Презентация, доклад на тему Уроки Лирика Лермонтова

Содержание

ЦЕЛИ УРОКА: - проследить творческую эволюцию Лермонтова; - развивать умение выразительно читать; -комментировать и анализировать стихотворения; - раскрывать мысли и чувства лирического героя; -оценивать достоинства поэтического языка Лермонтова, выражать собственное отношение к ним.

Слайд 1ЛИРИКА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
«Глубокий и могучий дух»

ЛИРИКА  М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «Глубокий и могучий дух»

Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА:
- проследить творческую эволюцию Лермонтова;
- развивать умение выразительно читать;


-комментировать и анализировать стихотворения; - раскрывать мысли и чувства лирического героя; -оценивать достоинства поэтического языка Лермонтова, выражать собственное отношение к ним.
ЦЕЛИ УРОКА:	- проследить творческую эволюцию Лермонтова; 	- развивать умение выразительно читать; 	-комментировать и анализировать стихотворения; - раскрывать

Слайд 3ПОЧЕМУ В.Г. БЕЛИНСКИЙ СЧИТАЕТ, ЧТО ЛЕРМОНТОВ - «ПОЭТ СОВСЕМ ДРУГОЙ ЭПОХИ»

ПО СРАВНЕНИЮ С ПУШКИНЫМ?

«В первых своих лирических произведениях Пушкин явился провозвестником человечности, пророком высоких идей общественных; но эти лирические стихотворения были столько же полны светлых надежд, предчувствия торжества, сколько силы и энергии. В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, тех, в которых он особенно является русским и современным поэтом, также виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувств... Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества...»

ПОЧЕМУ В.Г. БЕЛИНСКИЙ СЧИТАЕТ, ЧТО ЛЕРМОНТОВ - «ПОЭТ СОВСЕМ ДРУГОЙ ЭПОХИ» ПО СРАВНЕНИЮ С ПУШКИНЫМ?	«В первых своих

Слайд 4 Заполните синхронистическую таблицу, кратко выписав те факты, которые характеризуют эпоху

1830-х гг..


Заполните синхронистическую таблицу, кратко выписав те факты, которые  характеризуют эпоху 1830-х гг..

Слайд 5 Эти стихи писаны кровью. Они вышли из глубины оскорблённого

духа: это вопль , это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!
В.Г.Белинский

Прочитайте стихотворение и подумайте, на чём основана такая критическая оценка.


Тема судьбы поколений в лирике Лермонтова

Эти стихи писаны кровью. Они вышли из глубины   оскорблённого духа: это вопль , это стон

Слайд 6Поэт-декабрист К.Ф.Рылеев писал думы. Но они были посвящены выдающимся людям. Почему

Лермонтов назвал своё стихотворение
« Дума»?
Выделите эпитеты, определяющие отрицательные черты поколения 1830-х гг.
Пронаблюдайте, глаголы какого времени употребляются в этом стихотворении чаще. Почему? Сделайте вывод, какие чувства лирического героя нашли отражение в стихотворении
«Дума». Какое из них , на ваш взгляд, преобладает?


« Дума»
Художник Л. Пастернак

Поэт-декабрист К.Ф.Рылеев писал думы. Но они были посвящены выдающимся людям. Почему Лермонтов назвал своё стихотворение

Слайд 7Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К

чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем ...
( « Монолог» )

Он был рожден для счастья,для надежд
И вдохновений мирных!
–но,безумный,
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной;
И мир не пощадил- и бог не спас!
Так сочный плод , до времени созрелый,
Между цветов висит осиротелый,
Ни вкуса он не радует ,ни глаз;
И час их Красоты – его паденья час!

«Он был рожден для счастья,для надежд»

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.   К чему глубокие познанья, жажда славы,

Слайд 8В чём Лермонтов видит лекарство от обнаруженной им болезни своего поколения

?
Потеряла ли « Дума» своё значение в наши дни ?

