Презентация, доклад на тему Урок русского языка Сочинение-описание предметов

Содержание

Здоровьесберегающая среда Соблюдение гигиенических условий (чистота кабинета, проветривание перед уроками, освещение кабинета, чистота доски). Контроль учителя за осанкой учащихся в течение урока. Физкультминутка.Оборудование. Компьютер. Мультимедийный проектор.

Слайд 1
СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ Предметов
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Деваева Альбина Владимировна
учитель русского языка и литературы1 категории


МБОУ «СШ №9» г.Нижневартовска
5 класс
СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПредметовУРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИДеваева Альбина Владимировнаучитель русского языка и литературы1 категории МБОУ «СШ №9» г.Нижневартовска 5

Слайд 2Здоровьесберегающая среда
Соблюдение гигиенических условий (чистота кабинета, проветривание перед уроками,

освещение кабинета, чистота доски).
Контроль учителя за осанкой учащихся в течение урока.
Физкультминутка.

Оборудование.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Здоровьесберегающая среда  Соблюдение гигиенических условий (чистота кабинета, проветривание перед уроками, освещение кабинета, чистота доски). Контроль учителя

Слайд 3ХОД УРОКА

ХОД УРОКА

Слайд 4Цели урока :

закрепить знания о тексте-описании, учить работе над сочинением-описа-

нием предмета;
совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста;
использовать выразительные средства;
способствовать умению видеть в обычном прекрасное.
Цели урока :закрепить знания о тексте-описании, учить работе над сочинением-описа-  нием предмета;совершенствовать умение раскрывать тему и

Слайд 5Учитель сообщает о целях и задачах урока

Психологически подготавливает к восприятию темы.
-

Ребята, здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Я рада видеть вас и наших гостей на сегодняшнем уроке.
- Дети, посмотрите в окно. Что вы там увидели? (Снег, темно, холодно…)
- А что вы чувствуете, глядя на этот пейзаж? Какие чувства вами овладевают, какое настроение появляется?
- А сейчас вернемся в наш уютный, теплый, светлый кабинет №304. Что вы чувствуете, сидя здесь сейчас? Каковы ваши ощущения, настроение?
- Пронесем наше хорошее настроение на протяжении всего урока, оно поможет нам в написании сегодняшней творческой работы.
Итак, у нас урок развития речи.
- Что мы делаем на таких уроках? (Развиваем речь.)

Учитель сообщает о целях и задачах урокаПсихологически подготавливает к восприятию темы.-  Ребята, здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Я

Слайд 6Он признался ножу :
-Без работы я лежу !
Построгай меня, дружок,
Чтобы я

трудиться мог

В снежном поле на дороге
Мчится конь мой одноногий,
И на много, много лет
Оставляет черный след.

Речевая разминка

ЭТАП 1

Он признался ножу :-Без работы я лежу !Построгай меня, дружок,Чтобы я трудиться могВ снежном поле на дорогеМчится

Слайд 7Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год
Он сердечко

отдает.
Пишет он , когда диктуют,
А сегодня вечерком
Он и чертит, и рисует,
Он раскрасил мой альбом
Не похож на человечка,Но имеет он сердечко.И работе круглый годОн сердечко отдает.Пишет он , когда диктуют,А сегодня

Слайд 8
Какой предмет «спрятался» в этих загадках? (Карандаш).
Какие слова, выражения помогают «отыскать»

его? (Одноногий конь на снежном поле, пишет, рисует, раскрашивает…)
Прочитайте выразительно, соблюдая паузы, интонацию и логическое ударение.

Какой предмет «спрятался» в этих загадках? (Карандаш).Какие слова, выражения помогают «отыскать» его? (Одноногий конь на снежном поле,

Слайд 9

Слово учителя.

ЭТАП 2
- На сегодняшнем уроке нам предстоит стать и художниками, и писателями одновременно. Вы, как художники, должны суметь в самом простом предмете увидеть что-то замечательное удивительное, свойственное только ему. Это непросто, ведь кроме зорких глаз, здесь нужна фантазия писателя. Описание – это текст, который указывает признаки объекта речи.
Что же такое признаки? Это характерная черта, особенность, примета, по которой мы узнаем предмет. К признакам мы относим объем, размер, форму, цвет, вкус, запах, возраст, внешний вид, подвижность, характер, влажность, сухость, твердость, мягкость, прочность, гладкость, шероховатость и т.п. У разных объектов речи свои признаки. Мир бесконечно разнообразен. Даже товары, которые под одним названием поступают в магазин, отличаются друг от друга. Мы покупаем ботинки и выбираем из, казалось бы, совершенно одинаковых, те, которые больше нравятся. Вещи, растения, постройки, люди, погода обладают своими общими признаками, и каждая отдельная вещь, растение имеют свои отличия.
Вот почему нужно изучать действительность, наблюдать окружающий мир, видеть признаки, находить слова для их обозначения. Чем наблюдательнее мы, чем богаче и разнообразнее наш словарь, тем точнее наша речь, тем безошибочнее , интереснее наша жизнь. Записать свои впечатления, найти единственно нужные слова тоже непросто. Поэтому давайте учиться этому.

Слово учителя.

Слайд 10 Тексты
Для этого обратимся к текстам

Тексты Для этого обратимся  к  текстам

Слайд 11Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! Крупная, мохнатая, она была

похожа на блестящую на солнце пушинку. В стороны расходились шесть равных лучиков, похожих на еловые лапки, а середина была словно крошечная шестиконечная звездочка.
Этап 3
Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! Крупная, мохнатая, она была похожа на блестящую на солнце пушинку.

Слайд 12Снег – вид зимних атмосферных осадков. Выпадает в виде снежных кристаллов,

одного из видов льда в атмосфере. Снежные кристаллы имеют различную форму. Наиболее часто встречаются шестисторонние пластинки с множеством разветвлений различных размеров.
Снег – вид зимних атмосферных осадков. Выпадает в виде снежных кристаллов, одного из видов льда в атмосфере.

Слайд 15 Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! Крупная,

мохнатая, она была похожа на блестящую на солнце пушинку. В стороны расходились шесть равных лучиков, похожих на еловые лапки, а середина была словно крошечная шестиконечная звездочка. Этап 4


Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! Крупная, мохнатая, она была похожа на блестящую

Слайд 16Структура текста-описания
Реализация структуры

Структура текста-описанияРеализация структуры

Слайд 17
- Заметьте, что первое предложение служит формулировкой

основной мысли текста.
- Доказывает ли автор последующим описанием основную мысль?
- Может ли оставить равнодушным это описание?
- Какие чувства оно вызвало у вас - желание остановиться и рассмотреть знакомую незнакомку-снежинку?
- Как же описать предмет самим? (Внимательно рассмотреть предмет, выделить детали, подобрать нужные эпитеты, сравнения).
- Как построить работу над сочинением? (Составить план). Этап 5

- Заметьте, что первое предложение служит формулировкой основной мысли текста. - Доказывает ли автор

Слайд 18Сделаем выводы и составим план работы

Сделаем выводы и составим план работы

Слайд 19План работы :
1.Рассмотреть предмет, выделить части, детали из

общей картины.
2. Определить тип речи. (Описание)
3. Стиль речи. (Художественный)
4.Сформулировать основную мысль, тему (предмет в целом) и микротемы (детали, признаки).
5.Отобрать языковые средства, необходимые, уместные при написании сочинения.
План работы : 1.Рассмотреть предмет, выделить части, детали   из общей картины. 2. Определить тип речи.

Слайд 20 Этот план поможет вам правильно построить сочинение. Запишем его в тетрадь. Физкультминутка.


Этот план поможет вам правильно построить сочинение. Запишем его в тетрадь.

Слайд 21А теперь, еще один отрывок-описание. Но автор его уже не ученик,

а русский
писатель 19 века Василий Одоевский. Герой его сказки «Городок в табакерке» - маленький Петя. Строгий отец разрешил ему взглянуть на чудесную табакерку. Затаив дыхание, смотрел мальчик на крошечный городок в табакерке. И вот что
он увидел. Этап 6
А теперь, еще один отрывок-описание. Но автор его уже не ученик, а русскийписатель 19 века Василий Одоевский.

Слайд 23 «Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка!

Пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый- и счесть нельзя, и все мал-мала меньше, и все золотые; а деревья- то также золотые, а листики на них серебряные, а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу».
«Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! Пестренькая, из черепахи. А что на

Слайд 24 - Какое лексическое значение у слова «табакерка» ?
( ТАБАКЕ́РКА, -и,

ж. Коробочка для табака ; прил. Табакерочный, -ая, -ое.)
- Какова основная мысль текста? (Какая прекрасная табакерка)
- Как соотносится с основной мыслью последующее описание? (Оно подтверждает основную мысль).
- Какой это стиль и тип речи? (Это художественное описание).
Обратите внимание, какие языковые средства отобрал писатель. Передана каждая деталь табакерки: крошечные золотые деревья, серебряные листики, игрушечное солнышко. Чтобы ярко, интересно описать предмет, нужно быть очень внимательным, чутким, зорким.
Надеюсь, и ваши сочинения помогут читателю зримо, ярко представить то, что вы описываете. Этап 7
- Какое лексическое значение у слова «табакерка» ?( ТАБАКЕ́РКА, -и, ж. Коробочка для табака ; прил.

Слайд 27Какой предмет вы решили описать? За чем наблюдали?

Какой предмет вы решили описать? За чем наблюдали?

Слайд 28
Давайте представим, что мы описываем книгу. На какие детали мы обратим

внимание? (Цвет, размер, иллюстрации, обложка).

- В каких фразах может быть дана оценка предмета? Найдите слова, которые характеризуют предмет с точки зрения удобства, пользы, красоты. (Красивый, изящный, яркий, нарядный, удобный, нужный, полезный).

- А теперь, когда вы имеете план работы, знаете, на какие детали обратить внимание и как выразить свое отношение к предмету, можно приступать к работе. Попытайтесь описать предмет ярко, образно и интересно!
Давайте представим, что мы описываем книгу. На какие детали мы обратим внимание? (Цвет, размер, иллюстрации, обложка). -

Слайд 29

Если хотите, вы можете описать эту табакерку.

Если хотите, вы можете описать эту табакерку.

Слайд 30Задание на дом.
Подготовиться к «заочной выставке» «Мое любимое

животное» (устное сочинение-описание животного).
Этап 8
Задание на дом.   Подготовиться к «заочной выставке» «Мое любимое животное» (устное сочинение-описание животного).

Слайд 31Сочинение учащегося.
Стул.
Какой полезный и нужный предмет – стул! Ведь стулья есть

в каждом доме.
Мой стул сделан из дерева, он теплого светлого цвета. Пока еще на нем мало сидели, потому что купили недавно. Сиденье у стула круглое и блестящее, похожее на блин, смазанный маслом. Ножки гнутые, не очень толстые, но прочные. Спинка стула тоже изогнута как у старинных кресел. Я видел такие в музее. На нем очень удобно сидеть. Когда делаешь домашние задания или играешь в компьютерную игру , этот предмет просто незаменим.
Мой стул мне очень нравится. И надеюсь, он проживет нашем доме долгую жизнь.
Алеша Зубков 5А класс.


Сочинение учащегося.Стул.Какой полезный и нужный предмет – стул! Ведь стулья есть в каждом доме.   Мой

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть