Слайд 2Цели урока:
* познакомить учащихся с основными типами речи;
* совершенствовать умение определять
тип речи текстов , используя определенные вопросы;
* развивать речь учащихся, обучая их строить тексты различных типов речи.
Слайд 3Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок смешанного типа
Оборудование урока
: тексты, схемы, толковые словари
Слайд 4Компетенции:
*лингвистическая - закрепить основные речеведческие понятия, элементарные сведения о языке;
*языковая –
сформировать у обучающихся лингвистическое мировоззрение, вооружив их основами знаний о родном языке;
*коммуникативная - обучить школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Слайд 5 I. Типы речи:
* повествование
* описание
* рассуждение
Ход урока
Слайд 6II. Повествование – тип речи, в котором описываются (рассказываются) события в
определенной последовательности.
( что произошло? )
Слайд 7Текст «Плохо!»
Собака яростно лаяла, припадая на
передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно?
- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
- Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
( В. Осеева.)
Слайд 8Задание к тексту
Скорректируйте план:
Женщина отогнала собаку.
«Как вам не стыдно!»
Котенок жалобно мяукал.
Мальчики
стояли рядом и «ничего не делали».
«Собака яростно лаяла».
Словарная работа:
Взъерошиться – беспорядочно торчать в разные стороны.
Жалобно – выражая скорбь, тоску, обиду.
Яростно – гневно, неукротимо, не сдерживаясь.
Слайд 9III. Описание -
это такой тип речи, в котором описываются предметы,
явления, животные, люди и т.п.
(какой? какая? какое? какие?)
Слайд 10Текст «Матрешка».
Матрешка в шали пышного алого цвета
стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная.
В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота.
Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой – соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем.
К. Паустовский.
Слайд 11Задания к тексту:
1. Найдите предложения, содержащие описание матрешки.
2. Из данных предложений
выпишите словосочетания по модели прил. + сущ., характеризующие матрешку.
3. Используя толковые словари, найдите объяснение выражений: «сусальное золото», «рдеющие щеки».
Слайд 12IV. Рассуждение -
умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логической
последовательности,
тип речи, который обычно состоит из трех частей:
тезис (то, что нужно доказать);
доказательства ( или аргументы, доводы, объяснения);
вывод.
Почему?
Слайд 13Текст «В чём заключается счастье?»
Человек, любящий и умеющий
читать, - счастливый человек.
Он окружен множеством умных, добрых друзей. Друзья эти – книги.
Слайд 14Задания к тексту:
1. Почему человек бывает счастлив?
2. Каковы следствия данного явления?
3. Что из этого следует?
Слайд 15V. Закрепление темы:
Задание: определите тип речи данных текстов.
1. На столе лежало
яблоко. Оно было большое, ароматное. С одного бока желтоватое, а с другого – румяное. Это был новый сорт, который вывели в нашем селе.
2. Книги Юрия Коваля мы давно знаем и любим. Любим потому, что они пронизаны добротой к людям, ко всему живому. Любим потому, что они написаны точным, образным и весёлым языком.
3. Я искал и добрался однажды до Воробьиного озера. Не слишком большое, но и не маленькое, лежало оно среди еловых лесов, а прямо посередине рассекали его воды три острова, похожие на узконосые корабли.
4. В один прекрасный день мы пошли с лопатами к местам, где были заброшенные родники, и закипела работа. Очистили родники, установили срубы, поставили шесты, сделали скамейки – отдохни, путник, напейся родниковой воды.
Слайд 16VI. Итоги урока
Что нового узнали на уроке?
Какие бывают типы речи?
Какой тип
речи называется повествованием?
Что такое описание?
Что значит рассуждать?
VII. Домашняя работа.
Повторить и запомнить все правила.
Составить микротекст из 5 предложений ( 1 ряд-повествование, 2 ряд- описание, 3 ряд-рассуждение).