Мне нужно действовать,
я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать
«1831-го июня 11 дня»


В чём Лермонтов видит лекарство от обнаруженной им болезни своего поколения ?Потеряла ли « Дума» своё значение

Слайд 9 В сборнике 1840 г.
«Стихотворения М.Ю. Лермонтова»
датировано

1 января 1840 г.
Стихотворение написано под впечатлением новогодних празднеств накануне 1840 г. На одном из них, в Дворянском собрании, Лермонтова видел
И. С. Тургенев, о чём он рассказывает в
«Литературных и житейских воспоминаниях»:
«Нa бале Дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось,что я уловил на его лице прекрасное выражение поэтического творчества…»

В сборнике 1840 г. «Стихотворения М.Ю. Лермонтова» датировано 1 января 1840 г. Стихотворение написано

Слайд 10Прочтите эпиграф к стихотворению. С какой целью поэт его предпослал к

своему произведению? Можно ли сказать, что это стихотворение всего лишь описывает маскарад?

Сопоставьте восприятие светского общества в этом стихотворении и в стихотворении « Смерть поэта».
Что ненавидит и что презирает лирический герой Лермонтова?
Прочтите эпиграф к стихотворению. С какой целью поэт его предпослал к своему произведению? Можно ли сказать, что

Слайд 11«хладный сон текущей жизни»
память о
«поэтической недавней старине»
антитеза
Какой представляется лирическому герою его

окружающая толпа? Как эпитеты передают особенности восприятия лирического героя?

«железный стих»

Какими могли бы быть его содержание и образные средства?

сатира

элегия

Почему автор называет свою мечту « на праздник незваною гостьей»

«хладный сон текущей жизни»память о«поэтической недавней старине»антитезаКакой представляется лирическому герою его окружающая толпа? Как эпитеты передают особенности

Слайд 12РОЛЬ ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА .ЛЕРМОНТОВ И ПУШКИН
Вспомните стихотворение

« Поэт», с которым вы познакомились в 9 классе.

Каково отношение Лермонтова к современной ему поэзии ?
В какой степени поэзия Лермонтова соответствовала тем высоким требованиям, которые он высказал в этом стихотворении?


Какие мысли лермонтовской поэзии кажутся вам особенно актуальными в наши дни?

РОЛЬ ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА .ЛЕРМОНТОВ И ПУШКИНВспомните стихотворение  « Поэт», с которым вы

Слайд 13« ПРОРОК»(НАПИСАНО ЛЕТОМ 1841 Г)
Какая глубина мысли! Какая страшная энергия

выражения! Таких стихов…долго не дождаться России!
В.Г.Белинский

Задание: Прочитайте одноимённые стихотворения Пушкина и Лермонтова Какой вам представляется судьба пушкинского пророка в стихотворении
М. Ю. Лермонтова ?

« ПРОРОК»(НАПИСАНО ЛЕТОМ 1841 Г)  Какая глубина мысли! Какая страшная энергия выражения! Таких стихов…долго не дождаться

Слайд 14ДВА « ПРОРОКА»
Строки Лермонтова будто продолжают стихотворение Пушкина. С какой целью

Лермонтов использовал этот приём?

Вывод: совпадают ли представления Лермонтова и Пушкина о роли искусства в жизни общества?

ДВА « ПРОРОКА»Строки Лермонтова будто продолжают стихотворение Пушкина. С какой целью Лермонтов использовал этот приём? Вывод: совпадают

Слайд 15 «РОДИНА» ( 1841)
Что представляете вы при слове Родина? Что такое

родина для вас?
«РОДИНА» ( 1841)Что представляете вы при слове Родина? Что такое родина для вас?

Слайд 16
Какие картины родины типичны для поэзии Лермонтова?

Ещё в пятнадцатилетнем

возрасте, говоря о стране, где «стонет человек от рабства и цепей», где «… рано жизнь тяжка бывает для людей…» Лермонтов вынужден был с болью признать:
Друг! Этот край….моя отчизна
« Жалобы турка» (1829)
В другом он восклицал:
«Изгнаньем из страны родной хвались повсюду как свободой»
И всё же
Боюсь сказать!- душа дрожит!
Что, если я со дня изгнанья
Совсем на родине забыт!
« Спеша на север издалёка» (1837)
Это место рождения и может быть смерти,
Я родину люблю
И больше многих: средь её полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место. Где я буду отдыхать,
когда мой прах, смешавшийся с землёй,
Навеки прежний вид оставит свой
«Я видел тень блаженства» (1831)
Но рядом с образом России-государства рабов, голубых мундиров царедворцев вырисовывается другой её образ
Какие картины родины типичны для поэзии Лермонтова? Ещё в пятнадцатилетнем возрасте, говоря о стране, где «стонет

Слайд 17Почему начало стихотворения отделено от остальной части? Прокомментируйте, что отрицает поэт

в этой части произведения.
Почему Лермонтов называет свою любовь странною? Объясните значение слова «странный» с помощью синонимов.
Почему начало стихотворения отделено от остальной части? Прокомментируйте, что отрицает поэт в этой части произведения. Почему Лермонтов

Слайд 18Подсказка.
Пронаблюдайте, что противопоставляет поэт общепринятым представлениям о патриотизме. Обратите внимание

на триады
( три отрицания ,три подтверждения необъятности просторов ,три бытовых картины).
Почему лирического героя эти картины радуют?
Подсказка. Пронаблюдайте, что противопоставляет поэт общепринятым представлениям о патриотизме. Обратите внимание на триады ( три отрицания ,три

Слайд 19Вспомните стихотворения А.С. Пушкина « Деревня», «

Вновь я посетил».
Какие строки стихотворения « Родина» ,на ваш взгляд, навеяны поэзией Пушкина? Сравните, с каким чувством описывают похожие картины Пушкин и Лермонтов?
Какие пушкинские образы заимствовал Лермонтов? В чём заключается новизна их содержания в данном произведении?
Вспомните стихотворения А.С. Пушкина     « Деревня», « Вновь я посетил». Какие строки стихотворения

Слайд 20
Справка 1
Белинский так определял

мироощущение Пушкина: «Он ничего не отрицает ,ничего не проклинает, на всё смотрит с любовью и благословением. Это пушкинская вещь, так как здесь нет ни капли зла».

Справка 2
В Библии, в Послании к Коринфянам, так объясняется значение слова «любовь»: «Любовь…милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится;
..не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всегда надеется, всё переносит.
Любовь никогда не уходит».

Справка 3.
Поэт и учёный В. Ходасевич, живший в начале 20 века, отмечал, что Пушкину абсолютно не свойственно зло. Он умел показать читателю тёмную сторону души некоторых своих героев. Но зло и добро у него всегда рядом, а мир в целом прекрасен.


Справка 1 Белинский так определял мироощущение Пушкина: «Он ничего не отрицает

Слайд 21Какие мотивы образы, характеры, свойственные поэзии Лермонтова, воплотились в этом стихотворении?

«Звезда с звездою говорит», « в небесах торжественно и чудно», « земля в сиянье голубом»... Какие явления природы изобразил поэт в этих строках? Какие чувства лирического героя отобразились в этих строках?

Какие мотивы образы, характеры, свойственные поэзии Лермонтова, воплотились в этом стихотворении? «Звезда с звездою говорит», « в

Слайд 22действие и воля
одиночество
свобода и воля
странничество
изгнанничество
Родина
память и забвение
земля и небо
время и вечность
любовь
смерть
обман
мщение
покой

Мотивы

лирики Лермонтова

Какие из названных мотивов прозвучали в стихотворениях, с которыми вы познакомились сегодня на уроке ?


действие и воляодиночествосвобода и волястранничествоизгнанничествоРодинапамять и забвениеземля и небовремя и вечностьлюбовьсмертьобманмщениепокойМотивы лирики ЛермонтоваКакие из названных мотивов прозвучали

Слайд 23Казался ты и сумрачным и властным, Безумной вспышкой непреклонных сил: Но ты мечтал

об ангельски прекрасном, Ты демонски – мятежное любил! Ты никогда не мог быть безучастным, От гимнов ты к проклятиям спешил, И в жизни верил всем мечтам напрасным: Ответа ждал от женщин и могил Но не было ответа. И угрюмо Ты затаил, о чем томилась дума, И вышел к нам с усмешкой на устах. И мы тебя, поэт, не разгадали, Не поняли младенческой печали В твоих как будто кованых стихах! В.Я. Брюсов «К портрету Лермонтова»
Казался ты и сумрачным и властным, Безумной вспышкой непреклонных сил: Но ты мечтал об ангельски прекрасном, Ты

Слайд 24ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С каким кругом идей и понятий вы связываете гражданское чувство

человека?


Выучить наизусть стихотворение «Родина».

Повторить содержание повестей «Бэла»,
«Максим Максимыч».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕС каким кругом идей и понятий вы связываете гражданское чувство человека?Выучить наизусть стихотворение «Родина». Повторить содержание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть