Слайд 1
СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ
Предметов
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Деваева Альбина Владимировна
учитель русского языка и литературы1 категории
МБОУ «СШ №9» г.Нижневартовска
5 класс
Слайд 2Здоровьесберегающая среда
Соблюдение гигиенических условий (чистота кабинета, проветривание перед уроками,
освещение кабинета, чистота доски).
Контроль учителя за осанкой учащихся в течение урока.
Физкультминутка.
Оборудование.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Слайд 4Цели урока :
закрепить знания о тексте-описании, учить работе над сочинением-описа-
нием предмета;
совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста;
использовать выразительные средства;
способствовать умению видеть в обычном прекрасное.
Слайд 5Учитель сообщает о целях и задачах урока
Психологически подготавливает к восприятию темы.
-
Ребята, здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Я рада видеть вас и наших гостей на сегодняшнем уроке.
- Дети, посмотрите в окно. Что вы там увидели? (Снег, темно, холодно…)
- А что вы чувствуете, глядя на этот пейзаж? Какие чувства вами овладевают, какое настроение появляется?
- А сейчас вернемся в наш уютный, теплый, светлый кабинет №304. Что вы чувствуете, сидя здесь сейчас? Каковы ваши ощущения, настроение?
- Пронесем наше хорошее настроение на протяжении всего урока, оно поможет нам в написании сегодняшней творческой работы.
Итак, у нас урок развития речи.
- Что мы делаем на таких уроках? (Развиваем речь.)
Слайд 6Он признался ножу :
-Без работы я лежу !
Построгай меня, дружок,
Чтобы я
трудиться мог
В снежном поле на дороге
Мчится конь мой одноногий,
И на много, много лет
Оставляет черный след.
Речевая разминка
ЭТАП 1
Слайд 7Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год
Он сердечко
отдает.
Пишет он , когда диктуют,
А сегодня вечерком
Он и чертит, и рисует,
Он раскрасил мой альбом
Слайд 8
Какой предмет «спрятался» в этих загадках? (Карандаш).
Какие слова, выражения помогают «отыскать»
его? (Одноногий конь на снежном поле, пишет, рисует, раскрашивает…)
Прочитайте выразительно, соблюдая паузы, интонацию и логическое ударение.
Слайд 9
Слово учителя.
ЭТАП 2
- На сегодняшнем уроке нам предстоит стать и художниками, и писателями одновременно. Вы, как художники, должны суметь в самом простом предмете увидеть что-то замечательное удивительное, свойственное только ему. Это непросто, ведь кроме зорких глаз, здесь нужна фантазия писателя. Описание – это текст, который указывает признаки объекта речи.
Что же такое признаки? Это характерная черта, особенность, примета, по которой мы узнаем предмет. К признакам мы относим объем, размер, форму, цвет, вкус, запах, возраст, внешний вид, подвижность, характер, влажность, сухость, твердость, мягкость, прочность, гладкость, шероховатость и т.п. У разных объектов речи свои признаки. Мир бесконечно разнообразен. Даже товары, которые под одним названием поступают в магазин, отличаются друг от друга. Мы покупаем ботинки и выбираем из, казалось бы, совершенно одинаковых, те, которые больше нравятся. Вещи, растения, постройки, люди, погода обладают своими общими признаками, и каждая отдельная вещь, растение имеют свои отличия.
Вот почему нужно изучать действительность, наблюдать окружающий мир, видеть признаки, находить слова для их обозначения. Чем наблюдательнее мы, чем богаче и разнообразнее наш словарь, тем точнее наша речь, тем безошибочнее , интереснее наша жизнь. Записать свои впечатления, найти единственно нужные слова тоже непросто. Поэтому давайте учиться этому.
Слайд 10
Тексты
Для этого обратимся
к текстам
Слайд 11Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! Крупная, мохнатая, она была
похожа на блестящую на солнце пушинку. В стороны расходились шесть равных лучиков, похожих на еловые лапки, а середина была словно крошечная шестиконечная звездочка.
Этап 3
Слайд 12Снег – вид зимних атмосферных осадков. Выпадает в виде снежных кристаллов,
одного из видов льда в атмосфере. Снежные кристаллы имеют различную форму. Наиболее часто встречаются шестисторонние пластинки с множеством разветвлений различных размеров.
