Слайд 1Тема любви в повести А.И. Куприна «Олеся»
Слайд 2История создания повести
В 1897 году Александр Куприн служил управляющим имением в
Ровенском уезде Волынской губернии. Молодого человека впечатлили красота Полесья и сложные судьбы жителей этого края. На основе увиденного был написан цикл «Полесских рассказов», украшением которого стала повесть «Олеся».
Слайд 3Черты романтизма в повести
1.Протест против пошлости, обыденности и прозаичности жизни.
2.Общая пессимистическая
направленность.
3.В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам и морально-нравственным нормам. В повести это Олеся.
4. «Двоемирие» (разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу). Реальный мир – это перебродские жители, Петербург, его «высший свет». Идеальный же – это лес, в котором живёт Олеся с бабушкой.
5. «Местный колорит» (противостоящая обществу личность чувствует духовную близость с природой, её стихией).
Слайд 4Любовь в повести
Тема любви - основная тема в повести «Олеся». Именно
любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Но писатель видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах.
А.И.Куприн мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси.
Слайд 5Образ Олеси
Олеся: выросла в единении с природой и близка к ней;
«оригинальную
красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть...”;
главный герой рассказа убеждается в том, насколько девушка чиста, возвышенна, добра. Она обладает удивительным даром, но она никогда бы не употребила его во зло;
у любви Олеси и молодого барина нет будущего, девушка прекрасно это понимает и не хочет быть помехой для благополучия своего любимого человека.
Слайд 6Какой цвет сопровождает образ Олеси?
«Красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на
ослепительно белом, ровном фоне снега» (первая встреча).
Красный кашемировый платок.
Красные бусы – единственная вещь, оставшаяся на память об Олесе (последний эпизод).
Слайд 7Образ Ивана Тимофеевича
Добрый, но слабый.
«Доброта ваша не хорошая, не сердечная».
«Своему слову не господин».
«Не властен над собой».
Подавил в себе предчувствие беды.
Слайд 8"Наивная, очаровательная сказка любви"
"Наивная, очаровательная сказка любви" заканчивается разлукой. И виной
тому не только невежественные поселяне, но и сам Иван Тимофеевич, не сумевший бороться за свою любовь. А иногда и не хотевший бороться. Ему легче быть слабым, безвольным. Легче страдать, чем быть счастливым. Ведь в борьбе за счастье надо приложить усилия, волю, труд. А он просто безвольный, самовлюбленный...
Слайд 9Огонёк чистого естественного чувства…
Завершается повесть удивительно характерной деталью: Иван Тимофеевич после
исчезновения Олеси находит в опустевшей хате нитку красных бус. Каждая бусинка как огонек чистого естественного чувства.
Слайд 12Своеобразие цикла
В полесском цикле имеется тенденция противопоставить деревенскую жизнь жизни капиталистического
города, который выглядит скопищем голодного и нищего люда, буржуазной сытости и мещанского благополучия – синонимом социального неравенства людей.