Слайд 1Подготовила Паклина Ирина Аркадьевна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ «Школа №3» города
Алушта
Сочинение-описание животного по личным впечатлениям
(урок развития речи в 5 классе)
Слайд 2Цели урока:
выяснить особенности построения описания животного в научном и художественном
стилях;
повторить особенности типов речи, в частности описания;
научить учащихся различать научное и художественное описание, обосновывать свое мнение, строить собственные высказывания, соблюдая стилевые особенности;
выяснить особенности построения описания животного в научном и художественном стилях;
развивать образное мышление учащихся, формировать креативную личность;
воспитывать любовь к природе у учеников, осознавать их неразрывное единство.
Слайд 3«Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу
писать, как написать и для чего написать».
Максим Горький.
Слайд 5Это одна из самых мелких пород собак. Высота в холке 21-25
см. Вес от 3 до 4 кг. У неё своеобразный шерстный покров. Волос по всему телу без подшерстка, свешивается по обе стороны туловища до земли. Окрас чисто-белый. Голова средней величины, удлиненная. Глаза круглые, тёмные, уши висячие. Лапы маленькие с черными подушечками. У собаки спокойный характер поведения, движения ровные
Слайд 6научное описание
Отличается
точностью,
логической последовательностью,
специальными научными словами (терминами).
Дается
перечень главных признаков
предмета, явления, лица.
Слайд 7 Я хочу рассказать о моем любимом животном.
Это собака, которую зовут Малыш. Малыш- это красивая болонка. Она небольшого роста, шерсть у неё снежно-белая, завивается и висит на боках и на мордочке, как у барашка. Длинные уши и коротенький хвостик совсем теряются в шерсти. Мордочка у болонки смешная. У неё приплюснутый носик и большие тёмные глаза. Ножки у Малыша коротенькие, маленькие. Когда собачка бежит, то она забавно семенит ими. Малыш очень любит сахар и выпрашивает его у всех, кто приходит к нам: становится на задние лапки, лезет своей мордочкой в карман и начинает скулить. Малыш любит мыться, его нельзя вытащить из воды, он барахтается и визжит, но зато не любит причёсываться, наверно, ему это причиняет боль. Он охотно едет гулять, хорошо слышит телефонный звонок в коридоре и начинает громко лаять и царапать дверь.
Я люблю свою собачку, и мне интересно наблюдать за жизнью моего маленького друга.
Слайд 8Художественное описание
Художественное описание
образное,
яркое,
красочное,
В нем отражается
восприятие автора,
его мысли,
чувства,
настроение.
Художественным стилем пишутся сказки, стихи, рассказы, повести и … сочинения.
Такое описание помогает нам
увидеть предмет, явление, лицо во всех подробностях,
представить его в своем воображении.
дать яркое представление об описываемом предмете, явлении, лице, используя изобразительно-выразительные средства
Слайд 9Художественное описание
Словесное изображение какого- нибудь явления или предмета путем перечисления его
характерных признаков.
Какова цель описания?
(Описать так, чтобы тем, кто будет читать, можно представить предмет).