Слайд 15 Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! Крупная,
мохнатая, она была похожа на блестящую на солнце пушинку. В стороны расходились шесть равных лучиков, похожих на еловые лапки, а середина была словно крошечная шестиконечная звездочка. Этап 4
Слайд 16Структура текста-описания
Реализация структуры
Слайд 17
- Заметьте, что первое предложение служит формулировкой
основной мысли текста.
- Доказывает ли автор последующим описанием основную мысль?
- Может ли оставить равнодушным это описание?
- Какие чувства оно вызвало у вас - желание остановиться и рассмотреть знакомую незнакомку-снежинку?
- Как же описать предмет самим? (Внимательно рассмотреть предмет, выделить детали, подобрать нужные эпитеты, сравнения).
- Как построить работу над сочинением? (Составить план). Этап 5
Слайд 18Сделаем выводы и составим план работы
Слайд 19План работы :
1.Рассмотреть предмет, выделить части, детали из
общей картины.
2. Определить тип речи. (Описание)
3. Стиль речи. (Художественный)
4.Сформулировать основную мысль, тему (предмет в целом) и микротемы (детали, признаки).
5.Отобрать языковые средства, необходимые, уместные при написании сочинения.
Слайд 20
Этот план поможет вам правильно построить сочинение. Запишем его в тетрадь.
Физкультминутка.
Слайд 21А теперь, еще один отрывок-описание. Но автор его уже не ученик,
а русский
писатель 19 века Василий Одоевский. Герой его сказки «Городок в табакерке» - маленький Петя. Строгий отец разрешил ему взглянуть на чудесную табакерку. Затаив дыхание, смотрел мальчик на крошечный городок в табакерке. И вот что
он увидел. Этап 6
Слайд 23 «Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка!
Пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый- и счесть нельзя, и все мал-мала меньше, и все золотые; а деревья- то также золотые, а листики на них серебряные, а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу».
Слайд 24 - Какое лексическое значение у слова «табакерка» ?
( ТАБАКЕ́РКА, -и,
ж. Коробочка для табака ; прил. Табакерочный, -ая, -ое.)
- Какова основная мысль текста? (Какая прекрасная табакерка)
- Как соотносится с основной мыслью последующее описание? (Оно подтверждает основную мысль).
- Какой это стиль и тип речи? (Это художественное описание).
Обратите внимание, какие языковые средства отобрал писатель. Передана каждая деталь табакерки: крошечные золотые деревья, серебряные листики, игрушечное солнышко. Чтобы ярко, интересно описать предмет, нужно быть очень внимательным, чутким, зорким.
Надеюсь, и ваши сочинения помогут читателю зримо, ярко представить то, что вы описываете. Этап 7
Слайд 27Какой предмет вы решили описать? За чем наблюдали?
Слайд 28
Давайте представим, что мы описываем книгу. На какие детали мы обратим
внимание? (Цвет, размер, иллюстрации, обложка).
- В каких фразах может быть дана оценка предмета? Найдите слова, которые характеризуют предмет с точки зрения удобства, пользы, красоты. (Красивый, изящный, яркий, нарядный, удобный, нужный, полезный).
- А теперь, когда вы имеете план работы, знаете, на какие детали обратить внимание и как выразить свое отношение к предмету, можно приступать к работе. Попытайтесь описать предмет ярко, образно и интересно!
Слайд 29
Если хотите, вы можете описать эту табакерку.
Слайд 30Задание на дом.
Подготовиться к «заочной выставке» «Мое любимое
животное» (устное сочинение-описание животного).
Этап 8
Слайд 31Сочинение учащегося.
Стул.
Какой полезный и нужный предмет – стул! Ведь стулья есть
в каждом доме.
Мой стул сделан из дерева, он теплого светлого цвета. Пока еще на нем мало сидели, потому что купили недавно. Сиденье у стула круглое и блестящее, похожее на блин, смазанный маслом. Ножки гнутые, не очень толстые, но прочные. Спинка стула тоже изогнута как у старинных кресел. Я видел такие в музее. На нем очень удобно сидеть. Когда делаешь домашние задания или играешь в компьютерную игру , этот предмет просто незаменим.
Мой стул мне очень нравится. И надеюсь, он проживет нашем доме долгую жизнь.
Алеша Зубков 5А класс.