Слайд 2
Общая цель
Формирование знаний учащихся о синонимах, о синонимическом ряде слов;
Развивать
логическое мышление учащихся, аналитические способности (сравнивать, сопоставлять, делать выводы ), пополнить словарный запас;
Умения и навыки работы в группе, воспитывать сплоченность, культуру общения, расширить кругозор.
Результат обучения
Знать:
- определение синонимов;
- о роли синонимов в речи;
Уметь:
- подбирать синонимы к данному слову; строить синонимический ряд;
- употреблять синонимы в речи в соответствии с оттенками значений
Научиться работать в группе, оценивать других
Слайд 3Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку;
метапредметные: развивать операции логического
мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.
Слайд 4
2 Актуализация знаний учащихся по пройденной теме
- Что такое
лексика?
- Что такое лексическое значение слова?
- Какие слова называются однозначными?
- Какие слова называются многозначными?
- Что вы знаете о прямом и переносном значении слов?
Приведите свои примеры.
Слайд 5 Д.Мамин-Сибиряк
«Сказка про храброго зайца…»
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата,
приплелись старые зайчихи - все слушают, как хвастается Заяц - длинные уши, косые глаза, короткий хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.
- Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
- И волка не боюсь, и лисицы, и медведя - никого не боюсь!
Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов.
Слайд 12Синонимы-слова одной и той же части речи, различные по звучанию и
написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение
Синонимический ряд – группа синонимов, состоящая из двух и более слов, объединенных общим значением, различаются оттенками взаимно дополняя друг друга.
Громоздкий, громадный, огромный, большущий, крупный, здоровенный (большой размер)
Работа, труд, дело, занятие (сущ)
Влажный, мокрый, сырой (прилаг)
Бежать, спешить, торопиться (глаг)
Слайд 137. Работа с учебником (стр 49 упражнение 114)
Выразительное чтение текста
Ответно-вопросная
беседа по содержанию текста:
Вам понравился этот текст?
Что портит этот текст?
Что необходимо сделать, чтобы данный текст стал более выразительным?
- Как избежать подобных повторов?
Слайд 14Выводы: Одно слово не способно выразить, раскрыть
понятие
Ряд слов с одним лексическим значением даёт более понятное, широкое представление о предмете.
Слайд 159. Задание
Прочитать стихотворение упр.115 выписать синонимы. Объясните их лексическое значение.
Слайд 16(1-я группа)
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
Слайд 17
(2-я группа)
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в
жару.
Слайд 18(3-я группа)
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что
дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.
Слайд 19( 4 группа)
В жизни есть тропинки , дороги и пути…
Выбирай их
очень осторожно!
Тяжело в доверие войти-
Выйти из него мгновенно можно!
Слайд 20
Перепишите синонимы в порядке усиления действия:
1. Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.
2.
Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.
Слайд 21Игра в мяч
Приятель-друг
Противник-враг
Шагать-идти
Солдат-воин, боец
Родник-ключ
Доктор-врач
Метель-вьюга, пурга, ураган
Холод-мороз, стужа
Мокрый- сырой, влажный
Вкусный- аппетитный, лакомый.
Слайд 22Мини-тест
1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.
А) состязание
Б) сражаться
В) борьба
2. Какое
из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?
А) чистоплотный
Б) опрятный
В) аккуратно
3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?
А) добрый – участливый – человеколюбие
Б) лёгкий – воздушный – невесомый
В) молодость – юность - молодеть
Слайд 23
Ребята продолжите предложения:
Синонимы – это … (примеры ..)
Синонимический ряд – это
… (свои примеры).
Роль синонимов в речи…