дополнительная часть содержит задания на повышенном уровне,
и их выполнение оценивается оценкой «4» или «5».
За задания разной сложности этой части зачета выставляется
(по усмотрению учителя) то количество баллов, которое указывается
учителем в скобках рядом с номером задания в листе учета.
Ученик, выполнивший 50% заданий дополнительной части
(при оценке учитель учитывает индивидуальные способности учащихся),
получает оценку за дополнительную часть «4», 75% — оценку «5»
(причем оценка «5» ученику выставляется при условии обязательного
выполнения творческой работы, например за сочинение-миниатюру).
Слайд 27
Итак, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Для вас!
Мы знаем,вы любите игры,
Песни,загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки!
Викторина по сказкам
А.С. Пушкина
Работа учащихся 11-Т класса Минеевой Анны, Борилко Ксении
Слайд 28«Тропа к Пушкину»
Путешествие по пушкинским местам
Мы жили на этой земле, не
давайте ее в руки опустошителей, пошляков и невежд. Мы – потомки Пушкина, с нас за это спросится…
К. Паустовский
Презентацию подготовили: Малашенкова Д., Шаранова А., Юрьева Е., Шалыгина А. 11Т класс.
Слайд 29
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА
ПО СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА
32
Слайд 30
Литературная викторина
по произведениям Н.В. Гоголя
30
Слайд 31Литературные игры проводятся на итоговых уроках. Такая форма контроля знаний учащихся
проверяет как знание текста художественного произведения, так и обращает внимание учащихся на детали и средства художественной выразительности.
Слайд 33
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЕКТ «МОЛОДЫЕ ГОЛОСА»
Поэтический альманах
«Струны сердца»
24
Слайд 34
Презентация книги
учащегося 11-Ю класса
Михаила Лысенка
«Мой Кёнигсберг»
Моя любимая
столица,
Мой город
и моя
страна,
И хоть границам не раскрыться,
Навек мне
Родина мила…
25
Слайд 35
Литературный вечер,
посвящённый
творчеству Сергея Есенина
28
Слайд 36
Литературная композиция
«Любите книгу всей душою»
29
Слайд 38Контроль знаний учащихся в рамках
личностно ориентированного обучения
- уровень проверяемого материала опирался
на реальные достижения учащихся;
- цели, поставленные учителем, были достигаемы;
- предупреждалось состояние тревожности;
- акцентировалось внимание на учебные возможности каждого ученика, особенности его личности.
Слайд 39В каждом классе есть дети
с высокой обучаемостью,
с хорошими способностями
и дети,
имеющие низкий
познавательный уровень
и интеллектуальные возможности.
Как адаптировать учебный процесс
к познавательным
возможностям каждого ученика?
Одним из путей решения данной проблемы
является технология индивидуализации
и дифференциации обучения.
Слайд 40Основной принцип технологии –
предъявление ученику
минимальных обязательных требований.
Сообщая ученику
уровень минимальной положительной
оценки, мы тем самым определяем некую границу его
прав и обязанностей. Ученик знает: это я обязан
освоить, а больше - если могу и хочу. Он осознанно
выбирает собственный уровень образования, исходя
из своих интересов, склонностей, способностей.
Слайд 43Требования к знаниям и умениям на более высоких уровнях
формулируются, учитывая тот
максимум знаний, который
дети могут усвоить, знаний, необходимых при решении наиболее
простых олимпиадных задач.
На этапе закрепления учебного материала
готовится тренировочный зачет по изученной теме. Он включает
в себя задания, которые в обязательной его
части проверяют, насколько хорошо усвоен ребятами
обязательный уровень требований.
Дополнительная часть теста проверяет усвоение учащимися
более высоких требований к знаниям и умениям по теме.
Такие задания оцениваются в два и более
баллов в тесте. Причем критерии оценки
работы учащихся по бальной шкале обязательно
приводятся в начале теста.
Слайд 44При организации учебного процесса приходится учитывать
основные характеристики ученика --
общие и
индивидуальные, возрастные, групповые
(например, особенности в здоровье, общении, познании).
Это связано с дифференцированным подходом и выбором
соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися.
Осуществлять учет индивидуальных особенностей детей необходимо
по возрасту, скорости мышления и усвоения, типу восприятия
и переработки информации, склонностям и интересам,
степени сформированности мотивационной сферы,
уровню умения учиться, уровню знаний, жизненному
опыту, коммуникабельности.
Слайд 45Для реализации изложенных принципов учитель использует
различные формы организации учебно-познавательной деятельности:
групповую
работу (взаимообучение и взаимоконтроль в условиях
работы пар, творческие групповые задания для подготовки к семинарам
и деловым играм, урокам-конкурсам); индивидуальную работу
(разноуровневые контролирующие материалы,
самооценка в условиях рейтингового контроля).
Учитель, начинающий работать в технологии уровневой
дифференциации, должен помнить, что дело это трудоёмкое.
Требуются значительные временные затраты
на составление списка ОРО(обязательные результаты обучения),
банка заданий для организации
работы учащихся на уроке и для тематических зачётов.
Требует сил и времени организация совместной деятельности
учащихся на уроках. Требуется также значительное
количество раздаточного материала разного вида.
Слайд 46Дифференцированный подход на основе индивидуализации
можно использовать и при подборе домашнего задания.
Это позволяет
развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными
умениями и навыками, сильного же ученика дифференцированное
задание ставит на более высокую ступень развития.
Нельзя добиться высоких результатов,
не проводя диагностики знаний и умений учащихся.
Неотъемлемой частью работы является ведение
мониторинга знаний учащихся, что позволяет держать в поле
зрения каждого ученика и его «багаж» знаний, вовремя организовать
индивидуальную работу на уроке и во внеурочное время.
Индивидуализация и дифференциация обучения позволяет
интегрировать формы работы на уроке (индивидуальную и групповую).
Групповая форма развивает у детей готовность к взаимодействию,
взаимопомощи, умение общаться, то есть их коммуникативные навыки.
Слайд 47 Технология дифференциации даёт возможность,
во-первых, обеспечить
каждому ученику базовый уровень
подготовки;
во-вторых, создать благоприятные условия тем,
кто проявляет интерес к обучению по предмету;
в-третьих, направлена на тесное сотрудничество ученика и учителя.
Сотрудничество учителя и учеников позволяет не только преодолеть
различные трудности в обучении, но и выявить его скрытые резервы.
Учебное сотрудничество может быть следующим:
учитель—учебный коллектив; учитель—ученик; ученик— ученик.
Сотрудничество может протекать в индивидуальной, групповой
и коллективной деятельности учащихся.
Слайд 48Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи
являются учебные пары.
В организации
их работы выделяются такие этапы.
1.Создание пар учителем.
2.Совместное выполнение задания, предложенного учителем,
взаимопомощь при выполнении, взаимная ответственность
за совместную работу.
3.Распределение ролей: 1 ученик выступает в роли учителя,
а второй -- в роли ученика. «Учитель» разрабатывает задания,
проверяет его выполнение. «Ученик» работает над заданием,
исправляет ошибки.
Слайд 49Интересной является работа в парах однотипного и
разнотипного состава.
«Сильный ученик
----- слабый ученик».
Прежде всего, дети этой пары должны стать терпимыми и
восприимчивыми к чужой помощи, а также способными
бескорыстно помочь однокласснику. Главной задачей
становится обучение сильного ученика совместной работе с
другим учеником.
Ученики, работающие в парах, должны научиться
совместным действиям, распределению ролей, восприятию
помощи другого и умению оказывать ее.
Главная же задача в работе пары заключается в том,
что каждый ее участник может обучить другого тому,
чем владеет лучше своего товарища.
Слайд 50Обмен ролями.
Сотрудничество является той гибкой формой общения, которая
предполагает возможность
смены ведущего и ведомого.
Работа в группах способствует выработке навыков контроля,
взаимоконтроля и самоконтроля. При этом создаются такие условия,
при которых любой ребенок может успешно справиться со своей ролью
в паре, что укрепляет веру ученика в собственные силы, поддерживает
постоянно углубляющийся познавательный интерес,
развивает креативные способности.