Слайд 10 СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ ПОРОДЫ СОБАК. ИХ РАЗЛИЧАЮТ ПО ВЕЛИЧИНЕ, СТРОЕНИЮ,
ОКРАСУ, ГОЛОСУ. БОЛОНКУ НЕЛЬЗЯ СПУТАТЬ С СОБАКОЙ ДРУГОЙ ПОРОДЫ. БОЛОНКА ПУШОК - МАЛЕНЬКАЯ КОМНАТНАЯ СОБАКА. ОНА КРАСИВАЯ И ЛОХМАТАЯ. У НЕЕ БЕЛАЯ, ДЛИННАЯ, ШЕЛКОВИСТАЯ ШЕРСТЬ. МОРДОЧКА У ПУШКА НЕБОЛЬШАЯ, С ОГРОМНЫМИ ГЛАЗАМИ-ПУГОВКАМИ И МАЛЕНЬКИМ НОСОМ. ВЬЮЩАЯСЯ ШЕРСТЬ НА МОРДЕ КАК БЫ СКРЫВАЕТ НОС И ГЛАЗА. ВСЕ БОЛОНКИ БЫСТРО УЛАВЛИВАЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ЗАПАХИ, У НИХ ХОРОШИЙ НЮХ. У ПУШКА СЛЕГКА ПРОДОЛГОВАТЫЕ УШИ, КОТОРЫЕ ОН ПРИПОДНИМАЕТ, КОГДА НАСТОРОЖЕН ИЛИ ПРИСЛУШИВАЕТСЯ. ЛАПЫ У НЕГО НЕБОЛЬШИЕ, Но ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЕ, ПРИЧЕМ ПЕРЕДНИЕ ЛАПЫ НЕМНОГО КОРОЧЕ ЗАДНИХ. ПУШОК ХОРОШО БЕГАЕТ, ЗВОНКО ЛАЕТ И ОТКЛИКАЕТСЯ НА СВОЮ КЛИЧКУ.
ВПЕРВЫЕ ЭТА ПОРОДА СОБАК БЫЛА ВЫВЕДЕНА В ИТАЛЬЯНСКОМ ГОРОДЕ БОЛОНЬЯ. ОТ НАЗВАНИЯ ЭТОГО ГОРОДА И ПРОИЗОШЛО НАЗВАНИЕ ПОРОДЫ СОБАКИ “БОЛОНКА”.
Слайд 11Пушок - это маленький щенок, которого мне подарили в день рождения
бабушка с дедушкой. Я давно мечтал иметь именно такую собаку.
Пушку было всего четыре недели, он недавно открыл глаза и выглядел очень забавно.
Как и все болонки, он был небольшой, с длинной белой шерсткой и короткими лапками.
У Пушка была очень смешная мордочка: маленький холодный носик, похожий на кнопку, и темные озорные глазки.
Он был очень беззащитный, поэтому я все время носил его на руках, чтобы согреть. Когда щенок засыпал, то мордочку прятал в мою рубашку. В это время я не мог играть, потому что оберегал сладкий сон своего нового друга.
Пушок был очень маленький, и когда бегал по комнате, казалось, что катится шерстяной клубок. Он с удовольствием пил молоко и ел специальный корм для маленьких собак. Мы очень дружили с Пушком, но сейчас, к сожалению, его у меня нет.
Я всегда вспоминаю о нем с радостью и болью, потому что очень тоскую.
Слайд 12Замечательная Ласка
Кошки- замечательные пушистые друзья и помощники человека. Издавна кошек любили
и берегли.
Наша кошка появилась у нас в доме 5 лет назад совсем маленькой. Мы назвали ее Лаской.
Ласка- трехцветная киска, белая с серыми и рыжими пятнами. Шерсть у нее блестящая, густая. Туловище длинное, гибкое.
У моей кошки большие желтые глаза, острые уши, розовый нос похож на пуговку.
Лапы у Ласки ловкие, с острыми коготками, белые, в серых носочках. Ими она быстро ловит мышей.
Хвост тонкий, длинный. Если кошке что-то не нравится, она подергивает хвостом или машет им в разные стороны.
Характер у нее непростой. Она сердится, если ей мешают спать, сидеть около компьютера. Обожает маму, мурлычет, лежа у нее на коленях.
Любит есть суп, мясо, рыбу, пить молоко.
Спит на спинке кресла- все четыре лапы в разные стороны. Часто сидит около компьютера, смотрит на экран.
Вот такая она, наша Ласка. Мы все ее любим, и она это чувствует.
Слайд 13композиция (построение) художественного описания
1. Внешние, наиболее яркие признаки животного.
ГЛАЗКИ
УШКИ
НОСИК
ЛАПКИ
ХВОСТИК
ШЕРСТКА
Слайд 14рассказать о каком-нибудь случае, эпизоде из его жизни
2. Повадки, привычки.
как ходит?
играет?
ест?
купается?
гуляет?
