Презентация, доклад на тему Традиции песенно-былинной поэзии в произведенИи М. Ю. Лермонтова Песнь про царя Ивана Васильевича, удалого опричника и удалого купца Калашникова

В произведениях Лермонтова редчайший пример органического проникновения автора в дух и склад устной народной поэзии.

Слайд 1Традиции песенно-былинной поэзии в произведенИи М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича,

удалого опричника и удалого купца Калашникова»

Подготовил презентацию ученик МБОУ СОШ №9
г. Димитровграда
Хуртин Александр
Научный руководитель
учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №9 города Димитровграда Ульяновской области
Миронова Любовь Николаевна

Традиции песенно-былинной поэзии в произведенИи М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, удалого опричника и удалого

Слайд 2В произведениях Лермонтова редчайший пример органического проникновения автора в дух и

склад устной народной поэзии.

В произведениях Лермонтова редчайший пример органического проникновения автора в дух и склад устной народной поэзии.

Слайд 3Оно открывается запевом «Ох ты гой еси»
и зачином «Не сияет на

небе солнце красное»,
вслед за которыми идет повествование события
и завершается исходом «Гей вы, ребята удалые».
Оно открывается запевом «Ох ты гой еси»и зачином «Не сияет на небе солнце красное», вслед за которыми

Слайд 4В ней налицо старинные формы народной лексики:
Просторечивые слова («твово», «мово», «восплакалась»,

«супротив», «пужаешься»);
Уменьшительно-ласкательные суффиксы («кушачком», «головушку», «сиротинушка»);
Деепричастия с суффиксом на «ючи» («распеваючи», «играючи»)
Частицы «вот» «уж» («Вот молча оба расходются», «Уж вы, братцы мои»);
Союз «аль»-»али» («Аль ты думу затаил?») и многое другое.



В ней налицо старинные формы народной лексики:Просторечивые слова («твово», «мово», «восплакалась», «супротив», «пужаешься»);Уменьшительно-ласкательные суффиксы («кушачком», «головушку», «сиротинушка»);Деепричастия

Слайд 5В традициях устно-народного творчества Лермонтов пользуется постоянными эпитетами («солнце красное», «тучи

синие», «сабля вострая») .
 
В традициях устно-народного творчества Лермонтов пользуется постоянными эпитетами («солнце красное», «тучи синие», «сабля вострая») . 

Слайд 6Подражая устно-поэтическому творчеству, Лермонтов достигает удивительной живописности в сравнениях человека с

природой: «Ходит плавно — будто лебедушка; Смотрит сладко — как голубушка; Молвит слово — соловей поет» . 
Подражая устно-поэтическому творчеству, Лермонтов достигает удивительной живописности в сравнениях человека с природой: «Ходит плавно — будто лебедушка;

Слайд 7Необыкновенную красоту сообщает поэме образ зари — фона происходящих событий. Во

второй главе заря на исходе: «За Кремлем горит заря туманная» . В третьей главе «Заря алая подымается» .
Необыкновенную красоту сообщает поэме образ зари — фона происходящих событий. Во второй главе заря на исходе: «За

Слайд 8 В явно народном духе строится фраза в «Песне…»: способом сочинения, при

помощи союзов «и» , «а» , «да». С редким искусством Лермонтов применяет и другие традиционные виды устно-поэтического синтаксиса: эллипсисы («Как полюбишься — празднуй свадебку, не полюбишься — не прогневайся»); отрицательные параллелизмы ( «Не сияет па небе солнце красное, не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, сидит грозный царь Иван Васильевич») ; фразовые параллели («Вышел я на страшный бой, на последний бой» , «И ударил впервой купца Калашникова, И ударил его посередь груди»). 
 В явно народном духе строится фраза в «Песне…»: способом сочинения, при помощи союзов «и» , «а» ,

Слайд 9В «Песне… » большая роль отведена таким художественным приемам, как повторы

(«плачем плачут» , «горько-горько», «пир пировать»), игра синонимов («И причитывали да присказывали», «наточить-навострить», «одеть-нарядить»), повторения слов, выражений («на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, будто сосенка во сыром бору») , предлогов «за“ (за железный замок, за дубовую дверь»), «про» («Про тебя пашу песню сложили мы, мы про твово любимого опричника»), частицы «не» («Не потерся ли твой парчевой кафтан? Не измялась ли шапка соболиная?» ) и т. п.
В «Песне… » большая роль отведена таким художественным приемам, как повторы («плачем плачут» , «горько-горько», «пир пировать»),

Слайд 10СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть