Слайд 1Урок родного русского языка и литературного чтения
на тему
«Главная мысль текста»
2 А класс
24 марта 2016 г.
Слайд 2
Отрывок из книги
Александра Раскина
«КАК ПАПА
учился в школе»
Слайд 3Прочитаем отрывок вместе
по одному предложению (цепочкой)
Когда папа был маленьким и учился
в школе, он сам сделал табуретку. И он запомнил эту табуретку на всю жизнь. Это была удивительная табуретка, наверное, другой такой не было на всем белом свете. Так думал и Захар Петрович, преподаватель по труду.
Слайд 4
При папиной школе была столярная мастерская. И Захар Петрович учил ребят
в этой мастерской. Он учил их пилить, колоть, строгать, клеить, ломать и начинать все снова. Пока не получится. Это был небольшой старичок с очками в железной оправе. У него была любимая поговорка:
«Дело мастера боится». Иногда он к этому добавлял: «А бездельник боится дела».
Слайд 5
Захар Петрович начал свой первый урок так:
— Это что?
— Молоток! —
закричали все.
— Правильно. А это?
— Гвоздь!
— Верно! А это как называется?
— Доска!
— Очень хорошо. Требуется забить этот гвоздь этим молотком в эту доску с одного удара. Есть желающие?
— Есть! Есть! Есть!
Слайд 6
Желающих было много. Но самые сильные ребята не смогли этого сделать.
А Захар Петрович взял гвоздь, поставил на доску и ударил. Ударил не очень сильно. Все ахнули: гвоздь вошел в доску по самую шляпку.
— Главное тут — глазомер и точный удар, — сказал Захар Петрович. — Ясно?
— Ясно, — сказал маленький папа и ударил себя молотком по пальцу.
Было очень больно. И все засмеялись.
— Ничего смешного тут нет, — сказал Захар Петрович. — Думаете, я всегда по гвоздю бил? Ничуть не бывало. Стукнешь по пальцу, да еще тебе хозяин по затылку стукнет. Ты, мол, промазал, а я нет... Вот как нас учили.
Слайд 7
Всем стало жалко маленького Захара Петровича. Но тут он засмеялся и
сказал:
— Не бойтесь, я никого бить не буду. Вы сами тут будете хозяева. Все тут ваше. Для начала поучимся делать табуретки.
Табуретка! Что может быть проще? А попробуйте сами ее сделать. Да еще точно по размеру. Ох, сколько тут надо пилить, строгать, клеить, ломать, начинать все с самого начала! Ох, сколько работы, сколько сил, сколько умения и терпения для этого надо...
Первую табуретку сделал Миша Горбунов.
— Прошу садиться! — гордо сказал он.
— А ты сам сядь! — предложил ему Захар Петрович.
Миша Горбунов сделал очень важное лицо и осторожно сел на свою табуретку. Она заскрипела и развалилась.
Миша сел на пол под общий смех.
Слайд 8
Скоро, да не споро! — сказал Захар Петрович. — Начинай все
сначала. Да не спеши, а то опять народ насмешишь.
Никто не сумел сделать табуретку сразу. Всем пришлось переделывать.
— Ничего, ребята, — утешал Захар Петрович, — не сразу Москва строилась. Вы думали что? Пилить-строгать всякий может? Это верно. Только сперва попотеть надо...
Ребята старались изо всех сил. Ведь это было как на уроке: кто первый решит задачку. И даже интересно. Ведь на задачку не сядешь. Решил — и все. А тут каждый может сесть на свою табуретку. Да еще пригласить всех желающих.
Первую настоящую табуретку смастерила Варя Глазунова. Девочка! Правда, у нее отец был столяром. Он ее приучил к рубанку и пиле. И Захар Петрович очень хвалил Варю.
Слайд 9
— Стоящая работа! Всем мальчишкам нос утерла!
Мальчишкам было обидно. Они стали
дразнить Варю. Они ей говорили: «Варварка-столярка!»
А она не обижалась, она только спрашивала:
— А где же ваши табуретки?
И мальчишкам сказать было нечего.
Вторую табуретку сделал все-таки Миша Горбунов. И мальчишки немного успокоились. Потом как-то сразу все стали сдавать свои табуретки. Захар Петрович говорил:
— Вроде Володи — похоже на табурет.
Наконец и маленький папа сделал свою табуретку. К тому времени он был весь в царапинах и занозах, а нос и щеки были запачканы столярным клеем. Но ему было не до этого. Его первая табуретка была готова!
Слайд 10
Даже в день его рождения маленькому папе было не так хорошо
и весело, как в день рождения этой табуретки. Наверно, Захар Петрович очень хорошо понимал это.
— А ну, сядь, — сказал он заветные слова.
Маленький папа очень осторожно сел на табуретку. Она даже не скрипнула. Но тут Захар Петрович прищурился.
— Ножки сосчитай, — тихо сказал он. Маленький папа очень удивился.
Он посмотрел на свои ноги. Их было по-прежнему две. Но тут все мальчики и девочки покатились со смеху, многие даже сели на пол.
Тогда засмеялся и Захар Петрович.
Слайд 11
До сих пор маленький папа не может понять, как он умудрился
сделать табуретку на пяти ножках. Но она стояла перед ним. И она стоит перед ним до сих пор. И он до сих пор видит эти пять ножек. Пять, а не четыре. И он до сих пор слышит голос Захара Петровича:
«Что три ноги, что пять — начинай опять!»
И он думает, что это надо помнить при всякой работе.
Слайд 12Определите тему произведения и главную мысль
Чему учился папа?
Почему табуретка получилась такая?
Чего
хотелось каждому ученику?
Что понял папа навсегда?
А что понял ты?
Какую пословицу надо помнить?
Дело мастера боится!
И ты учись трудиться!
Слайд 13Задания для самостоятельной работы
1. Запиши слова в тетрадь, разбери их по
составу:
Маленький, умный, подснежники, пробежка, подарок
2. Запиши эти слова в 2 группы по частям речи
3. Допиши в каждую группу по 1-2 слова
Слайд 14Оцени себя!
У меня всё получилось!
Мне пришлось подумать!
Мне необходимо ещё поработать!
У меня всё обязательно получится!