Слайд 1Творчество национальных поэтов России (20век)
Слайд 2Габдулла Тукай
Детство поэта
Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886
года в деревне Кушлауч Казанской губернии.
Когда Габдулле было около пяти месяцев, он лишился отца, вскоре умерла мать , и в возрасте четырёх лет Габдулла стал круглым сиротой[. После кратковременного пребывания в семье деда, он оказывается в Казани, в семье бездетного жителя, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в деревню.
В 1892—1895 годах его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне недалеко от Кушлауча.
Слайд 3Начало творческого пути
В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе
Уральске, он учился в медресе(духовное училище мусульман), одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе.
1904 год. он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова.
После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы . Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях.
В начале 1907 года Тукай покидает медресе ,начинается его «вольная жизнь». Стихотворения Тукая «Шурале», «Пара лошадей», «Родной земле» были посвящены теме Родины.
Слайд 4Поэтическое наследие татарского поэта
Осенью 1907 года Тукай приезжает
в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью.
К 1908 году в творчестве Тукая возникает целый цикл поэтических произведений. Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911—1912 гг., написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья — своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа.
Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911—1912 гг. он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья туда за революционную деятельность в родном краю.
Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казань — Уфа— Петербург.
Прожив в Петербурге 13 дней, Тукай покидает столицу и отправляется в казахскую степь — пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань возвращается в начале августа. Тукай работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.
Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель, всё ближе узнавая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал правящий класс .
2 (15) апреля 1913 года Габдуллы Тукая не стало, как писал Максим Горький, «от голода и чахотки» Габдулла Тукай был похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы (Казань)
Слайд 5Кайсын Кулиев
Кайсын Кулиев родился 19 октября 1917 года и
вырос в высокогорном ауле Верхний Чегем Кабардино-Балкарии в семье скотовода и охотника. Отец умер, когда Кайсын ещё был ребёнком. В 1926 году поступил в школу. После окончания школы учился в педагогическом техникуме в Нальчике, заполняя толстые тетради своими стихами. Первые стихотворные опыты Кулиева относятся к годам ученичества, первые публикации — к 1933 году.
С 1935 года по 1939 год Кайсын Кулиев учился в ГИТИСе и Литературном институте имени А. М. Горького в Москве. литературу. Закончив учёбу в Москве, преподаёт литературу , он осознает себя поэтом, много пишет и печатается, определяя для себя начало своего литературного пути.
В 1938 году Кайсын Кулиев был принят в Союз Писателей.. В 1940 году выходит первая книга лирики на родном языке- «Привет, утро!»
Слайд 6Поиск творческого пути
В июне 1940 года поэт уходит в армию. Великая Отечественная
война застает его в Прибалтике. С середины 1942 года стихи Кайсына Кулиева публикуются в центральных печатных изданиях в русских переводах, звучат по Всесоюзному радио.
В ноябре 1942 года после ранения Кулиев по приглашению писателя А. А. Фадеева приезжает в Москву, где в военной Москве был организован творческий поэтический вечере.
В 1943 году сборник стихов Кайсына Кулиева был выдвинут на соискание Сталинской премии,но эту премию ему не дали.
С боями Кайсын Кулиев прошел трудными фронтовыми дорогами, испытал горечь потерь,ранения. Был десантником, военным корреспондентом газеты «Сын отечества», где печатались его боевые корреспонденции и стихи, принесшие ему широкое признание. Принимал участие в боях за освобождение Москвы, Украины, Крыма, Прибалтики.
В марте 1944 года Кайсын Кулиев узнает о депортации балкарского народа в Среднюю Азию. В апреле 1944 года, выписавшись из госпиталя после ранения и побывав в родном Чегемском ущелье, он отправился в ссылку вслед за своим народом, добровольно разделив с ним его трагическую судьбу.
Более десяти лет прожил Кайсын Кулиев в Киргизии, активно участвуя в литературной жизни республики, но без права издавать собственные произведения.
Слайд 7Поэтическое наследие
В 1956 году Кайсын Кулиев вернулся в
Кабардино-Балкарию. Закончил Высшие литературные курсы в Москве. Его поэзия вновь занимает достойное место в отечественной литературе.
В 1970 году вышло двухтомное издание собрания сочинений Кайсына Кулиева, в 1976—1977 годах собрание сочинений в трех томах.
Начало 80-х годов — всего пять лет, отпущенных К. Кулиеву жизнью, несмотря на тяжелую болезнь, было для него плодотворным. В 1985 году вышел сборник стихов. «Говорю людям» — последнее прижизненное издание поэта. Он успел подготовить к выходу в свет сборники стихов «Человек. Птица. Дерево.» (1985), «Жить!» (1986).
Последние годы жизни, вплоть до своей кончины 4 июня 1985 года К. Кулиев провёл в своем доме в городе Чегем, где по его завещанию, он и похоронен. В настоящее время это Мемориальный Дом-музей Кайсына Кулиева. Здесь хранятся вещи, книги, документы, фотографии поэта.