Слайд 1
Язык неистощим
в соединении слов.
А.С. Пушкин
Слайд 2Тема урока:
Строение и виды словосочетаний
Слайд 3Цели и задачи урока
Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи
слов в словосочетании.
Задачи урока:
1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
3) закрепление навыков правописания.
Слайд 4
Планируемые результаты:
Предметные:
обучающийся научится: определять строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания, отличие словосочетаний
от слова и предложения, способы выражения;
обучающийся получит возможность научиться: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развивать орфографические навыки.
Слайд 6Игра «Корректор».
Проверьте записанное.
Вера в успех, правдивый по натуре, желание не отстать,
не успевающий на поезд, детски наивно, наедине с братом, шли вслепую, излишняя напыщенность, лёгкое изумление, что-то необыкновенное, недостаточно прочный, некто чужой, шепчется с ней, качаются на ветвях, совсем недавно, старательно учиться.
Слайд 8Виды связей в словосочетаниях
Виды подчинительной связи, с помощью которых соединяются
слова в словосочетаниях, называются согласованием, управлением и примыканием.
В первом случае зависимое слово принимает форму главного, т. е. согласуется с ним в роде, числе, падеже или лице (синяя юбка, синей юбки, синюю юбку).
При управлении зависимое слово принимает определенную форму и не меняет ее при изменении формы главного слова (писать ручкой, пишу ручкой, писал ручкой).
При примыкании зависимое слово является неизменяемым и соединяется с главным только семантически (юбка плиссе, смотреть строго, желание спрятаться).
Слайд 9Типы словосочетаний
В зависимости от части речи главного слова выделяют глагольные (лететь
высоко, отправить письмо),
именные (домик на дереве, письменный ответ) и
наречные (близко к реке, высоко в небе). -
Слайд 10Определите способ связи и тип словосочетания по главному слову.
Образец: песня
о друге (управление, именное)
Слайд 11Сделайте синтаксический разбор словосочетаний у доски
Слайд 12Составьте словосочетания по способу управления и примыкания со словами
Касаться, коснуться, прикасаться;
предполагать, располагать, расположить;
излагать, изложить;
брать, выбирать;
блистать, блестеть;
протереть, протирать;
отпереть, отпирать;
примерить, примирить.
Слайд 13Замените, где можно, данные словосочетания синонимичными.
В каких случаях замена синонимами невозможна?
Почему?
Земляничное варенье, путевые заметки, сапоги из кожи, отец и сын, девочка пяти лет, мать с дочкой, записная книжка, зимний день, песни весны, классный журнал, мелодия вальса.
Образец: земляничное варенье - варенье из земляники
Слайд 14Проверь себя
Варенье из земляники
заметки (записи )в пути
кожаные сапоги
отец с сыном
пятилетняя
девочка
мать и дочь
книжка для записи
(когда?) зимним днём, день зимой
весенние песни
журнал класса
мелодия для вальса.
Слайд 15Какие наборы слов не являются словосочетаниями? Почему?
1. Идет дождь. Он красив.
Сегодня ветер
северный.
2. Море вдруг всколыхалося вокруг,
расплескалось в шумном беге и оставило
на бреге тридцать три богатыря …
(А. С. Пушкин)
3. Благодаря тебе, несмотря на неудачу
4. Дождь как из ведра, работать засучив рукава
5. Буду петь, менее увлекательный, самый красивый.
Слайд 16Типы словосочетаний
По своей структуре словосочетания делятся на простые и сложные.
Простые
состоят из двух самостоятельных слов (вечерняя прогулка, страшно вспомнить).
Сложные распространены дополнительными словами (отдыхал летом в лагере, посмотрел интересное кино).
Слайд 17Свободные и несвободные (цельные) словосочетания
В свободных словосочетаниях соединяются самостоятельные слова, каждое
из которых имеет полноценное лексическое значение. Такие словосочетания можно легко разложить.
Для цельных словосочетаний характерна неразложимость на компоненты.
Слайд 18Расскажите о цельных словосочетаниях подробнее
Слайд 19Оцените ответ одноклассника по следующим критериям:
1)научность;
2)культура речи;
3)представление;
4)связь с другими предметами;
5) интерес
Слайд 20Какая тема прослеживалась в иллюстрациях презентации? Вам предлагаются пословицы на эту
тему, выпишите из них словосочетания.
Определите, простые они или сложные, свободные или несвободные.
Друг без друга мы скуча_м,
Вмест_ с радостью игра_м.
И нам ссорит_ся (не) нужно.
Ведь всего сильнее ...
Слайд 21За не_о в огонь и в воду.
С ним в разве_ку и
в п_ходы.
С ним дел_м хлеб и соль нере_ко.
Не страшно с ним и_ти в разве_ку.
Слайд 22С виду мы
(Не) очень схожи:
Петька толстый,
Я худой,
(Не) похожи мы, а все
(же)
Нас (не) разол_ешь в_дой!
Дело в том,
Что он и я -
Закадычные …
Слайд 23Г_ворят, что мы похожи.
Отв_чаем: «Ну и что (же)?».
Г_ворят, что (не)разлучны.
Друг без
друга вправду ску_но.
Г_ворят, что мы б_лтушки...
Ну и что! Ведь мы …
Слайд 24Радость дел_т он со мной,
За меня всегда г_рой.
Коль б_да случится вдруг,
Мне
помож_т верный …
Слайд 25Она - это то, что (не) каждый
За жизнь себе смож_т с_скать,
Но
если нашел, бер_ги (же),
(Не) дай н_кому от_брать!
Слайд 26Вернёмся к целям и задачам нашего урока. Что вам показалось сложным?
На что нужно обратить внимание на следующем уроке?
Слайд 27С помощью цветных карточек определите своё настроение
Слайд 28Домашнее задание дифференцированное.
1.Написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», употребив пословицы.
2. Из пословиц о дружбе выписать словосочетания. Выполнить синтаксический разбор словосочетаний.