Презентация, доклад на тему Урок литературы в 10 классе А.П. Чехов Мелюзга

Содержание

Слайд - кроссвордЧто объединяет этих героев русской литературы?К какому типу героев они относятся?Определите тему урока

Слайд 1 Модель инновационного урока

в рамках ФГОС

Из опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории ГБОУ “Школа 1494” (СП 278)
Гололобовой Любови Александровны

Модель инновационного

Слайд 2Слайд - кроссворд
Что объединяет этих героев русской литературы?

К какому типу героев

они относятся?

Определите тему урока
Слайд - кроссвордЧто объединяет этих героев русской литературы?К какому типу героев они относятся?Определите тему урока

Слайд 6Урок – исследование в 11 классе «Маленькие люди в русской литературе»

Учитель русского языка и литературы
высшей категории ГБОУ СОШ № 278 Гололобова Л.А.
Урок – исследование в 11 классе «Маленькие люди в русской литературе»

Слайд 7Предметная тема «От маленького человека к мелюзге» (Анализ рассказа А.П.Чехова «Мелюзга»)
Цели
Совершен-
ствование умения

анализа художественного текста

Определение стилистических особенностей творчества А.П.Чехова

Предметная тема «От маленького человека к мелюзге» (Анализ рассказа А.П.Чехова «Мелюзга»)ЦелиСовершен-ствование умения анализа художественного текстаОпределение стилистических особенностей

Слайд 8«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»
Кому из русских писателей
принадлежат эти

слова и как
вы их понимаете?

Ф.М. Достоевский

«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»Кому из русских писателей принадлежат эти слова и как вы их понимаете?Ф.М.

Слайд 9Читаем рассказ А.Чехова
«Мелюзга», героем которого
является «маленький человек».

Проверим, вышел ли


Антон Павлович из «Шинели»
Гоголя.

Запишите свою смысловую
версию рассказа.
Читаем рассказ А.Чехова «Мелюзга», героем которого является «маленький человек».Проверим, вышел ли Антон Павлович из «Шинели» Гоголя.Запишите свою

Слайд 10Смысловые версии рассказа
Автор изображает страдания маленького человека и его стремление к

лучшей жизни

Автор сочувствует маленькому человеку

Автор призывает читателя посочувствовать герою

Автор не сочувствует страданиям героя, сравнивает его с тараканом, иронизирует над ним

Смысловые версии рассказаАвтор изображает страдания маленького человека и его стремление к лучшей жизниАвтор сочувствует маленькому человекуАвтор призывает

Слайд 11Ситуация непонимания








Найдите в тексте слова или детали, в которых
выражено авторское

сочувствие герою

Ситуация непониманияНайдите в тексте слова или детали, в которых выражено авторское сочувствие герою

Слайд 12Как герой относится к таракану?
сочувствие
превосходство и злорадство

Как герой относится к таракану?сочувствиепревосходство и злорадство

Слайд 13Средства выражения авторской позиции
Думаем: таракан встречается в рассказе 3 раза. Автору


очень важно, чтобы читатель обратил внимание на эту
подробность (деталь), и, действительно,
она помогает понять отношение автора к герою.

Объясните, каким образом?

Средства выражения авторской позицииДумаем: таракан встречается в рассказе 3 раза. Автору очень важно, чтобы читатель обратил внимание

Слайд 14жалость
раздражение
убивает

жалостьраздражениеубивает

Слайд 15Каково состояние героя и таракана?
Через непрямое
сравнение
автор
подчёркивает
ничтожность
Невыразимова
и
бессмысленность
его существования

Каково состояние героя и таракана?Через непрямоесравнениеавторподчёркиваетничтожностьНевыразимоваи бессмысленностьего существования

Слайд 16Освоение нового приёма понимания
Н.В. Гоголь «Шинель»
А.П. Чехов «Мелюзга»
Одинаковое ли отношение

авторов к своим героям выражено в этих
сравнениях?