В описания животных могут включаться элементы повествования, рассказа. И это понятно: описывая животное, невозможно не рассказать о каком-нибудь случае, эпизоде из его жизни.
Слайд 15Рассказ о случае из жизни любимца
3. Случай, который раскрыл бы характер
животного (добрый - злой, хитрый - простой, умный- глупый, ласковый- упрямый и пр.)
Слайд 16Задание №1
Текст: Внешний вид животного.
Дружок - это … щенок. Шерсть
у него … . Мордочка … . У щенка … глаза и … нос. Уши у него длины … . У Дружка … лапы и … хвост.
ВАША ЗАДАЧА СДЕЛАТЬ ОПИСАНИЕ ЯРКИМ, КРАСОЧНЫМ, ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ. ДЛЯ ЭТОГО ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОПИСАТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
МАЛЕНЬКИЙ, ДЛИННАЯ, ОВАЛЬНАЯ, ТЁМНЫЕ, ЧЕРНЫЙ, СРЕДНЕЙ, КОРОТКИЕ,ПУШИСТЫЙ
Слайд 17Задание №2
ТЕКСТ:
Однажды я нашел на улице котенка. У котенка был
необычный хвост. Наверное, ему хвост кто-то прищемил. Но все равно наш Алька мне очень нравится. У Альки серая шерстка с белыми пятнами. Мой Алька очень умный. Он умеет служить, когда просит рыбу или мясо. Он может спать на спине и даже положить за ухо лапу. Такой вот у меня............. друг.
Слова для справок: у него, хвостик, у нашего любимца, котенок, мой серый комочек, ушко лапку, маленький жизнерадостный
Задание: Заменить повторяющиеся слова, добавить на месте пропуска эпитеты)
Слайд 18Составляем текст
Составить текст, в котором предложения связаны по смыслу
Будем описывать собаку
или кошку
признаки описания:
(Какая? Какой? Какие? глаза, нос, голова, уши, хвост)
Слова для справок: большие, добрые, грустные, веселые, мокрый, вытянутый, аккуратная, пушистая, короткие, торчком, маленький, колечком
Слайд 20ПЛАН.
1. Я хочу рассказать о моем любимом животном.
2. Описание животного
а) внешний вид животного;
б) повадки животного.
3. Мое отношение к животному
Слайд 21начало сочинения
“Это животное очаровало меня сразу…”
“Моя маленькая смешная зверушка, как
бы я жила без тебя?!”
“Для меня было полной неожиданностью, когда в подарок я получила…”
“Я так долго мечтала о собаке (кошке), что просто устала ждать. Но…”
“У меня есть маленький друг, которому я доверяю все свои тайны. Я хочу рассказать о нем”.
Слайд 22Предупреждение ошибок.
«Один раз я увидела в подъезде на коврике маленького котенка.
Он был весь черный, ни одного белого пятнышка. Хвостик у него был маленький, пушистый. Глазки у него были зеленые, большие, умные».
СОВЕТ: при написании собственного текста необходимо избегать неоправданных повторов слов и выражений. Используйте синонимы. Особенно это касается клички вашего животного.
Слайд 23Найдите, в чем ошибка!
Художник в знак благодарности погладил лобастый затылок собаки.
Кот
был среднего роста.
У животных волосы или шерсть?
Ногти или когти?
Нос или клюв? (у птиц)
Лицо или морда, мордочка, мордашка?
Руки или лапы?
СОВЕТ: Избегайте в описании животных фактических неточностей и ошибок.
Слайд 24«Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу
писать, как написать и для чего написать».
Максим Горький.
Слайд 25Домашнее задание : Подготовить материал для сочинения-описания своего домашнего питомца
Слайд 26Памятка. Анализ сочинения-описания
1.Понятна ли главная мысль автора?
2. Описанное животное возникает перед
Вами, если
закроете глаза?
3.Выразительные ли предложения? Несут ли в себе
эмоциональную оценку?
4. Удалось ли автору передать своё отношение к
описываемому животному?
5. О чем, по-Вашему мнению, можно было бы написать
ещё?