сочувствие герою и упрёк
бездушным людям

презрение к герою –
«заблудившемуся
таракану»

Освоение нового приёма пониманияН.В. Гоголь «Шинель»А.П. Чехов «Мелюзга»Одинаковое ли отношение     авторов к своим

Слайд 17Бывают странные сближенья…
Что сближает Акакия Акакиевича и Невыразимова?
бедный, мелкий чиновник
мечта, цель
(только

шинель)

бедный, мелкий чиновник
мечта, цель
(мечты масштабнее, их больше)

Бывают странные сближенья…Что сближает Акакия Акакиевича и Невыразимова?бедный, мелкий чиновникмечта, цель(только шинель)бедный, мелкий чиновникмечта, цель(мечты масштабнее, их

Слайд 18Список желаний Невыразимова
поучаствовать в «празднике жизни»
иметь семью, домашний уют
коляска
Пальто, золотая цепочка,

тёплая постель

новые сапоги, вицмундир без протёртых локтей

Мечты героя сводятся
к той же скромной
шинели – вицмундиру
без протёртых локтей

Список желаний Невыразимовапоучаствовать в «празднике жизни»иметь семью, домашний уютколяскаПальто, золотая цепочка, тёплая постельновые сапоги, вицмундир без протёртых

Слайд 19 Какими средствами герои Н.Гоголя и А.Чехова хотят достичь желаемого?
А.А. сшил шинель

благодаря
сверхурочной работе и жестокой
экономии на свечах, чае, сахаре,
т.е. честными путями добивался цели

Невыразимов мечтает удрать со службы,
обокрасть или написать донос, чтобы выслужиться

благородный, рассчитывает
только на свои труды,
добросовестно относится к службе

подлый, двуличный, завистливый

Поступки героев, их мотивация помогают понять
авторское отношение к герою

Какими средствами герои Н.Гоголя и А.Чехова хотят достичь желаемого?А.А. сшил шинель благодаря сверхурочной работе и жестокойэкономии

Слайд 20 Отношение Н.Гоголя и А.Чехова к своему герою – «маленькому человеку»?
не только

сочувствует герою, но и
призывает читателя признать в нём
«брата»

наделяет говорящей фамилией
Невыразимов – невыразитель
ный человек, никакой,
ничтожный, сравнивает с
«заблудившимся тараканом»,
что подчёркивает ничтожность
героя

Отношение Н.Гоголя и А.Чехова к своему герою – «маленькому человеку»? не только сочувствует герою, но ипризывает

Слайд 21 Объясните убийство таракана, отчего герою стало легче после этого?
Версии
герой выместил
на таракане

свою
неудовлетворённость
жизнью, доказав своё
превосходство над ним

а может, убивая
таракана, герой
убивает свою
ничтожную жизнь

может, автор
призывает
читателя
убить в себе
таракана

герой совершил
поступок и
убил в себе
ничтожество

Объясните убийство таракана, отчего герою стало легче после этого?Версиигерой выместил на таракане своюнеудовлетворённостьжизнью, доказав своёпревосходство над

Слайд 22«Всю жизнь я по капле выдавливал из себя раба»
Почему рассказ
называется

«Мелюзга»?

Автор характеризует этим словом героя, его сущность,
а скрытый призыв писателя убить в себе таракана
относится к читателям. Герой не способен переродиться.

«Всю жизнь я по капле выдавливал из себя раба»Почему рассказ называется «Мелюзга»?Автор характеризует этим словом героя, его

Слайд 23Автор и герой
Каково отношение А.Чехова к
герою рассказа?
Автор презирает своего героя.



За что презирает писатель героя?

Невыразимов завистлив,
всех людей считает плохими,
сам ни на что не способен


у него отсутствуют духовные ценности

Автор и геройКаково отношение А.Чехова к герою рассказа?Автор презирает своего героя. За что презирает писатель героя? Невыразимов

Слайд 24Итог урока
Можно ли сказать, что А.П.Чехов «вышел из «Шинели» Гоголя»?
Продолжает ли

писатель традиции освещения темы
«маленького человека», сложившиеся в XIX веке?





А.П.Чехов становится новатором в раскрытии темы
«маленького человека», высказывает неожиданный взгляд:
маленький человек не достоин сочувствия, потому что духовно
низок и смирился со своим ничтожеством.

Итог урокаМожно ли сказать, что А.П.Чехов «вышел из «Шинели» Гоголя»?Продолжает ли писатель традиции освещения темы «маленького человека»,

Слайд 25Думаем?
Кто виноват, что судьба
Невыразимова горька и
бесперспективна?
Сам герой: он смиряется
со

своим рабским и
ничтожным положением
Думаем?Кто виноват, что судьбаНевыразимова горька и бесперспективна? Сам герой: он смиряетсясо своим рабским и ничтожным положением

Слайд 26 Рефлексия
Изменилось ли ваше представление о смысле рассказа?
Какие моменты работы на уроке
помогли

вам изменить своё мнение
или утвердиться в нём?
Рефлексия     Изменилось ли ваше представление о смысле рассказа?Какие

Слайд 27
Желаю удачи в борьбе

за человека в самом себе!
Желаю удачи в борьбе

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть